Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
25 ноября 2018 г., после 18-месячных переговоров между Лондоном и Брюсселем об условиях развода Великобритании с Евросоюзом, лидеры ЕС одобрили Соглашение о выходе Великобритании из состава союза. 15 января 2019 г. английский парламент проголосовал против условий этого соглашения.
В соответствии с соглашением предполагалось, что Британия должна прекратить членство в структурах Евросоюза 29 марта 2019 г., уже с 30 марта она теряет право участвовать в разработке общеевропейских законов и не будет представлена в структурах ЕС. В рамках Брекзита установлен переходный период, который завершится 31 декабря 2020 г. В течение этого времени весь свод законов ЕС будет продолжать применяться к Великобритании. Она будет признавать все нормы и структуры ЕС, но не будет участвовать в принятии решений. Это относится и к новым правилам, которые вступят в силу в этот период. Задача переходного периода для Лондона — свести к минимуму ущерб от выхода Британии из ЕС для безопасности, бизнеса и граждан этой страны и ЕС.
До конца переходного периода Британия останется участником Таможенного союза ЕС и Европейского единого рынка и будет делать отчисления в бюджет объединения. Это означает, что ей придется соблюдать нормы и правила Общего рынка ЕС. В течение этого периода граждане ЕС и Соединенного Королевства будут пользоваться свободой перемещения, после чего свободное передвижения людей прекратится.
Переходный период будет действовать до тех пор, пока Лондон и Брюссель не заключат всеобъемлющую торговую сделку. В случае, если ЕС и Британия не заключат торгового соглашения, то торговые отношения между ними будут регулировать правила ВТО. Переходный период может быть продлен, но лишь один раз по совместному решению сторон.
Великобритания согласилась оставаться участником Европейской конвенции о защите прав человека и уважать юрисдикцию Европейского суда в Люксембурге.
Главным камнем преткновения в соглашении о Брекзите стал чрезвычайно чувствительный для Лондона вопрос о границе Северной Ирландии, вызывавший в ходе переговоров больше всего споров. В настоящее время эта граница существует чисто номинально. Евросоюз предлагает оставить Северную Ирландию в таможенном союзе, чтобы избежать появления «жесткой границы» между двумя частями острова – этим регионом Соединенного Королевства, с одной стороны, и членом ЕС Республикой Ирландия, с другой. Лондон, в свою очередь, заявляет, что в таком случае нежелательная граница появится внутри Соединенного Королевства. Граница между Республикой Ирландией и Северной Ирландией останется прозрачной до тех пор, пока Брюссель и Лондон не договорятся о приемлемых вариантах окончательного решения проблемы.
В течение года в стране нарастало недовольство условиями развода Британии с ЕС, которое, в конечном итоге, вылилось в острейший политический кризис. Опросы общественного мнения свидетельствовали о том, что Соглашение по Брекзиту не устраивает ни его сторонников, ни противников. План правительства не находил поддержки не только у его оппонентов – лейбористов, либерал-демократов, Шотландской национальной партии. Против выступали и «жесткие» евроскептики и идеологи «жесткого» варианта Брекзита из консервативной партии и демократической юнионистской партии Северной Ирландии. В течение года правительство покинули ряд ключевых членов кабинета.
Противники Терезы Мэй инициировали вынесение премьер-министру и лидеру партии вотума недоверия. Однако им этого не удалось. Мэй удержалась на посту премьера, но судьба Брекзита по-прежнему под вопросом.
Нарастание экономической и политической неопределенности стало важнейшим сдерживающим фактором для роста производства. Прирост ВВП в 2018 г. был наименьшим после 2012 г. – ниже, чем в других странах «Большой семерки». Если раньше изменения в экономической динамике, как правило, определялись объективными процессами, то сейчас перелом тенденции был «рукотворным» – вызван решением Лондона выйти из состава ЕС.
