тел. (495) 223-42-15

Французская болезнь

Франция издавна и прочно входит в группу высокоразвитых индустриальных государств. Вместе с тем в последние два десятилетия в социально-экономической системе Франции накопились структурные проблемы, от решения которых зависят темпы дальнейшего развития, а в широком плане – место страны в мировой экономике и политике.

Кредитно-финансовый кризис 2007–2008 гг., быстро переросший в экономический, обострил и заметно ухудшил условия преодоления накопившихся за долгие годы проблем. Если с начала века до 2007 г. средние темпы экономического роста Франции составляли около 2% ВВП год, то за послекризисное семилетие (с 2008 г. по 2014 г.) они опустились до 0,3%.

Что это за структурные проблемы? Речь идет, во-первых, о неустойчивом состоянии правительственных финансов и системы социального страхования. С начала 1970-х не было года, когда бюджет страны сводился бы без дефицита. Вслед за разбалансированностью бюджета неуклонно разбухала правительственная задолженность, величина которой возросла до 65,4% ВВП в 2007 г., а в ходе нынешнего кризиса пробила отметку в 90% ВВП.

Во-вторых, острой социально-экономической проблемой стала безработица (даже в периоды высокой конъюнктуры норма безработицы в стране не опускалась ниже 8%, а в 2014 г. она поднялся до 10,5%). Причем особо негативный характер ей придает высокий уровень молодежной безработицы (свыше 22%) и её застойный характер (высокой остается доля лиц, потерявших и ищущих работу в течение более чем 1 года).

Наконец, обнаружились узкие места и сбои в работе экономики знаний. В первую очередь это касается системы образования, где многочисленные обследования выявили снижение качества подготовки учащихся на всех уровнях – от начальной школы до университета. В 1990–2000-е гг. обозначилось отставание от ряда партнеров и в области НИОКР.

Накопление структурных диспропорций повлекло за собой снижение конкурентоспособности экономики Франции, ухудшение её внешнеторговых позиций. С конца 1990-х гг. страна быстрее других теряла доли на внешних рынках. С середины 2000-х гг. торговый баланс систематически сводился с отрицательным сальдо. В 2013 г. его дефицит составил 61,2 млрд евро, а за III квартал 2014 г. – 44,1 млрд евро. Франция проигрывала одновременно и в ценовой конкуренции, в первую очередь из-за высокого уровня взносов в систему социального страхования, тяжелым бременем давящего на издержки предприятий, и в неценовой, где решающее значение имеют качество продукции и инновации.

Пришедшие в 2012 г. к власти социалисты вынуждены были ориентировать свою политику на решение накопившихся проблем французского хозяйства. Первая важнейшая составляющая их экономического курса – оздоровление государственных финансов за счет сначала закручивания налогового пресса, вызвавшего массовое недовольство в стране, а затем – жесткого контроля за государственными расходами.

Трудно, однако, не видеть противоречивость жесткой финансовой политики в депрессивной экономике: сдерживая совокупный спрос, она, как это ни парадоксально, затрудняет движение к бюджетному равновесию из-за снижения налоговых поступлений.

Экономические трудности Франции пока не позволяют этой стране привести свои макропоказатели к критериям, принятым в ЕС. Так, в зоне евро дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП. Франция планировала достигнуть этого уровня в 2015 г. Теперь же пришлось отодвинуть достижение желанной цели на 2017 г. В 2014 г. дефицит бюджета совокупного правительства составил 4,4% ВВП. Государственный долг также начнет снижаться только после 2017 г., достигнув своего максимума в 98% ВВП, тогда как, согласно маастрихтским критериям, он не должен превосходить 60% ВВП.

Вторая опорная точка курса – повышение конкурентоспособности французской экономики за счет снижения взносов предприятий в систему социального страхования и других послаблений. Разработанные правительством два плана – «пакт конкурентоспособности» в конце 2012 г. и «пакт ответственности» весной 2014 г. – передают в руки предпринимателей круглую сумму порядка 46 млрд евро. Расчет строится на том, что снижение издержек расширит экспорт, который потянет за собой капиталовложения и занятость, а это, в свою очередь, выведет национальную экономику на более высокую траекторию роста. Понятно, что для этого требуется время. Так что пока рано судить, насколько обоснованными окажутся связанные с этими планами надежды.

