Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Одним из важнейших событий минувшего года стал референдум о выходе Великобритании из ЕС (брексит). Вопреки всем прогнозам свыше половины — почти 52% жителей страны, участвовавших в голосовании (явка составила 72%), высказались за брексит. Исход британского референдума может оказать ощутимое воздействие как на экономику и политику Великобритании и Евросоюза, так и на изменение баланса сил в мире в целом.
В ходе дискуссии перед референдумом сторонники сохранения страны в ЕС не без основания указывали на то, что ее участие в этом объединении, уступки, которых Лондону удалось добиться от Брюсселя, сохранение собственной валюты стали одним из важнейших факторов экономических успехов Великобритании. Однако более убедительными для электората оказались взгляды евроскептиков, столь же справедливо утверждавших, что эта позиция не учитывает негативные последствия участия в ЕС, в частности, ограничения, которые оно налагает на суверенитет страны, прежде всего в экономической сфере.
Как ни парадоксально, к причинам, склонившим большинство голосовавших к брекситу, можно отнести и экономические достижения Великобритании последних лет. Референдум состоялся в условиях продолжения экономического подъема. В 2016 г. прирост ВВП Великобритании превышал аналогичный показатель других основных развитых экономик мира. В посткризисные годы эти темпы были в 2–2,5 раза выше, чем в целом по ЕС. К середине 2016 г. доля занятых среди трудоспособного населения возросла до самого высокого уровня за последние 40 лет. Безработица в Великобритании вдвое ниже, чем в странах еврозоны. Инфляция опустилась до минимального уровня за 15 лет и существенно ниже целевого уровня Банка Англии. К середине 2016 г. по сравнению с 2010 г. дефицит государственного бюджета уменьшился в 2,5 раза. Вдвое также уменьшились заимствования государства.
В Великобритании ВВП на душу населения по курсу национальных валют к доллару в 2015 г. намного превысил общеевропейский уровень и составлял 46,6 тыс. долл. В зоне евро он равнялся 40,3 тыс. долл., а в ЕС в целом — 36,9 тыс. По ППС аналогичные данные составляли соответственно — 40,6 тыс., 39,6 тыс. и 37,2 тыс. долл.
Отсюда тезис, поддержанный большинством: выход Великобритании из мало динамичной в экономическом отношении и изобилующей противоречиями организации расширит горизонты развития ее экономики. Сторонники брексита убедили электорат в том, что с выходом из ЕС освобождённая от ограничительных бюрократических предписаний Брюсселя британская экономика обретет новый динамизм. А это позволит Лондону в ходе последующих переговоров о новом формате отношений с ЕС добиться от партнеров больших уступок.
Смоделировать экономические последствия брексита, оценить возможные прямые и косвенные потери или выигрыши от такого шага крайне трудно. Прецедентов нет. Открытыми остаются важнейшие процедурные и сущностные вопросы. Неизвестно, на каких условиях будет заключено соглашение о брексите. Каковы будут условия доступа Британии на единый рынок ЕС, компромисса между Лондоном и Брюсселем по вопросам миграции рабочей силы. Удастся ли Лондону отстоять свой статус как мирового финансового центра. Как на все это повлияют процессы, происходящие за пределами Европы.
ЕС и Великобритания по-разному представляют будущие отношения. Брюссель намерен настаивать, чтобы доступ Великобритании к единому рынку зависел от согласия Лондона на сохранение свободы передвижения, подчинение правилам ЕС и юрисдикции европейских судов. Против этого решительно возражает новый премьер-министр Великобритании Тереза Мэй. Она неоднократно подчеркивала, что страна покидает ЕС не для того, чтобы снова лишиться контроля над иммиграцией и вернуться под юрисдикцию европейского суда.
Великобритания — органичная часть европейского хозяйственного комплекса. Можно предположить, что в среднесрочной перспективе негативные экономические последствия от выхода из ЕС превысят выгоды, которые она может получить от этого шага.
Выход из ЕС, во всяком случае на первых порах, приведет к снижению объема внешней торговли (на ЕС приходится около половины британской внешней торговли). Следствием выхода из ЕС станет уменьшение иностранных инвестиций — на ЕС приходится почти половина суммарного объёма ПИИ в Великобританию.
Больше всего пострадает финансовый сектор. В нем трудятся 2,1 млн человек, т. е. примерно 7% всех занятых. Брексит может подорвать позиции лондонского Сити в международной финансовой системе. Особенно если лишится такого механизма, как паспортизация, который позволяет британским финансовым институтам беспрепятственно продавать услуги в других странах ЕС без необходимости одобрения регуляторов или создания филиалов в каждом государстве. Нельзя исключать, что некоторые финансовые операции будут переведены из Лондона в другие европейские финансовые центры (Франкфурт, Дублин). Однако вряд ли они окажутся в состоянии заменить лондонский Сити в качестве ведущего европейского финансового центра. Слишком велико его превосходство в сфере оказания международных финансовых услуг.
Меньше брексит затронет реальный сектор экономики, но и здесь некоторые отрасли промышленности, в частности автомобильная, которая практически полностью принадлежит иностранцам, могут ощутить негативные последствия. Их воздействие меньше будет ощущать малый и средний бизнес (15,6 млн человек — свыше половины всех занятых), деятельность которого мало связана с ЕС.
