Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Недавно открытая картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» стала самым дорогим лотом на осеннем аукционе Christie’s 2017 г. Она была продана за 450,3 млн долл. – абсолютный рекорд цены для произведения искусства, ушедшего с молотка на публичных торгах.
Посмотреть на это событие собрались почти тысяча коллекционеров, антикваров, экспертов, журналистов и зрителей. Еще несколько тысяч следили за продажей в прямом эфире. При этом у аукционного дома была гарантированная ставка от заочного покупателя в 90 млн долл. С этой цифры и начался торг, который шел 20 минут. Основными претендентами были четыре телефонных покупателя и один участник в зале. Покупателем картины Леонардо да Винчи стал принц Саудовской Аравии Бадер бин Абдулла бин Мохаммед бин Фархан аль-Сауд. Картина будет выставлена в музее Лувра в Абу-Даби.
Последнюю находящуюся в частной коллекции работу Леонардо да Винчи продал русский миллиардер Дмитрий Рыболовлев.
История картины и ее научная атрибуция – сюжет для детективного романа.
Существует несколько фактов, косвенно доказывающих, что Леонардо написал Христа в образе Спасителя мира на рубеже XV–XVI вв. по заказу короля Франции Людовика XII.
Известна гравюра 1650 г., выполненная чешским графиком и рисовальщиком Вацлавом Холларом с оригинала Леонардо да Винчи (как указал сам гравер). Сохранились также карандашные наброски и эскизы картины: рисунок головы Христа, датируемый 1480-ми гг., а также эскизы драпировок, композиционно совпадающих с рисунком на картине и гравюре. Есть также несколько близких работ учеников Леонардо с тем же сюжетом.
Картина «Спаситель мира» впервые упоминается в коллекции британского монарха Карла I. Следующее свидетельство относится к 1763 г., когда картина была продана Чарльзом Гербертом Шеффилдом, незаконнорожденным сыном герцога Букингемского. Тот распродавал наследие отца после того, как продал Букингемский дворец королю. Затем «Спаситель мира» надолго исчез из виду и до начала XX в. считался безвозвратно утраченным.
В 1900 г. на небольшом английском аукционе картину, атрибутированную как полотно малоизвестного итальянского живописца и последователя да Винчи Бернардино Луини, приобрели для пополнения коллекции сэра Фрэнсиса Кука. Считается, что к этому моменту «Спаситель мира» уже подвергся такой неумелой реставрации, что разглядеть руку Леонардо было невозможно. В 1958 г. во время распродажи картин из собрания Кука на аукционе Sotheby’s изрядно переписанное изображение Христа было продано всего за 45 фунтов. Однако в каталоге аукциона картина была уже указана как поздняя копия с картины художника эпохи Возрождения Джованни Больтраффио. Затем картина попала в частную коллекцию в Нью-Йорке, а в 2005 г. «Спаситель мира» был приобретен группой арт-дилеров (включая нью-йоркского специалиста по старым мастерам Роберта Саймона) всего за 10 тыс. долл. на мелком американском аукционе.
Предполагается, что именно галерист и искусствовед Роберт Саймон первым увидел в безымянной работе руку Леонардо. По его инициативе были проведены необходимые исследования и консультации с экспертами. Реставрацией и изучением «Спасителя мира» с 2007 по 2010 гг. занималась профессор Дайанн Модестини. По ее словам, «Спаситель мира» получил первые повреждения очень давно (доска, на которой выполнено изображение, раскололась надвое) и впоследствии картина многократно изменялась. Так, уже к 1900 г. картина была «сильно перекрашена», в частности Христу была дописана борода, оригинальный черный фон был заменен зеленым, а позже – грязно-коричневым.
После четырех лет реставрации «грубо наложенные и искажающие поздние слои были удалены, а поврежденные фрагменты аккуратно и скрупулезно восстановлены», – пишут эксперты Christie’s.
«Спаситель мира» был впервые официально представлен публике на выставке в Национальной галерее Лондона в 2011 г. и уже тогда был включен в каталог выставки как подлинное произведение Леонардо да Винчи из частной коллекции. В каталоге подчеркивается, что лучше всего сохранились пальцы Христа, сложенные в благословляющем жесте. Здесь и заметны наиболее характерные приемы итальянского гения, в частности многочисленные изменения, которые вносил художник уже в процессе работы. Кроме того, на Леонардо указывают и другие детали: сложные драпировки туники, мельчайшие пузырьки воздуха в сфере из прозрачного кварца, а также то, как написаны вьющиеся волосы Христа.
Директор Национальной галереи Лондона Николас Пенни, прежде чем принять решение о включении новообретенной работы да Винчи в каталог выставки, пригласил четырех авторитетных специалистов для независимой экспертизы. Против атрибуции «Спасителя мира» публично в газете Guardian высказался только итальянский специалист Карло Педретти, который в 1982 г. курировал выставку Леонардо да Винчи в родном городе художника и включил в экспозицию другого «Спасителя мира», из коллекции маркиза де Гане, считая именно ту картину настоящей работой Леонардо. У остальных же экспертов почти не осталось сомнений, что еще одна картина самого известного живописца в мире наконец сможет стать достоянием публики и занять достойное место в истории.
Елена КРЕМЕНЦКАЯ
«Спаситель мира» был впервые официально представлен публике на выставке в Национальной галерее Лондона в 2011 г.
В 1958 г. на аукционе Sotheby’s изрядно переписанное изображение Христа было продано всего за 45 фунтов
В 2013 г. консорциум дилеров продал картину Леонардо да Винчи арт-консультанту Дмитрия Рыболовлева Иву Бувье за 80 млн долл., а тот почти сразу перепродал ее своему клиенту за 127,5 млн долл., получив таким образом прибыль в 47,5 млн долл.
После Леонардо самой дорогой картиной, проданной на открытых торгах, являются «Алжирские женщины (версия О)» Пабло Пикассо (179,4 млн долл., 2015 г.). На третьем месте – «Лежащая обнаженная» Амедео Модильяни (170,4 млн долл., 2015 г.), на четвертом – «Портрет доктора Гаше» Ван Гога (82,5 млн долл., 1990 г.).