Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
KFC (Kentucky Fried Chicken) — вторая по величине сеть быстрого питания в мире. По объему продаж она уступает только McDonald’s. Успех к основателю компании Гарланду Сандерсу пришел далеко не сразу. Успешный бизнес он наладил, когда ему было далеко за 40.
Многие знают легенду, согласно которой Наполеон Бонапарт якобы терпеть не мог блюда из курицы, пищи бедных. Голодное детство на Корсике, потом скудный солдатский паек — было отчего возненавидеть эту бедняцкую еду. Достигнув высот власти, он мог позволить себе любые гастрономические изыски и настрого запретил своему повару Лягульеру готовить курицу. После битвы при Маренго запасы продовольствия были истощены. Лягульер отправил нескольких солдат в соседнюю деревню за курами, а других — за ароматными травами, которыми богаты предгорья Альп. Курица с травами и специями была так вкусна, что император не только не наказал повара за непослушание, но и снял запрет с куриных блюд на своем столе.
Вряд ли Гарланд Сандерс, родившийся в заштатном городке Хенривилл, шт. Индиана, знал эту историю, а тем более — рецепт Лягульера. Он изобрел собственный способ приготовления кусков курицы в кляре со специями. «Жареные цыплята из Кентукки» (Kentucky Fried Chickens, KFC) принесли полковнику Сандерсу больше славы и денег, чем, в свое время, правильно пожаренная курочка — генеральскому повару Лягульеру.
Раскрытая тайна
Оригинальный рецепт Гарланда Сандерса «11 трав и специй» с начала 1940-х гг. и до последнего времени считался одной из наиболее тщательно охраняемых коммерческих тайн в индустрии питания. Сандерс не запатентовал свой рецепт, так как после окончания срока действия патента кулинарный секрет стал бы общедоступным. Коммерческая же тайна позволяет сохранять рецепт как интеллектуальную собственность сколь угодно долго.
Копия рецепта с собственноручной подписью Сандерса хранится в сейфе в штаб-квартире компании KFC. Чтобы сохранить секрет, компания разбивает производство ингредиентов на два этапа: одну часть производит Griffith Laboratories, вторую — компания по производству приправ и специй — McCormick.
Однако в августе 2016 г. мировые СМИ облетела новость: секрет жареных цыплят из Кентукки раскрыт. 67-летний племянник Сандерса Джо Ледингтон в записной книжке своей умершей тети обнаружил нацарапанный от руки рецепт. Узнавшие об этом первыми журналисты газеты Chicago Tribune провели эксперимент: цыплята, пожаренные по этому рецепту, ничем не отличались от подаваемых в тысячах ресторанов KFC по всему миру.
С чего все начиналось
Гарланд Сандерс родился в 1890 г. Отец умер, когда ему было 6 лет, и мать, чтобы прокормить семью, была вынуждена пойти на работу. Гарланд, как старший, присматривал за братом и сестрой. Тогда же он и научился готовить.
Гарланду пришлось рано начать самостоятельную жизнь. В 13 лет он покинул дом и пытался сам зарабатывать деньги — работал на фермах, потом — водителем трамвая, пожарным на железной дороге, страховым агентом. До 1930 г. вряд ли можно было назвать его биографию успешной. Поворот судьбы случился, когда он взял в аренду у компании Shell автозаправочную станцию неподалёку от городка Норт-Корбин, шт. Кентукки. Пытаясь поднять выручку, он переделал старую кладовую в столовую, где поставил пару столиков — один для себя, другой — для автомобилистов, которым предлагал перекусить стейками и ветчиной.
Повысить популярность придорожной забегаловки помог несчастный случай. Некто Мэтт Стюарт, владелец другой автозаправки, попытался перерисовать дорожный знак и направить поток автомобилей в свою сторону. Вышла ссора. Разбираться приехал представитель Shell. Разошедшись, Стюарт выхватил оружие и застрелил посланца компании. Он был обвинен в убийстве, а Сандерс избавился от конкурента.
Заведение пользовалось популярностью у автомобилистов, и Сандерс приобрел новое помещение на другой стороне улицы, где организовал настоящее кафе на 6 столиков. Именно здесь он и начал продавать жареных цыплят по своему рецепту. Еда была вкусной, кафе пользовалось успехом, и вскоре Сандерс переместился в мотель с рестораном на 142 места, позже ставший «Кафе и музеем Гарланда Сандерса».
