тел. (495) 223-42-15

«По вечерам над ресторанами...»

Одной из самых распространенных выставочных тематик в Европе и США считается индустрия гостеприимства или, говоря языком бизнесменов и бренд-менеджеров — HoReCa (сокращение по первым буквам слов Hotel, Restaurant, Catering). Тематика этих выставок включает всё, что нужно для успешной работы гостиниц, ресторанов, кафе и предприятий быстрого питания: оборудование, технологии, материалы, программное обеспечение. В гостиничном и ресторанном бизнесе действительно много общего — автоматы для приготовления кофе и разлива свежего пива нужны везде, не говоря уже о холодильных шкафах и витринах.

Equip'Hotel — яркий и неповторимый

Французы уверены, что парижский Equip’Hotel — крупнейшая в мире выставка индустрии гостеприимства. На возражения американцев, поднимающих на щит свои ресторанные шоу, французы отвечают: «Научитесь считать своих экспонентов, проведите хоть раз аудит, тогда и спорьте».

Впервые выставка в Париже состоялась в ноябре 1954 г., при этом она находится в прекрасной форме, растет и хорошеет.

Equip’Hotel проходит раз в два года в выставочном центре Paris Expo Porte de Versailles. Организатор — Reed Expositions France. В 2014 г. в ней приняли участие 1412 экспонентов, включая 365 иностранных из 37 стран, и 71,6 тыс. посетителей. Площадь экспозиции нетто составила 43,3 тыс. кв. м. В рамках деловой программы выступили свыше 500 докладчиков. По традиции прошли многочисленные массовые мероприятия для публики: 15 конкурсов с участием более 250 номинантов и 250 «живых» презентаций — свое искусство показали свыше 500 шеф-поваров, в том числе 150 мастеров, обладающих мишленовской звездой.

Что касается самой экспозиции, то она была разделена на 20 тематических секторов, сгруппированных в 5 зон: Cook and Serve — специальное оборудование, посуда, напитки, продукты питания, вывески и иные конструкции для оформления зданий и интерьеров; Conceive and Design — дизайн помещений, освещение, макеты и фурнитура; Welcome and Relax — всё для отдыха и здорового образа жизни; Clean & Maintain — химчистка, уборка, гигиена; Manage & Connect — бизнес-технологии и менеджмент.

Новацией Equip’Hotel–2014 стал специальный сервис Club Export, призванный организовать переговоры экспонентов с ключевыми посетителями — предпринимателями, нацеленными не просто на закупку товаров, а на долговременные инвестиции и организацию новых бизнес-проектов. По данным устроителей, таких гостей было примерно 250 человек, т. е. примерно 0,35% от общего числа. Данный сервис доступен как на самой выставке, так и в интернете.

Европейская провинция

Выставки индустрии гостеприимства имеют несколько особенностей, существенно отличающих их, к примеру, от автомобильных, строительных и даже родственных продовольственных смотров.

Во-первых, в этой сфере нет гигантов, мировых лидеров, за которыми никто из конкурентов не может угнаться. Equip’Hotel это место занять пока не вправе. В то же время в разных регионах мира, но прежде всего в Европе, на удивление много крупных выставок тематики HoReCa. При этом большая их часть носит не международный, а ярко выраженный национальный или региональный характер.

Самым характерным примером такого рода может служить HOGA Nürnberg. Выставка проходит с 1950 г. в Нюрнберге раз в два года. Организатор — AFAG Messen und Ausstellungen GmbH. В январе 2015 г. в ней участвовало 640 компаний, из них 556 немецких. Из соседних Австрии и Италии прибыли, соответственно, 17 и 23 экспонента. Остальные страны были представлены единичными гостями — из Китая, в частности, приехал один участник.

Схожие проекты — это SERBOTEL во французском Нанте (в 2013 г. 443 компании, в т. ч. 431 французская и лишь 11 иностранных) и HOSTECH by TUSID Hospitality Technologies Exhibition в Стамбуле (в 2014 г. из 350 экспонентов только 13 прибыли из-за рубежа, в основном из соседних стран: Азербайджана, Израиля, Греции, Румынии, Болгарии).

