тел. (495) 223-42-15

Германия: десять лет непрерывного роста

Бурные политические события в Германии в минувшем году привели к формированию нового правительства и заявлению Ангелы Меркель о том, что она не будет больше выдвигать свою кандидатуру на пост федерального канцлера.  Начало 2019 г. дает повод говорить об окончании эпохи Меркель и позволяет подвести первые итоги деятельности возглавляемых ею с 2005 г. правительств.

Для канцлерин все эти годы основной задачей было сохранение и повышение конкурентоспособности германского хозяйственно-политического, социально-экономического и культурно-исторического пространства. Его сравнительные преимущества традиционно опираются на политику хозяйственного порядка – основы немецкой социальной рыночной модели, свободу конкуренции, малый и средний бизнес, монетарную и финансовую стабильность. Выполнению этой задачи помогли реформы ее предшественника, социал-демократа Герхарда Шрёдера, который в 2003 г. начал масштабную реформу рынка труда. Во многом это обеспечило успешный выход из мирового финансового кризиса 2008–2009 гг. и устойчивый рост экономики Германии с 2010 г., который с большой долей вероятности продолжится и в 2019–2021 гг. Позитивные изменения за время правления Ангелы Меркель произошли в сфере государственных финансов – с 2012 г. у Германии стабильный профицит совокупного бюджета; последовательно снижается уровень госдолга к ВВП – в последующие годы он должен снизиться ниже требуемых Маастрихтскими соглашениями 60%. Постоянно растет занятость и снижается безработица. Благодаря конкурентоспособности товаров и услуг ФРГ укрепила свое положение как одной из ведущих экспортных держав мира.

Среди наиболее значимых реформ, начатых А. Меркель – смена энергетической парадигмы («энергетический поворот», инициированный канцлерин в марте 2011 г.), и цифровая трансформация – основной приоритет Большой коалиции с 2013 г. В рамках первой реформы была поставлена задача полного выхода из ядерной энергетики, сокращения доли электростанций, работающих на угле, соответственно, закрытия угольных шахт и увеличения доли возобновляемых источников энергии. Основные успехи в альтернативной сфере были достигнуты в электроэнергетике, в существенно меньшей степени – в традиционной генерации. Важно, что спрос на газ (природный и сжиженный) будет возрастать. В 2018 г. правительство приняло спорное решение о последовательном запрете использования дизельных двигателей. На этом фоне государство продолжает поддерживать использование транспорта на электрической тяге. Эксперты отмечают, что концепция энергетической трансформации постепенно теряет поддержку электората и в последующие годы государство будет вынуждено несколько смягчить свои подходы, перенося центр тяжести на развитие сетевого хозяйства и внедрение цифровых технологий.

Не все просто с процессами цифровизации. Занимая первое место по инновационному потенциалу (количество зарегистрированных патентов и число научных публикаций), страна по-прежнему остается «середнячком» в его практической реализации, т.е. в инновационном развитии. Одна из проблем – недостаточно развитая цифровая инфраструктура. Пока не решены задачи обеспечения всех домохозяйств доступом к широкополосному интернету, существенного повышения качества электронного правительства, цифрового образования, сетевизации народного хозяйства и перехода на этой основе к платформенной экономике. Особых успехов в течение 2018 г. в этой сфере (в отличие от реализации стратегии «Индустрия 4.0») достигнуто не было. Эти задачи переходят на следующие годы.

Несмотря на существенные государственные инвестиции, проблемой остается техническое обслуживание и развитие транспортной инфраструктуры (сухопутной, морской, речной), особенно на уровне коммун. До сих пор не закончены пенсионная и налоговая реформы. Продолжаются реформы образования и здравоохранения. Похоже, будущему канцлеру придется продолжить их.

Но вернемся к прошедшему 2018 г. Очевидно, что не оправдались прогнозы темпов роста ВВП в 2,2%. Реальные цифры оказались существенно ниже – по предварительным оценкам, около 1,5–1,6%. В 2019 г. ожидается примерно такой же прирост. Важно, однако, что он станет десятым годом непрерывного экономического роста. До 2024 г. он вряд ли превысит 2%-ную отметку. Основная причина – начавшееся в 2018 г. снижение внешнего спроса из-за усиления протекционистских тенденций в мировой торговле, неуверенность немецких компаний (особенно машино- и автомобилестроения) в перспективах внешнеэкономических отношений с США и Китаем, а также непредсказуемостью Брекзита. В последующие годы темпы роста экспорта товаров и услуг будут уступать увеличению импорта, но существенный внешнеторговый актив сохранится. Из этого вытекает задача поддержания внутреннего спроса, в первую очередь со стороны государства.