Замедлились темпы роста потребительских расходов – драйвера британской экономики в предыдущие годы. Во многом оно стало следствием снижения курса фунта, что привело к повышению импортных цен и росту инфляции. В течение большей части 2017–2018 гг. инфляция превышала рост номинальных доходов населения. Население из-за опасения дальнейшего роста цен стало больше средств откладывать на сбережения и выплату долгов. Бизнес на неопределенность перспектив в связи с Брекзитом реагирует сдерживанием и уменьшением капитальных расходов, а также угрозами перенести мощности за рубеж. Наблюдается уменьшение притока прямых иностранных инвестиций.
По оценке Управления по бюджетной ответственности, в ближайшие три года темпы роста ВВП в Британии будут существенно уступать мировым и будут ниже, чем в ЕС. Как считает большинство экспертов, в случае выхода страны из Евросоюза произойдет дальнейшее затухание темпов роста ее экономики. Потери для Британии окажутся особенно большими, если ей не удастся достичь всеобъемлющего торгового соглашения по Брекзиту. В этом случае, считает Банк Англии, экономика рискует получить более сильный удар, чем во время глобального финансового кризиса 10 лет назад.
В меняющихся условиях правительство и Банк Англии вносят коррективы в экономическую политику, подчиняя ее задаче приспособления экономики к условиям выхода из ЕС.
В целях повышения эффективности экономики, прежде всего производительности труда и конкурентоспособности, в ноябре 2018 г. средства Национального инвестиционного фонда производительности были увеличены с 23 до 31 млрд ф. ст. Значительная их часть пойдет на модернизацию экономической инфраструктуры. Предполагается вложить 2,3 млрд ф. ст. в развитие НИОКР и увеличить их долю в ВВП с нынешних 1,7% до 2,3%.
Промышленная стратегия предполагает акцент на сокращение чрезмерных внутренних диспропорций, а также внешних дисбалансов. На повестке дня создание сбалансированного хозяйства, которое должно в большей мере опираться на сбережения, частные инвестиции и экспорт, а также на реальный сектор экономики и меньше зависеть от государственных и потребительских расходов и сферы услуг, в первую очередь финансовых, а также диверсификация производства.
Ухудшение экономической ситуации, сопровождающееся сокращением налоговых поступлений, побудило правительство внести изменения в бюджетную политику. Оно отказалось от политики «жесткой экономии» и амбициозного плана сбалансировать бюджет к 2020 г. Чтобы уменьшить недовольство в стране своей политикой по Брекзиту, основное внимание в осеннем бюджете 2018 г. правительство уделило поддержке социальной сферы. С апреля 2019 г. будет увеличена почасовая минимальная заработная плата. Повышается уровень минимального дохода, не подлежащего налогообложению. Возрастет финансовая помощь работающим родителям, инвалидам и их семьям. Заморожены налоги на топливо, пиво и алкогольные напитки. Дополнительные средства выделены местным органам власти на развитие социального обеспечения, на содержание начальных и средних школ.
Брекзит оказался в центре внешней политики Британии. Выход страны из европейского регионального объединения поставил вопрос об изменении ее места в современном мире. В новых условиях в Лондоне все шире обсуждается идея возврата к глобализму, концепция глобальной Британии. Еще в марте 2017 г. Т. Мэй пояснила ее следующим образом: «Мне бы хотелось, чтобы мы были подлинно глобальной Британией: не только лучшим другом и соседом для наших европейских партнеров, но и страной, которая распространяет свое влияние за пределы Европы и строит отношения как со старыми друзьями, так и с новыми союзниками».
Несмотря на Брекзит, Европа останется важнейшим направлением внешней политики Британии. В течение года Лондон неоднократно заявлял, что страна и после выхода из ЕС останется союзником и партнером Евросоюза.
Как и в предыдущие годы, Лондон придавал особое значение развитию экономических и политических отношений со странами Азии, особенно с Китаем. В начале 2018 г. состоялся первый официальный визит Т. Мэй в Китай. Особое внимание в ходе переговоров уделялось развитию глобального стратегического партнерства и расширению экономических связей между двумя странами. По итогам визита общий объем заключенных сделок превысил 13,1 млрд долл. Предполагается, что, благодаря этому, в Великобритании будет создано более 2,5 тыс. рабочих мест. Во время поездки в июле в Пекин министра иностранных дел Британии Дж. Ханта стороны высказались за противодействие протекционизму и за укрепление принципов свободной торговли.
