тел. (495) 223-42-15

Стремление ввысь

Крупнейшие авиасалоны мира давно вышли за рамки смотров авиационной техники. Сегодня они стали полем самых жестоких сражений в бизнесе, политике и медиа-пространстве. И это неудивительно, ведь речь идет о заказах на миллиарды долларов. В тени авиасалонов-гигантов находятся десятки других выставок авиационной тематики.

Крупнейшие авиасалоны мира пока не разделили сферы влияния. В то время как общепризнанный лидер — французский салон аэронавтики в Ле-Бурже — проходит по нечетным годам и не знает конкурентов, в нечетные годы соревнуются выставки в Фарнборо (Великобритания) и Берлине (Германия). Свои масштабные смотры имеются в Москве, Дубае, Сингапуре, Индии и Японии, не говоря уже о поистине глобальном празднике авиации EAA AirVenture в США.

Франция, Ле-Бурже

Великий, непревзойденный, выдающийся — каких только слов не удостаивается французский салон аэронавтики Salon International de l'Aéronautique et de l'Espace (SIAE) в аэропорту Ле-Бурже, в 12 км от Парижа. Старейшая авиационная выставка мира, которая ведет свою историю с экспозиции воздухоплавательных шаров и аэропланов 1909 г., сегодня считается крупнейшим событием аэрокосмической отрасли. Организатор — компания Salons Internationaux de l'Aéronautique et de l'Espace.

Согласно данным аудита, в последнем салоне SIAE–2015 участвовали 2,3 тыс. экспонентов (иностранцев — 51%) и 361 тыс. посетителей, включая 150 тыс. специалистов (доля гостей из России — 3,8%). Арендованная экспонентами площадь достигла 127 тыс. кв. м. Было показано 150 самолетов. Экспозицию посетили 296 официальных делегаций из 91 страны, более 4 тыс. аккредитованных журналистов и, разумеется, Франсуа Олланд — для любого президента Франции церемония открытия салона в Ле-Бурже – обязательная часть официального расписания.

Предстоящий в этом году авиасалон в Ле-Бурже будет работать с 19 по 25 июня. Посетить его сможет любой, но вот принять участие — вряд ли. К концу октября 2016 г. было забронировано 99% имеющихся площадей, несмотря на то, что это очень недешевое удовольствие: стоимость аренды площади в павильоне начиналась с 337 евро за кв. м.  

Великобритания, Фарнборо

Авиасалон в английском городе Фарнборо Farnborough International Airshow (FIA) родился в 1932 г., и, таким образом, в этом году ему «стукнет» 85 лет — вполне солидный возраст для английского джентльмена. Устроители британского шоу всегда демонстрировали превосходство и уверенность в своих силах. Первое, что мы видим на сайте шоу, — приглашение «Добро пожаловать на величайшее в мире авиашоу!». При этом, по статистике, оно значительно уступает салону в Ле-Бурже: по экспонентам примерно на 40%, по количеству посетителей-специалистов — в 2 раза.

Тем не менее показатели FIA–2016 также впечатляют: 1,5 тыс. экспонентов из 52 стран (иностранных — 71%), 23 национальных павильона, 110 самолетов, включая 10 мировых премьер, 98 военных делегаций.

На шоу побывали 73 тыс. профессионалов аэрокосмической отрасли, не менее четверти из них числятся первыми лицами своих компаний.

Всего по итогам работы в 2016 г. были подписаны контракты на общую сумму 24 млрд долл. Выставке не помешал даже проливной дождь, который шел сутки напролет.

Следующий салон в Фарнборо пройдет летом 2018 г. Как всегда, он будет разделен на два непересекающихся мероприятия: торгово-промышленную выставку Trade Show (16–20 июля) и  массовые мероприятия Public Show (21–22 июля). Организатор – компания Farnborough International Ltd.

Германия, Берлин

Берлинский авиасалон ILA Berlin Air Show проходит по четным годам. В 2016 г. он состоялся в июне, вступив, таким образом, в прямую конкуренцию с выставкой в Фарнборо. Первая экспозиция аэропланов в Берлине появилась в том же 1909 г., что и в Париже. Готовят смотр компания Messe Berlin GmbH и Германская ассоциация аэрокосмических отраслей промышленности (BDLI).