Ненастоящий полковник
Никаким полковником в военном смысле слова Сандерс не был, хотя и служил в армии в свои молодые годы. К 1936 г. его предприятие стало настолько успешным и известным, что губернатор штата Кентукки Руби Лаффун присвоил его хозяину почетное звание полковника Кентукки.
В 1939 г. кафе посетил известный ресторанный критик Данкэн Хайнс, который в гиде «Приключения в поисках хорошей еды» написал, что обед у Сандерса стоит того, чтобы завернуть сюда специально.
Приготовление блюда на обычной сковороде занимало 35 минут. Сандерс думал, как сократить время готовки, однако жарить курицу во фритюре не хотел, считая, что это сделает блюдо сухим и неравномерно прожаренным. В 1939 г. на рынке впервые появились скороварки. Они предназначались для приготовления овощей, однако Сандерс приспособил агрегат для жарки кусков курицы под давлением. Новый метод резко ускорил процесс, при этом сохраняя все кулинарные преимущества старого способа.
В июле 1940 г. Сандерс создал финальный рецепт своей знаменитой смеси из 11 трав и специй. Он никогда не раскрывал его полностью, однако заявлял, что все ингредиенты стоят на полке у каждой хозяйки. С тех пор основу меню всех ресторанов KFC составляют жаренные под давлением приправленные куски курицы в кляре.
В 1950 г. ему вторично было присуждено почетное звание полковника Кентукки, после чего предприниматель начал создавать подходящий статусу имидж, знакомый сегодня абсолютно всем, кто хоть раз заходил в ресторан KFC. Он отрастил бороду-эспаньолку, стал появляться на людях в белом костюме и носить узкий черный галстук. При этом он начал представляться исключительно как полковник Сандерс.
Не было бы счастья…
Гарланд Сандерс обслуживал преимущественно автомобилистов. Однако в 1955 г. над его бизнесом нависла угроза — был обнародован план строительства новой автомагистрали в объезд Корбина. Это ставило под угрозу дальнейшие перспективы заведения.
Сандерс начал объезжать города США, пытаясь продать свой рецепт рестораторам. Он переезжал из города в город, спал в машине, показывал, как готовить его цыпленка, и, если блюдо нравилось, обговаривал условия франшизы. В обмен на «секретную смесь», способ приготовления и возможность использовать имидж и имя Сандерса в рекламе владельцы заведений соглашались платить по пять центов с каждого проданного цыплёнка.
Успешный опыт у него уже был — в 1952 г. он продал франшизу Питу Харману, управляющему одного из крупнейших ресторанов в Солт-Лейк-Сити, в штате Юта. Именно там и родилось знаменитое нынче название — Kentucky Fried Chicken («Жареный цыпленок из Кентукки»). Его придумал художник-оформитель Дон Андерсон, нанятый Харманом. Сандерс согласился с таким названием — оно отличало его продукт от обжаренного во фритюре «Южного цыплёнка», подаваемого в других ресторанах.
Харман утверждал, что в первый год продажи нового блюда оборот его ресторана увеличился более чем в три раза, при этом 75% прироста приходилось именно на цыплёнка Сандерса. Его изобретение — картонные ведерки, в которых подаются большие порции.
Так как успех KFC во многом зависел от качества работы первых концессионеров, биограф Сандерса назвал Хармана «виртуальным сооснователем» сети.
Цыпленок бежит по Америке
Решение начать продавать франшизу на свой продукт было, вероятно, самым удачным в предпринимательской жизни Харланда Сандерса.
Владельцы заведений, заключившие с ним договор, утверждали, что цыплёнок Сандерса стал сенсацией с первого же дня продаж; покупатели вставали в очередь, чтобы попробовать новинку. Жареный цыпленок составил конкуренцию гамбургеру, главному символу фаст-фуда. Сандерс, более известный как «полковник», стал важной фигурой американской культурной жизни.
Теперь уже не Сандерс обивал пороги кафе и ресторанов с предложением купить рецепт, а к нему приезжали владельцы точек питания, желающие заключить контракт. Его жена Клаудиа готовила секретную смесь специй, которую они поставляли ресторанам.
Цыпленок из Кентукки так быстро «бежал» по стране, дело настолько расширилось, что пожилому Сандерсу стало трудно управляться с бизнесом. В 1963 г. в США было уже около 600 ресторанов быстрого питания, предлагавших цыпленка из Кентукки, компания стала лидером по количеству точек сбыта.