Второй особенностью выставок HoReCa является их географическое распределение: целый ряд крупных проектов привязан к малоизвестным выставочным площадкам в небольших городах в тех странах, где индустрия гостеприимства имеет многовековую историю. В Австрии — это Клагенфурт и Иннсбрук, в Италии — Больцано и Римини, в Бельгии — Гент.

Более того, одна из самых авторитетных выставок отрасли с большим международным участием Alles für den Gast Herbst также проходит в нестоличном городе, правда, имеющем богатые исторические традиции — австрийском Зальцбурге. Она пользуется большим успехом: в 2014 г. 708 компаний, включая 215 иностранных, арендовали 25,7 тыс. кв. м площади нетто, их стенды посетили 48,4 тыс. специалистов.

Не менее интересна ежегодная выставка HORECA EXPO в средневеково-сказочном бельгийском Генте. Показатели 2014 г. также весьма внушительны: более 650 экспонентов и 58 тыс. посетителей. Площадь экспозиции брутто — 54 тыс. кв. м.

Выводы вполне очевидны. Тематика HoReCa чрезвычайно популярна и востребована в Европе, прежде всего, предприятиями-экспонентами. Из года в год они строят сотни стендов даже в самых малых городах. Ну а поскольку выставки — это зеркало рынка, можно судить о значимости этой отрасли в европейской экономике.

Дальше — больше

Специализированные выставки оборудования для отелей и ресторанов проводятся повсеместно, однако в странах третьего мира они несколько иные, чем в Европе и США.

Наглядный пример — FHM — Malaysian International Food, Hotel & Restaurant Exhibition в Куала-Лумпуре. Масштабы малазийской выставки чуть меньше австрийских и французских аналогов — 284 участника, но какой географический охват: 127 экспонентов из 39 стран, начиная с соседней Австралии и заканчивая Чили, США, ЮАР, Великобританией и Саудовской Аравией. В отличие от Европы, это не региональный, а поистине мировой проект, пусть и достаточно скромный.

В США существует довольно жесткая конкуренция среди выставок индустрии гостеприимства, причем в очень специфической среде, коренным образом отличающейся от европейской.

Дело в том, что американские выставки не проходят аудит, и потому никаких достоверных сведений об их статистических показателях нет. Основным источником информации служат сайты проектов. При этом в каждой компании играют по своим правилам и дают ту информацию, которую считают нужным. На одних сайтах днем с огнем не найдешь сведений о количестве экспонентов, на других — вывешен полный их список.

Таким образом, вся информация о профильных выставках в США носит субъективный, а порой и откровенно рекламный характер. Американский бизнес, очевидно, адаптировался к ситуации. Всем остальным с подобной статистикой стоит обращаться крайне осторожно.

Тем не менее можно назвать самые авторитетные проекты.

Прежде всего, это NRA Restaurant Hotel-Motel Show. Выставка проходит ежегодно в течение вот уже 96 лет — с 1919 г. В наши дни она обосновалась в центре McCormick Place в Чикаго. Организатор — Национальная ресторанная ассоциация США. В 2015 г. устроители насчитали около 2 тыс. экспонентов, свыше 63 тыс. посетителей из 50 штатов США и более чем из 100 стран мира, в том числе 42 тыс. гостей «высшего класса» — байеров-закупщиков. Общая площадь экспозиции в трех павильонах достигла 59 тыс. кв. м. Состоялись многочисленные шоу, презентации и семинары. Вход при этом был открыт только для специалистов, публику не пускали.

IHMRS — International Hotel/Motel & Restaurant Show проводится ежегодно на главной выставочной площадке Нью-Йорка — в Jacob K.Javits Convention Center. Организатор — Hospitality Media Group. Невероятно, но факт: впервые выставка прошла во время Первой мировой войны, в 1915 г., и, таким образом, уже отметила столетие!