Напряженными оставались российско-британские политические отношения. Однако – и это важно подчеркнуть – с конца 2016 г., несмотря на неблагоприятный политический климат, ситуация в российско-британских экономических отношениях изменилась к лучшему. По итогам 2017 г. двусторонний товарооборот вырос почти на 23%. В 2018 г. он продолжал расширяться и в январе-сентябре вырос на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. По данным российской статистики, объем накопленных в России прямых британских инвестиций приблизился к докризисному уровню, а, если исходить из британской статистики, он уже превышен. В основе оживления взаимных торгово-экономических связей – сохраняющаяся заинтересованность британских деловых кругов в продолжении нормальных связей с российскими партнерами.
В середине 2018 г. Россия и Великобритания впервые с 2014 г. возобновили диалог о развитии двусторонних торговых отношений. Продолжалась работа совместной Российско-британской торговой палаты. В феврале 2017 г. на ее очередном заседании главным вопросом стал выход британских товаров на российский рынок в условиях антироссийских санкций. Продолжала свою деятельность двусторонняя Рабочая группа по вопросам создания Международного финансового центра в Москве с участием ряда коммерческих банков, рейтинговых агентств, а также финансовых и юридических компаний России и Великобритании. В 2017 г. в ее рамках создана специальная Совместная группа по финансовым технологиям.
Противоречивые процессы в экономической и политической жизни Британии затрудняют оценку ближайших перспектив развития страны. В любом случае они будут в решающей мере зависеть от эффективности политики государства по ее адаптации к новым условиям. Если до официальной даты Брекзита – 29 марта 2019 г. – никакой сделки с Брюсселем утвердить не удастся, то Великобритания покинет ЕС без соглашения.
Ефим ХЕСИН, д.э.н., главный научный сотрудник ИМЭМО РАН
В ближайшие три года темпы роста ВВП в Британии будут существенно уступать мировым и будут ниже, чем в ЕС
Объем накопленных в России прямых британских инвестиций приблизился к докризисному уровню
Если до официальной даты Брекзита сделки с Брюсселем утвердить не удастся, Великобритания покинет ЕС без соглашения
Задача переходного периода для Лондона – свести к минимуму ущерб от выхода Британии из ЕС
В ноябре 2017 г. правительство опубликовало новую Промышленную стратегию, в которой изложило свое видение будущего британской экономики. Спустя год, представляя парламенту новый бюджет, министр финансов Ф. Хэммонд заявил: «В центре глобальной Британии должна быть динамичная инновационная экономика».
В условиях подготовки к Брекзиту во внешней политике Лондона возрастало значение американского направления. В ходе переговоров президент США и британский премьер-министр заявили о намерении сохранить отношения особого партнерства.
Динамика основных макроэкономических показателей
Показатели/Годы | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018(1) |
ВВП (2) | 2,9 | 2,3 | 1,8 | 1,7 | 1,3 |
Безработица (3) | 6,2 | 5,4 | 4,9 | 4,4 | 4,1 |
Инфляция (4) | 1,5 | 0,0 | 0,7 | 2,7 | 2,6 |
Платежный баланс по текущим операциям (5) | –4,9 | –4,9 | –5,2 | –3,8 | –3,5 |
Дефицит государственного бюджета (5) | –4,9 | –3,8 | –2,3 | –1,9 | –1,9 |
Чистый государственный долг (5) | 82,6 | 82,3 | 85,2 | 85,3 | 83,7 |
Прогноз. 2. Темпы прироста. 3. В % к числу трудоспособных. 4. Темпы прироста потребительских цен. 5. В % к ВВП.
Источники: United Kingdom. IMF Country Report; HM Treasury. Budget 2018