Пока же Франция не вырвалась из полосы вялого роста, ей не удалось выйти на сколько-нибудь значимые результаты, прежде всего в сфере занятости. Правительство расширило финансирование субсидируемых трудовых контрактов для молодежи и лиц предпенсионного возраста. Профсоюзы и союз предпринимателей договорились, а власти законодательно закрепили повышение гибкости трудовых отношений. Предприниматели получили право в сложной конъюнктурной ситуации снижать зарплату и длительность рабочего времени в обмен на обязательство сохранять рабочие места. Однако добиться существенного замедления, тем более повернуть вспять кривую безработицы, не удалось. Ключи к решению проблемы занятости при низких темпах экономического роста так и не подобраны.

Сегодня перспективы возврата к хозяйственному динамизму связываются со снижением мировых цен на нефть и курса евро к доллару. Надежды возлагаются также на то, что Западная Европа начнет наконец активно использовать механизмы стимулирования экономического развития. МВФ неоднократно предупреждал об опасности дефляции (снижения общего уровня цен и дальнейшего торможения темпов роста), рискующей ввергнуть страны еврозоны в долговременную депрессию, подобную той, что пережила Япония в 1990-е гг. Первым сигналом того, что к мнению МВФ прислушались, стали заявления руководства ЕЦБ о готовности применять нетрадиционную денежную политику и перейти по примеру ФРС США к количественному смягчению, то есть расширению числа активов, приобретаемых центральным банком для поддержания ликвидности коммерческих банков. Со своей стороны, Еврокомиссия выступила с предложением запустить масштабную программу поддержания инвестиций, названную по имени нового руководителя КЕС «планом Юнкера», в размере 300 млрд евро в течение трех лет.

Однако, как бы ни развивались события, в течение ближайших лет Франции придется следовать курсом бюджетной экономии и болезненных в социальном плане структурных реформ, с тем чтобы попытаться сохранить свои позиции в мировой экономике.

Андрей КУДРЯВЦЕВ,

заведующий сектором Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН)

Франция удерживает пальму первенства по количеству ежегодно приезжающих в страну иностранцев – около 85 млн чел.

Во Франции создан второй в мире после США парк АЭС (19 станций с 58 энергоблоками общей мощностью 63 ГВт), на которых вырабатывается около 75% потребляемой электроэнергии. Это самый высокий на планете показатель.

По объему экспорта Франция занимает третье место в Европе после ФРГ и Великобритании. Около 60% внешнеторгового оборота приходится на страны ЕС. Россия – третий по величине торговый партнер Франции вне Евросоюза после США и Китая.

По объему привлеченных прямых иностранных инвестиций Франция стоит на четвертом месте в мире, а по величине прямых инвестиций, сделанных за рубежом, – на пятом.

По величине ВВП (2,7 трлн долл. в 2013 г.) Франция занимает 5-е место в мире, пропуская вперед США, Китай, Японию и ФРГ, ненамного опережая Великобританию и значительно – Италию. Страна располагает самой большой в Западной Европе территорией (551,6 тыс. кв. км), на которой проживает более 65 млн чел. Сельское хозяйство обеспечивает более 20% аграрной продукции ЕС и находится на первом месте в «зеленом экспорте» из стран Европы, по объему которого она уступает лишь США. В индустриальной сфере французские позиции сильны в целом секторов, где созданы и успешно действуют мощные ТНК.

Франция взрастила сильный военно-промышленный комплекс. Он не только обеспечивает современной военной техникой национальную армию, но и занимает одно из ведущих мест на мировом рынке вооружений – Франция находится в первой пятерке ведущих стран–экспортеров оружия. В авиакосмической отрасли Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (EADS) в кооперации с партнерами из ЕС производят аэробусы, вертолеты и ракеты «Ариан».