Век спустя, в IHRMS–2015 приняли участие 469 экспонентов, которые арендовали 9,3 тыс. кв. м экспозиционной площади, число посетителей составило не менее 16 тыс. После столетнего юбилея устроители решили сменить имя и адаптировать проект к новациям XXI в. Теперь он называется гораздо короче — HX.

International Restaurant & Foodservice Show of New York в сравнении со своими конкурентами — сущий ребенок (год рождения — 1994-й). Проходит ежегодно весной в том же Jacob K. Javits Convention Center. Организатор — Reed Exhibitions U.S. В марте 2015 г. свою продукцию представили свыше 550 производителей и поставщиков оборудования, товаров и сервисных услуг. Зарегистрировано около 16 тыс. профессиональных посетителей.

Отличительная особенность смотра — обширная программа ярких зрелищных шоу. Прежде всего, речь идет о «Театре Кулинарии» — особой зоне, где ведущие шеф-повара в интерактивном режиме делились секретами мастерства со всеми желающими. В разделе «Паб» демонстрировали «инновационные» напитки: домашнее пиво, самогон, вино, коктейли, ликеры на артезианской воде. На другой площадке «Гордость Нью-Йорка/Попробуй вкус Нью-Йорка» гости знакомились с новыми, ранее неизвестными видами продуктов питания. Всё это сопровождалось профессиональными соревнованиями, главным из которых по праву считается US Pastry Competition — национальный конкурс кондитеров с присвоением победителю почетного звания «Кондитер года».

Очевидно, что тематика HoReCa, связанная с гостиничным и ресторанным бизнесом, самым тесным образом смыкается и пересекается со смежными выставочными направлениями, прежде всего, темами продовольствия и торгового оборудования.

Соответственно, разделы индустрии гостеприимства довольно часто являются значимой частью выставок, охватывающих несколько видов бизнеса. Такова, к примеру, хорошо известная специалистам международная выставка отелей, ресторанов, кейтеринга, хлебопечения и кондитерской индустрии INTERNORGA в Гамбурге (в 2015 г. — 1231 экспонент, 93,2 тыс. посетителей, 53,2 тыс. кв. м площади нетто).

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ

«ИнформЭКСПО» — специально для журнала «Бизнес и выставки»

Фото автора

Следующая выставка Equip’Hotel во Франции намечена на 6–10 ноября 2016 г.

Американские выставки не проходят аудит, и потому никаких достоверных сведений об их статистических показателях нет

Большая часть выставок HoReCa в Европе носит не международный, а национальный или региональный характер

Выставка IHRMS в США уже отметила столетие, впервые она прошла во время Первой мировой войны, в 1915 г.

Серьезные проекты тематики HoReCa в Европе проходят не только в провинциальных городах, но и в мегаполисах: Лондоне (Hotelympia), Базеле (Igeho), Стокгольме (Gastronord), Барселоне (Hostelco), Амстердаме (Horecava), Страсбурге (Egast).

В рамках тематики HoReCa проходят и совсем узкоспециализированные мероприятия, например SiPRHO — Salon des Plages — весьма колоритный международный салон пляжных ресторанов в приморском французском La Grande Motte (в 2014 г. 117 экспонентов, в том числе 7 иностранных, 4453 посетителя и 2316 кв. м площади нетто).

В 2016 г. International Restaurant & Foodservice Show of New York состоится в Нью-Йорке 6–8 марта; NRA Restaurant Hotel-Motel Show — 21–24 мая в Чикаго; НХ — 13–15 ноября в Нью-Йорке.

Техника для кафе и ресторанов довольно часто встречается на выставках, в названии которых вообще нет упоминания данной тематики. Таковы, в частности, мероприятия в Дюссельдорфе: EuroCIS (торговое оборудование), IntetCool (холодильная техника, замороженные продукты), InterMopro (молочная индустрия), InterMeat (мясная продукция).