тел. (495) 223-42-15

Американские дефициты: секрет живучести

Одно из своеобразных явлений современной мировой финансовой сферы — продолжительное существование крупных дефицитов федерального бюджета, торгового и платежного баланса США и большого государственного долга этой страны. Они служат постоянным объектом внимания и вызывают дискуссии и споры в США и за их пределами.

Считается очевидным, что наличие дефицита в той или иной области финансов представляет собой негативное явление, свидетельствующее о неблагополучии в данной области или в хозяйстве страны в целом. Достаточно напомнить, сколько острых событий сопровождало последние годы процесс урегулирования долговых проблем Греции. Да и в США вокруг проблемы бюджетного дефицита и государственного долга еще недавно кипели страсти в конгрессе, результатом чего стало резкое сокращение бюджетного дефицита путем срочных болезненных мер.

Отчего же США могут позволить крупные дефициты, а Греция и подобные ей страны — нет? Некоторые знатоки поспешат объяснить, что США, пользуясь статусом доллара как мировой валюты, просто печатают деньги и расплачиваются ими. Но при таком подходе остается в тени тот факт, что мировой валютой могут стать только деньги такой страны, которая лидирует в мировой экономике по размерам и научно-техническому потенциалу. За деньги этой страны другие партнеры могут купить передовые товары, технику, технологии, продукты интеллектуальной собственности, землю, фирмы и все другое, что служит их обеспечением. Какова же при этом роль дефицитов?

Начнем с того, что финансовая система США устроена иначе, чем в других странах. Во-первых, государство в США привлекает во все свои бюджеты гораздо меньшую часть денежного массива ВВП, чем большинство развитых стран: всего 30%, в то время как многие страны ЕС — 50% и более. Далее: акцентируя экономическую политику на первенствующей роли личной инициативы и рыночных механизмах как двигателях развития экономики, государство ориентирует людей на приоритет собственных усилий для обеспечения благополучия.

Следствием такой политики стало активное развитие в США со второй половины ХХ в. финансовых институтов, привлекающих сбережения населения: накопительных пенсионных фондов, фондов коллективного инвестирования и компаний страхования жизни, которые принято называть институциональными инвесторами. В наше время население США держит в банках только около 25% своих финансовых ресурсов, притом что в накопительных пенсионных фондах — 25%, в инвестиционных фондах (в России это ПИФы) — около 23%, в компаниях страхования жизни — 9% и оставшиеся 18% — в прочих институтах.

Эти финансовые институты, размещая находящиеся под их управлением денежные средства по установленным правилам, значительную их часть инвестируют в надежные активы, позволяющие эти средства сохранить, и только небольшую часть вкладывают в более доходные, но рискованные активы. По указанным причинам примерно 15% их денежных ресурсов помещаются в государственные и приравненные к ним облигации, которые представляют собой самые надежные активы. В эти облигации вкладывает также часть своих денег население, они пользуются большим спросом со стороны иностранных центральных банков, которые формируют за их счет международные резервы своих стран.

Зададимся вопросом: откуда берутся гособлигации? Они выпускаются для финансирования дефицита государственного бюджета. Теперь понятно, почему США десятилетиями безболезненно могут жить с дефицитом федерального бюджета — на облигации для его покрытия всегда есть спрос. Исключением стали 2009–2012 гг., когда ради преодоления кризиса были использованы непомерно большие бюджетные дефициты: 1300–1400 млрд долл. в год против 160–450 млрд долл. в предыдущие годы. Тут-то и обеспокоился конгресс и «нажал на тормоза»: в 2013 фин. г. дефицит составил 680 млрд, в 2014 г. — 485, в 2015 г. — 426 млрд долл., и рост государственного долга резко замедлился. Говоря о величине госдолга, превысившего 18 трлн долл., следует рассматривать его и с другой стороны, как вместилище для сбережений национальных и иностранных инвесторов. Выход экономики США на траекторию роста увеличивает сбережения и потребность в надежных активах, и это позволяет справиться с управлением государственным долгом.

Обратимся к дефициту торгового и платежного баланса США. С 1971 г. США имеют дефицит торгового баланса, и в последнее время он составляет 700–800 млрд долл. в год. Хотя за счет услуг появляется позитивный итог, текущие операции все-таки образуют дефицит на уровне 450 и более млрд долл. Но и здесь требуется особый подход. Дело в том, что экономика США в последние десятилетия выполняет для их партнеров роль самого богатого и передового в мире рынка сбыта, работа на который позволяет многим из них продвигаться от бедности к процветанию, как это происходит с Китаем, например. Это один из аспектов лидерства США в мировой экономике, который еще не осознан в полной мере. Поэтому дефицит торгового баланса США не следует рассматривать как следствие каких-то изъянов и упущений в экономической политике — он результат действия современной модели международного разделения труда.

Наконец, важно отметить, что торговый и платежный дефицит США на стороне партнеров зеркально отражается в виде их актива, в форме валютных ресурсов, которые необходимо сохранить. Надежный способ сохранения валютных ресурсов — инвестировать их в активы наиболее сильного участника мировой экономики. В качестве такого вместилища возникших валютных сбережений выступают США, предлагая партнерам гособлигации, облигации и акции корпораций и другие активы. Так что внешний долг США — это вместилище для мировых сбережений и проявление глобализации.

Михаил ПОРТНОЙ, д. э. н., профессор, руководитель Центра внешнеэкономических исследований Института США и Канады РАН

Мировой валютой могут стать только деньги такой страны, которая лидирует в мировой экономике по размерам и научно-техническому потенциалу

Экономика США является для их партнеров самым богатым и передовым в мире рынком сбыта, работа на который позволяет продвигаться от бедности к процветанию

Дефицит торгового баланса США — это результат действия современной модели международного разделения труда

Экспорт и импорт США в 2013 г.

 
Всего
Китай
ЕС
Япония
Экспорт, млрд долл.
1590
122
262
65
Импорт, млрд долл.
2320
460
378
142
Дефицит, млрд долл.
730
338
116
77
Удельный вес, %
100
46,3
15,9
10,5