Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
«Мир через конкуренцию» – такова была тема ЭКСПО в Брюсселе в 1935 г. Через экономическое и технологическое соперничество на выставке, через сопоставление культур организаторы хотели предотвратить сползание мира к следующей войне. Как мы знаем из истории, им это не удалось.
Европа лишь недавно оправилась от ужасов Первой мировой войны и не менее страшных последствий экономической депрессии. Всемирную выставку в Брюсселе, в гораздо большей степени, чем предыдущие, считали «лучом надежды». Организаторы рассчитывали с ее помощью укрепить международное сотрудничество, стимулировать экономический рост, создать новые рабочие места.
У этой выставки была и другая функция – на ее платформе формировалась новая самоидентификация государств в период серьезных геополитических сдвигов на карте Европы. Бельгия только что пережила самый тяжелый экономический кризис в своей истории. В соседней Германии набирал силу нацизм. В Италии пышно расцвел фашизм. Сталинская Россия накачивала мускулы и сворачивала последние гражданские свободы. В этих условиях в европейских государствах крепли и все шире распространялись пацифистские настроения. Население, да и многие политики понимали, что необходимо сохранить мир, а для этого цеплялись за любую возможность укрепить взаимодействие между странами, отодвинуть новую войну.
Всемирная выставка, местом проведения которой, по решению Международного бюро выставок, стал Брюссель, взяла на себя эту миротворческую миссию. Организаторы, выбрав девиз «Мир через конкуренцию», рассчитывали, что страны-участницы смогут технологически и экономически «сразиться» на площадке ЭКСПО, отказавшись тем самым от выяснения отношений с помощью оружия и принеся таким образом мир и спокойствие в Европу и в другие части света.
При этом ни Германия, ни СССР участия в этой выставке не приняли. (Как известно, они соорудили свои монументальные, грозные павильоны друг напротив друга на ЭКСПО в Париже в 1937 г.) США и Япония участвовали на неофициальной основе, разместив лишь небольшие экспозиции. Всего в ЭКСПО–1935 приняли участие 30 государств, из них 25 были официальными участниками.
За то короткое по историческим масштабам время, что шла ЭКСПО – с 27 апреля по 6 ноября 1935 г. – взгляды всего мира были ежедневно прикованы к демонстрации новых технологических чудес, к искусству, экономическому развитию. Брюссель через намеренно острый лозунг посылал всему миру сигнал и призыв задуматься и опомниться. Никто тогда еще не знал, что эти усилия были напрасны. Никто и представить не мог, какие ужасы ждет мир всего через несколько лет.
Организация ЭКСПО заняла больше времени, чем рассчитывали. Бельгия хотела устроить у себя всемирную выставку еще в 1930 г. в ознаменование 100-летия образования страны. Однако экономические сложности не позволили этого сделать, и в результате выставку приурочили к 100-летию запуска первой железной дороги в Бельгии и к 50-летию образования государства Конго, тогда бельгийской колонии.
Сначала думали устроить выставочный городок в парке «Сэнкатенер» в центре города, но места там было явно недостаточно. Поэтому было решено отдать под ЭКСПО район Хейзел на севере столицы (сейчас так называется станция метро возле выставочного комплекса Brussel Expo). Там было 200 га свободной земли, выкупленной королем Леопольдом II для застройки, чего, однако, при его жизни не было сделано.
В результате длительной, можно сказать многолетней, подготовительной работы на пустовавшей земле было построено 182 сооружения. Здесь прошло более 300 различных мероприятий – парадов, конференций, конгрессов, фестивалей, концертов. Каждая страна –официальная участница выставляла свои достижения в отдельном павильоне.
Главным архитектором выставки был бельгиец Йозеф ван Нек, по его проекту был построен стадион на 75 тыс. мест, где проходили все спортивные мероприятия в рамках ЭКСПО. Его архитектурный стиль совмещал в себе принципы модерна, яркой декоративности и функциональности.
Традиционный внешний облик многих павильонов скрывал их современную конструктивную основу. В целом же в архитектурном смысле брюссельская выставка стала своеобразной ареной борьбы рационалистических направлений с неоклассицизмом и эклектикой. В ряде павильонов были смело использованы новые по тому времени материалы и конструкции, такие как стекло и железобетон.
Самое величественное здание выставки – Большой дворец (Гран-Пале) – было совместным творчеством архитектора Йозефа ван Нека и инженера Луи Ба. Выполненное в традиционной форме зиккурата с четырьмя монументальными бронзовыми статуями на контрфорсах, оно вместе с тем скрывало конструктивную инженерную новизну. Луи Ба создал огромное внутреннее пространство без колонн, поддерживаемое параболическими арками.
Французский павильон проектировал пионер архитектурного модернизма Ле Корбюзье. Бельгийский архитектор Виктор Буржуа, также придерживавшийся постулатов модернизма в архитектуре, создал здание ресторана Леопольда II и один из павильонов.
По замыслу ван Нека, главный бульвар, с двух сторон обрамленный павильонами стран-участниц, заканчивался впечатляющим видом на Гран-Пале. Туда же, на обзорную площадку, вели живописные извилистые дорожки, петлявшие по огромному парку. Его устройством занималась команда самых знаменитых ландшафтных дизайнеров. По ночам искусственное освещение, подсветка зданий, озера и парка создавали впечатление сказочной феерии. Многие сравнивали это с атмосферой сказок «Тысячи и одной ночи».
Для того чтобы облегчить посетителям осмотр выставки, была сооружена круговая дорога, по которой курсировал трамвай, соединяя различные входы на выставку с основной территорией.
Бельгийская экспозиция показывала работы многих молодых современных художников – среди них Поль Дельво и Рене Магритт. Выставка немало способствовала росту их популярности.