В 2018 г. достигнут очередной рекорд занятости (44,9 млн человек) и минимальной безработицы (2,35 млн человек), что наряду с высокой численностью мигрантов, получающих государственную поддержку, содействует высокому спросу домохозяйств на товары и услуги. В 2019 г. эти показатели поставят новый рекорд: 45,2 млн и 2,24 млн человек. Не исключено, что, начиная с 2021 г., вследствие снижения мировой конъюнктуры и дальнейшего внедрения цифровых технологий эти показатели несколько ухудшатся. При этом эксперты считают, что вклад цифровизации в уменьшение числа рабочих мест будет минимальным.

С одной стороны, германской экономике не хватает нескольких сотен тысяч высококвалифицированных рабочих мест – вузы и трудовая миграция пока не способны удовлетворить существующий спрос. Более того, продолжится отток высококлассных специалистов в другие страны. С другой стороны, увеличиваются демографические диспропорции – в структуре населения растет доля граждан пожилого возраста и уменьшается доля молодых (на них приходится основная нагрузка по формированию пенсионного фонда).

В 2018 г. продолжилось проведение миграционной политики, построенной на принципе «пряника и кнута». В декабре 2018 г. после долгих дебатов правительство Большой коалиции приняло проект долгожданного закона о трудовой миграции, который описывает механизмы и рамочные условия привлечения иностранной рабочей силы. Он должен быть утвержден бундестагом в начале 2019 г. Если это произойдет, то закон вступит в силу в 2020 г. и будет действовать до 2022 г. После подведения промежуточных итогов будущая правительственная коалиция примет решение о дальнейшей судьбе закона.

В последующие годы лица, не получившие статуса беженцев или нарушающие немецкие законы, всё более активно будут высылаться из страны. Их число будет возрастать (сейчас в среднем – 25 тыс. человек в год). Остальные будут интегрироваться – для этого государство создало эффективную инфраструктуру по поддержке лиц, получивших статус беженцев, в т.ч. в сфере языковой и профессиональной подготовки.

После существенного спада в 2014–2016 гг., обусловленного кризисными явлениями в российской экономике и взаимными санкциями ЕС и РФ, с 2017 г. наблюдается постепенное восстановление внешнеторгового оборота между Россией и Германией. Несмотря на неблагоприятный политический фон, немецкие компании (к концу 2018 г.  по сравнению с 2014 г. их число сократилось примерно на 20%) продолжают осуществлять существенные прямые инвестиции. Несколько крупных концернов заключили специальные инвестиционные контракты с Минпромторгом РФ. Основные риски для 2019–2021 гг. российский и германский бизнес видит в возможном введении экстерриториальных санкций США. Связанная с этим неуверенность, особенно малых и средних фирм, в среднесрочной перспективе будет сдерживать развитие двусторонней хозяйственной кооперации. При этом Германия останется основным внешним источником оборудования и технологий для модернизации отечественного народного хозяйства.

Владислав БЕЛОВ, заместитель директора по научной работе Института Европы РАН, заведующий отделом страновых исследований, руководитель Центра германских исследований

Среди наиболее значимых реформ, начатых А. Меркель, – смена энергетической парадигмы («энергетический поворот»)

ФРГ укрепила свое положение в качестве одной из ведущих экспортных держав мира

По глобальному индексу конкурентоспособности Всемирного экономического форума ФРГ занимает третье место в мире (после США и Сингапура)

2019 г. станет для Германии десятым годом непрерывного экономического роста

Основные макроэкономические показатели Германии

Показатели/Годы 2016 2017 20181 20191
ВВП, %2 2,2 2,2 1,6 1,5
Занятость, млн чел. 43,6 44,3 44,9 45,3
Безработные, млн чел. 2,7 2,5 2,3 2,2
Безработица,% 3 6,1 5,7 5,2 4,9
Инфляция,%4 0,5 1,8 1,9 2,1
Сальдо платежного баланса по текущим операциям5 8,5 7,9 7,2 6,6
Профицит бюджета5 0,9 1,0 1,6 1,2
Государственный долг5 68 63 61 59

 

1.Прогноз: Совет экономических экспертов при правительстве ФРГ.

2. Темпы прироста. Очищено от ценовых колебаний, темпы прироста.

3. К числу занятых.

4. Темпы прироста потребительских цен по отношению к прошлому году.

5. В % к ВВП.

Источники:

https://www.sachverstaendigenrat-wirtschaft.de;

https://www.bundesbank.de;

http://www.manager-magazin.de