В 1964 г. 74-летний Сандерс продал корпорацию Kentucky Fried Chicken и права на бренд за 2 млн долл. (15,3 млн долл. в нынешних ценах) группе инвесторов из Кентукки во главе с Джоном Я. Брауном и Джеком К. Мэсси. Интересна история этой покупки. Гарланд Сандерс, несмотря на то, что вырос в благочестивой пресвитерианской семье, свято верил в гороскопы и не принимал важных решений, не сверившись со звездами. Мэсси знал об этом и дождался особенно удачного для полковника дня, после чего сделал предложение. Получив от Мэсси письмо и увидев обозначенную сумму, Сандерс немедленно ознакомился с гороскопом и согласился на продажу.
На протяжении следующих десятилетий компания несколько раз меняла владельцев, одним из которых в определенный период была компания PepsiCo.
Неугомонный старик
Несмотря на продажу бизнеса, Сандерс продолжал активно вмешиваться в дела. Так, он не одобрял некоторые решения нового руководства и был разъярён, когда Мэсси перенёс штаб-квартиру KFC в Нэшвилл, шт. Теннесси. Сандерс прокомментировал это так: «Это не чёртов “Жареный цыплёнок из Теннесси”, что бы| там ни говорил скользкий сукин сын в шёлковом костюме». Также он был недоволен изменением франчайзинговой политики компании.
Компания меняла хозяев, а полковник всё больше жалел о продаже своего детища. В 1973 г. он судился с корпорацией Heublein (тогда материнской компанией KFC) из-за неправильного использования его имиджа при продвижении товаров, которые он не разрабатывал. Его отношения с новыми владельцами окончательно испортились, когда качество блюд, а с ними и продажи, стали падать. Сандерс через газеты выразил свое отношение к происходящему, назвав подаваемый в кафе соус «илом со вкусом обойного клея». Heublein подала на Сандерса в суд за клевету, но проиграла.
Возглавивший компанию в 1977 г. Майкл Майлз сумел наладить отношения с разъяренным стариком — основателем компании. Благодаря его стратегии возвращения к истокам, компания помирилась с Сандерсом, которого допустили к управлению на правах советника.
В 1980 г. Сандерс скончался от пневмонии в возрасте 90 лет. Он похоронен в своем белом костюме с галстуком-ленточкой. В последний год жизни он проехал около 400 тыс. км, занимаясь презентацией своих продуктов. Образ «полковника Сандерса» сделал его частью американской культуры, его изображение по-прежнему используется в рекламных акциях KFC. На момент кончины Сандерса компания располагала 6 тыс. торговых точек в 48 странах мира, а годовая сумма продаж оценивалась в 2 млрд долл.
Ирина СКИБИНСКАЯ
В 1969 г. акции сети Kentucky Fried Chicken были внесены в списки Нью-Йоркской фондовой биржи
В 2016 г. сеть KFC имела около 15 тыс. ресторанов в 125 странах мира, в ней работало более 750 тыс. человек
В США расположено более 4490 точек продаж, в Китае — 4563 торговые точки KFC
KFC работает в России с 1993 г. В 2016 г. ее продажи в РФ росли в течение всего года. Российское подразделение уступает по росту продаж лишь китайскому
KFC стала первой западной ресторанной сетью, открывшей в 1987 г. кафе в Китае, в Пекине. Сегодня KFC — крупнейшая ресторанная сеть в этой стране
KFC (до 1991 г. — Kentucky Fried Chicken) — международная сеть ресторанов быстрого питания, специализирующаяся на блюдах из курицы. Штаб-квартира компании располагается в г. Луисвилль, шт. Кентукки. KFC является дочерней компанией корпорации Yum! Brands, также владеющей торговыми сетями Pizza Hut и Taco Bell.
В 1991 г. фирма официально приняла сокращённое название KFC. Ребрендинг стал попыткой дистанцироваться от негативных коннотаций слова «жареный», противоречащих здоровому образу жизни.
В августе 2016 г. совершенно случайно была раскрыта тайна «секретной смеси» Сандерса. На клочке бумаги от руки был написан весь перечень из 11 трав и специй: соль (2/3 ст. л.), чабрец и базилик (по 1/2 ст. л.), орегано, или душица (1/3 ст. л.), сельдерейная соль, молотый черный перец, сухая горчица, молотый имбирь (по 1 ст. л.), паприка (4 ст. л.), соль с чесноком (2 ст. л.), молотый белый перец (3 ст. л.).