Фашистская Италия разместила свои экспонаты ни много, ни мало – в 16 павильонах, причем главный из них, официальный, проектировался архитекторами Адальберто Либеро и Марио де Ренци по прямому указанию Муссолини в виде гигантских коробок с четырьмя огромными фасциями на фасаде. В павильоне был установлен большой фотомонтаж, показывающий достижения Италии под управлением фашистов.
Другие европейские страны, например Чехословакия, Швейцария, скандинавские государства, напротив, архитектурным языком своих павильонов пытались донести до посетителей мысль об их выборе в пользу демократического устройства.
Это было время, когда в Европе только закладывались основы общества потребления, консьюмеризма, и всемирные выставки отчетливо показывали эту тенденцию. Национальные павильоны многих стран были незатейливо оформлены просто в виде огромных витрин с выставленным товаром. По тем временам это было необычно. Наиболее характерным примером такого подхода служил довольно скромный павильон Финляндии. Он был задуман в виде выставочного зала, демонстрирующего образцы финского дизайна в мебели, кухонной утвари, текстиле, предметах домашнего обихода и пр. Одно крыло павильона было без затей сделано в виде обзорного окна, через которое можно было заглянуть внутрь и все хорошенько разглядеть.
Большое внимание было уделено отдельным товарам, являвшимся лицом той или иной страны. Так, швейцарский павильон открывался большой выставкой наручных, настенных и напольных часов. Бразильский павильон был целиком посвящен их любимому национальному напитку – кофе. Посетители могли полюбоваться на четыре прозрачные колонны, доверху наполненные кофе-бобами.
Некоторые государства сосредоточились на показе своих достопримечательностей и особенностей, пытаясь привлечь к себе туристов и полагая, что за туризмом как отраслью экономики – большое будущее. Как правило, это делалось посредством фотомонтажей и диорам.
ЭКСПО–1935 как никакая другая была обращена к массам, к народам мира. Поэтому развлекательной части было уделено особое внимание. Здесь были водопады, горки, настоящий зоопарк. В одной части парка создали уголок под названием «Старый Брюссель», где реконструировали Брюссель XVII в. с его узкими улочками, тавернами и обитателями (артистами, наряженными в платья тех времен). Этнические аттракционы вообще пользовались огромной популярностью на подобных выставках. Наряду со «Старым Брюсселем» толпы валили в «Индийскую деревню» и «Марокканский базар». Во время работы выставки проходило много фольклорных фестивалей и парадов: Бельгия имеет огромный опыт в организации подобных мероприятий.
Были тут и образовательные программы, например демонстрация такой новинки, как телевизор. В ходе выставки было организовано несколько сотен конгрессов и конференций, что привлекло к ней научную и академическую аудиторию.
Брюссельская выставка 1935 г. прошла с огромным успехом, по крайней мере с точки зрения посещаемости. Ее гостями стали 20 млн человек – рекорд, не превзойденный другими бельгийскими выставками до сих пор. Этому, безусловно, способствовала раскрученная машина маркетинга и рекламы. О необходимости посетить ЭКСПО кричали все газеты, журналы и радиопрограммы.
Способствовало посещаемости и сугубо финансовое обстоятельство – в марте 1935 г. был девальвирован бельгийский франк. Это сделало посещение заграницы для бельгийцев слишком дорогим и, напротив, посещение Бельгии иностранцами привлекательно дешевым. В целом, в финансовом отношении, выставка свела концы с концами, что, в тех тяжелых экономических условиях, можно было считать несомненным успехом.
Ирина СКИБИНСКАЯ
В целом столица Бельгии Брюссель принимала у себя четыре всемирные выставки ЭКСПО – в 1897, 1910, 1935 и 1958 гг.
В глазах историков ни одна другая выставка так наглядно не отражала дух времени, как это сделала ЭКСПО–1935 в Брюсселе. Именно поэтому ее рассматривают как совершенно особое явление в мировой истории.
Гран-Пале и еще по крайней мере три павильона, созданных к выставке 1935 г., использовались для размещения экспозиции 1958 г.
Высокой посещаемости выставки способствовала девальвация бельгийского франка – бельгийцам стало дорого ездить за границу, а для иностранцев, напротив, Бельгия подешевела.
Бельгия – сравнительно молодое европейское государство. Оно обрело независимость лишь в 1830 г. В Средние века Бельгия входила в состав Бургундского герцогства, с 1556 по 1713 г. находилась в составе Испании, затем была частью Нидерландов, а с 1792 по 1815 г. – Франции. В 1830 г. в результате революции Бельгия вышла из состава Нидерландского королевства и получила независимость. В настоящее время Бельгия – федеративное государство, конституционная парламентская монархия. В стране действует Конституция 1831 г. Бельгия состоит из сообществ и регионов. Переход от унитарного к федеративному устройству произошел в 1989 г. в связи с многолетним конфликтом между фламандцами и франкоязычными валлонами.
В отличие от ЭКСПО в других странах, где выставочные павильоны возводились из легких материалов и изначально были предназначены под снос после окончания выставки, в Брюсселе многие здания строились капитально, с целью их дальнейшего использования. Это и Гран-Пале, и Павильон искусств, и Мемориальный зал, и другие сооружения – многие из них служат по сей день. Так, Гран-Пале с четырьмя героическими фигурами на контрфорсах является визитной карточкой и главным выставочным павильоном современного комплекса Brussels Expo.
Сегодня Хейзел является местом притяжения многих жителей города и туристов. Здесь находится крупнейший в Бельгии выставочный комплекс Brussel Expo, перестроенный в 90-х годах стадион, крупнейший в городе кинокомплекс, здесь же раскинулся и прелестный парк Мини-Европа, который содержит точные копии в масштабе 1:25 всех самых известных и выдающихся архитектурных сооружений Европы.