По традиции ILA Berlin славится новациями и передовыми технологиями во всех областях аэрокосмической отрасли. На стендах можно встретить не только высокотехнологичные товары промышленного производства, но и научно-исследовательские разработки. В 2016 г. в павильонах Berlin ExpoCenter Airport и под открытым небом свою продукцию представили 1017 предприятий из 37 стран, включая 37% иностранцев, их гостями стали 150 тыс. посетителей. Площадь экспозиций нетто достигла 31,4 тыс. кв. м.

Говоря про ILA, нельзя оставить без внимания роль немецкого государства в развитии проекта и поддержке молодых инновационных предприятий: 50 таких компаний показали свои разработки и перспективные идеи на коллективном стенде, созданном при финансовой поддержке Федерального министерства экономики и технологий Германии.

Деловая программа включала свыше 50 конференций, практикумов и семинаров. На стендах и в летных испытаниях показано свыше 200 самолетов. Прошел ряд демонстрационных полетов. Наибольшее внимание публики привлекли новые образцы авиалайнеров концерна Airbus.

Говоря о статистике ILA Berlin, нельзя сбрасывать со счета и другие факты, не столь оптимистичные. Дело в том, что все статистические показатели проекта в последние годы неуклонно падали: в 2012–2016 гг. потеряно 226 экспонентов и 80 тыс. посетителей. 

США, Ошкош

В течение многих лет самым крупным авиационным событием в Северной Америке считается ежегодное шоу EAA AirVenture на площадке EAA Fly-In Convention Grounds, примыкающей к региональному аэропорту Уитмэн в городе Ошкош, штат Висконсин. Организатор — фирма EAA Aviation Center.

По своим масштабам EAA AirVenture может сравниться и даже превзойти ведущие европейские смотры, однако подобные сравнения очевидно некорректны, ведь в Париже, Фарнборо и Берлине проходят глобальные бизнес-форумы, а здесь, в американской глубинке, — гигантский слет энтузиастов авиации, или, как говорят сами американцы, крупнейший в мире авиационный праздник. Много лет назад он начинался как ежегодный слёт ассоциации Experimental Aircraft Association's Fly-In Convention, объединявшей энтузиастов, строивших собственные самолёты.

По свидетельству очевидцев, с воздуха шоу напоминает огромный муравейник, до отказа заполненный самолетами, стендами, автофургонами, палатками и бесконечными потоками людей.

По традиции шоу начинается в последний понедельник июля. В эти дни, из года в год, башня управления аэропортом Уитмэн становится самой загруженной в мире.

В 2016 г. шоу EAA AirVenture прошло с 25 по 31 июля. Согласно пресс-релизу устроителей, было представлено свыше 10 тыс. самолетов, общее количество гостей превысило 500 тыс. человек, включая 2,3 тыс. иностранцев из 80 стран. Посетители «на колесах» устроили автостоянку, на которой находилось около 36 тыс. жилых автофургонов.

По непреложным законам рынка столь масштабный праздник авиации не мог не сопровождаться столь же большой выставочной экспозицией. Так и случилось, в 2016 г. свои стенды построили свыше 800 компаний.

Россия, Жуковский

Международный авиационно-космический салон МАКС в подмосковном городе Жуковский  проходит с 1992 г. по нечетным годам. Организатор — ОАО «Авиасалон». В МАКС–2015 участвовали 878 предприятий, включая 151 зарубежную компанию из 30 стран, 404 тыс. посетителей и свыше 4 тыс. журналистов. Экспозиции были развернуты на площади 36 тыс. кв. м. На стоянке находилось 133 летательных аппарата. Общая стоимость заключенных контрактов оценивается в 350 млрд руб. Отличительной особенностью МАКС считается обширная летная программа: в течение шести дней было задействовано 90 летательных аппаратов, включая 42 самолета в составе семи пилотажных групп: «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России», «Крылья Тавриды», «Русь», «Первый полет» и Baltic Bees (Латвия).

Технологии, инновации, безопасность 

Самая многочисленная группа отраслевых выставок представляет технологии, оборудование, материалы и услуги, связанные с жизнеобеспечением аэропортов и обслуживанием авиационной техники. Речь идет о таких направлениях бизнеса, как строительство и оборудование аэропортов, системы безопасности, аэронавигация, техническое обеспечение самолетов, питание, логистика и обработка грузов, информационные и коммуникационные технологии, сервис для пассажиров, действия в аварийных ситуациях и пр.