Однако не стоит чрезмерно драматизировать ситуацию и преувеличивать негативные последствия. В 2017 г. прирост ВВП в Великобритании будет на уровне Германии и больше, чем во Франции и Италии. Выход Великобритании из ЕС не может радикально изменить ее общую траекторию развития — велика его инерционность.
В большой мере масштабы и направления воздействия брексита на британскую экономику будут определяться содержанием экономической политики правительства Терезы Мэй. Судя по содержанию бюджета, который министр финансов представила в ноябре парламенту, преемственность экономического курса прежнего правительства в целом сохранится.
Вместе с тем новый кабинет меняет акценты в своей экономической политике. Если правительство Дэвида Кэмерона во главу угла ставило финансовые вопросы, то нынешнее правительство — проблемы реальной экономики. Об этом, в частности, свидетельствует создание министерства бизнеса, энергетики и промышленной стратегии. Его задачи: разработка четкой промышленной стратегии, развитие взаимоотношений государства, бизнеса и науки, обеспечение доступной и чистой энергии, а также борьба с последствиями изменения климата. По мнению многих британских экономистов, основное внимание правительство будет уделять повышению производительности труда, по уровню которой Великобритания отстает от большинства конкурентов, и обеспечению сбалансированного развития экономики. В числе приоритетов экономической политики — развитие экономической инфраструктуры. Правительство объявило о создании Национального инвестиционного фонда производительности в 23 млрд ф. ст. На развитие инфраструктуры, прежде всего транспорта и связи, в ближайшие несколько лет будет выделена рекордная сумма в 500 млрд ф. ст.
Чтобы Великобритания оставалась привлекательной для бизнеса и после ее выхода из ЕС, обещано снизить ставку налога на прибыль компаний с нынешних 20% до 17% к 2020 г. При этой ставке у Великобритании будет самый низкий налог на прибыль среди стран «большой двадцатки».
Новым направлением политики стал переговорный процесс с бывшими партнерами по ЕС и другими странами мира. В этих целях в правительстве сформировано новое министерство — по выходу из ЕС, и воссоздано министерство международной торговли.
Изменения происходят и во внешнеэкономической политике. «Я полна решимости создать подлинно глобальную Британию, открытую для бизнеса», — заявила Т. Мэй. Великобритания «первая в очереди на заключение соглашения о свободной торговле с США», заявил министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон после встречи с советниками президента США Дональда Трампа. Основное внимание в 2016 г. Лондон уделял развитию экономических отношений с Китаем и Индией.
Взаимная торговля Великобритании с Россией в последние годы невелика. Поэтому не следует преувеличивать отрицательные последствия брексита для России. Брексит не снизил интереса Великобритании к импорту российских энергоресурсов — основной статье экспорта РФ. Некоторые эксперты даже полагают, что после выхода из ЕС для Лондона двусторонние соглашения по экономическим вопросам окажутся в приоритете по отношению к принципам внешней политики, что может способствовать улучшению отношений.
Ефим ХЕСИН, д.э.н., главный научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова
В Лондоне находятся важнейшие товарные и фондовые площадки мира. Среди них — Лондонская фондовая биржа, Лондонская биржа металлов, Международная нефтяная биржа, Балтийская биржа (торговля судами) и Лондонская международная биржа финансовых фьючерсов и опционов. В лондонском Сити расположены штаб-квартиры и офисы 75% международных компаний, офисы более 250 иностранных банков (треть из них — банки стран еврозоны).
Британия располагает огромными капиталовложениями за рубежом. На конец 2014 г. совокупность накопленных прямых, портфельных и прочих инвестиций этой страны за рубежом достигала 10,7 трлн ф. ст., т.е. в 5,7 раза превышала объем ее ВВП. По этому показателю Британия уступает лишь США.
Британия является ведущим европейским и третьим мировым страховым рынком, на нее приходится 29% мирового рынка морского страхования
Лондон занимает ведущее место в мире по торговле металлами (90% продаж в 2014 г.), фрахтованию судов (50%)
В 2015 г. Лондон вернул себе первое место в рейтинге конкурентоспособности мировых финансовых центров, составляемом компанией «Z/Yen Group», опередив Нью-Йорк
Великобритания в цифрах
2007 |
2013 |
2014 |
2015 |
20161 |
|
ВВП (прирост, %) |
2,6 |
1,9 |
3,1 |
2,2 |
2,1 |
Занятость (%)2 |
72,7 |
71,5 |
72,9 |
73,7 |
74,5 |
Уровень безработицы (%)3 |
5,3 |
7,6 |
6,1 |
5,4 |
5,0 |
Инфляция (%) |
2,3 |
2,6 |
1,5 |
0 |
1 |
Дефицит платежного баланса по текущим операциям (% к ВВП) |
2,7 |
4,4 |
4,7 |
5,4 |
5,7 |
Первичный дефицит государственного бюджета (% к ВВП) |
0,8 |
4,3 |
3,6 |
2,3 |
2,2 |
Государственный долг (% к ВВП) |
47,7 |
78,7 |
81,2 |
83,9 |
84,8 |
1. Оценка; 2. К экономически активному населению; 3. К числу трудоспособных.
Источники: HM Treasury. Autumn 2016, P. 9, 54; HM Treasury. Pocket Databook. 28 November 2016; ONS. Public sector finance, October 2016.