В Европе лидируют три крупных проекта. Прежде всего, это выставка inter airport Europe, которую английская компания Mack Brooks Exhibitions Ltd. вот уже 40 лет проводит по нечетным годам в Мюнхене. В 2015 г. в ней участвовали 675 экспонентов и 12,6 тыс. посетителей.

Всемирной известностью пользуется ежегодная выставка гражданской авиации AERO в Фридрихсхафене (организатор — Messe Friedrichshafen GmbH), ее история также насчитывает 40 лет. В 2016 г. в этот немецкий город приехали 606 экспонентов и 31 тыс. гостей.

Швейцарская выставка-конгресс деловой авиации EBACE существенно моложе. Ежегодный форум, который готовит профильная европейская ассоциация, стартовал лишь 16 лет назад. В 2015 г. в выставочном центре Palexpo в Женеве свои изделия и технологии представили 478 компаний, в том числе 29 местных. Соотношение посетителей было примерно таким же: 12 тыс. иностранцев и 600 швейцарцев.

За пределами Европы одной из крупнейших считается японская выставка Japan International Aerospace Exhibition в Токио, имеющая уникальную периодичность — раз в четыре года. Устроитель — The Society of Japanese Aerospace Companies. Согласно отчету о предыдущей выставке 2012 г., в ней участвовали 664 предприятия из 32 стран и около 22 тыс. посетителей-профессионалов, не считая 141 тыс. гостей, посетивших комплекс в те дни, когда он был открыт для широкой публики. Общая площадь экспозиций в павильонах составила 27 тыс. кв. м, на открытом пространстве — свыше 100 тыс. кв. м. В 2016 г. выставка прошла в октябре, ее итоги пока не подведены.

Не меньшим авторитетом пользуется индийская выставка аэрокосмической промышленности, гражданской авиации, инфраструктуры аэропортов и оборонного машиностроения Aero India, которая по нечетным годам проходит в Бангалоре. Статистика 2015 г. говорит сама за себя: 644 экспонента из 33 стран (индийских и иностранных примерно поровну), 450 тыс. посетителей, включая 150 тыс. специалистов, общая выставочная площадь — 108 тыс. кв. м.

Разумеется, немало авиационно-технических мероприятий проводится в США. Особенно знаменит Лас-Вегас, где базируются две выставки индустрии обслуживания аэропортов: AviationProsLIVE и International Airport GSE Expo. Впрочем, они достаточно скромны в сравнении с европейскими собратьями и насчитывают от 100 до 150 экспонентов.

Таковы авиационные выставки мира — сложные, технологичные и, одновременно, удивительно романтичные. Стремление ввысь, в небо, за облака, всегда было в крови человека, и лишь сегодня это стало обыденностью. Впрочем, и сейчас к этому очень трудно привыкнуть.

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ,

«ИнформЭКСПО»специально для журнала «Бизнес и Выставки» 

Cтоимость аренды площади в павильоне на предстоящем в 2017 г. авиасалоне Ле-Бурже начиналась с 337 евро за кв. м.

За пределами Европы одной из крупнейших считается японская выставка Japan International Aerospace Exhibition в Токио

Самым заметным событием истории SIAE стал беспересадочный полет Чарльза Линдберга в 1927 г. из Нью-Йорка в Ле-Бурже, после чего выставка получила всемирное признание. Наша страна вот уже 80 лет является непременным участником парижского салона. Впервые СССР участвовал в нем в 1936 г., представив новый пассажирский самолет AHT-35.

Статистика авиасалонов имеет свою специфику. Количество экспонентов здесь не является критически важным, ведь достаточно двух таких участников, как Boeing и Airbus, и успех гарантирован. Главное — количество и состав посетителей, именно это определяет место мероприятия в мировом табеле о рангах.

В международном аэропорту Дубая по нечетным годам, начиная с 1986 г., проходит Dubai Airshow. В 2015 г. здесь было зарегистрировано 1046 экспонентов и 60,7 тыс. посетителей-специалистов. Общая площадь шоу в павильонах и на открытом воздухе достигла 654 тыс. кв. м.

Авиасалон в Сингапуре Singapore Airshow по четным годам готовит местная компания Experia Events Pte Ltd. В 2016 г. в нем участвовали 1040 экспонентов и 128 тыс. посетителей, в том числе 48,2 тыс. профессионалов, площадь экспозиции нетто составила 140 тыс. кв. м.