Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Китайский поезд развития
«Джей-Би-пресс», Япония
В ходе саммита АТЭС в Пекине Китай предложил организовать в регионе так называемое интерактивное взаимодействие. Пекин призвал азиатские страны совместно развивать Азиатско-Тихоокеанский регион и объединять местные экономики для улучшения инфраструктуры. Практически все основные СМИ Китая сообщили об этой идее, проигнорировав главную тему саммита.
На саммите АТЭС председатель КНР Си Цзиньпин заявил: «Китай организует на море и на суше экономическую зону Шелкового пути (идея „одного региона и одного пути“), предоставляя странам Азии, которые находятся в его окрестностях, всю необходимую инфраструктуру. Для этого будет создан Фонд Шелкового пути с капиталом в 40 млрд долл.».
Центром этого проекта станет Шелковый путь по суше и морю. Поскольку сначала будет создана экономическая зона на суше, необходимо связать Китай и близлежащие страны железными и автомобильными дорогами.
Глава Китая сообщил представителям стран, принявшим участие в саммите, что он будет рад, если они, образно говоря, сядут в китайский поезд развития. Таким образом Си Цзиньпин расширил «китайскую мечту» об улучшении благосостояния нации, о которой он говорил, став главой республики, до масштабов «азиатской мечты».
Администрация Си стала активно использовать словосочетание «Шелковый путь» после того, как пришла к власти в конце 2012 г.
В сентябре 2013 г. во время выступления в Казахстане китайский лидер подчеркнул важность создания нового Шелкового пути, который объединит транспортную инфраструктуру, расширит торговлю и обеспечит циркуляцию денежных средств. В октябре в Индонезии Си предложил создать еще одну систему взаимодействия между странами АСЕАН, заявив об образовании морского Шелкового пути. Одновременно он коснулся идеи создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ, со штаб-квартирой в Пекине), который будет обеспечивать строительство Шелкового пути.
Власти КНР рассматривают этот проект в качестве важной государственной стратегии. Проект создания Шелковых путей и АБИИ также называют китайской версией Программы восстановления Европы.
В октябре перед началом саммита АТЭС страны АСЕАН подписали протокол о намерении создать АБИИ. Банк должен появиться в конце 2015 г. После его открытия сразу же начнется строительство железной дороги, которая свяжет Пекин и Багдад.
Администрация Си объявила о создании новой азиатской инфраструктуры. За этим стоит намерение разрушить старое мироустройство, созданное западными странами, и построить новый порядок, центром которого станет Китай. Это вызов международной финансовой системе, которую сформировали Япония и Запад.
Азиатский банк развития (АБР, со штаб-квартирой в Маниле) с опаской относится к этой идее Китая. Главными учредителями этого банка являются США и Япония (их доля составляет по 15,65%). АБР был создан в 1966 году и функционирует уже на протяжении 48 лет. За всю историю существования банка его возглавляли девять человек, и все они были гражданами Японии.
В 1986 г. Китай также присоединился к АБР. Тем не менее его доля составляла всего лишь 6,46%. КНР, чья экономика сейчас находится на втором месте в мире, не была удовлетворена таким дисбалансом. Также Китай был недоволен тем, что его представитель не мог занять президентское кресло.
Главой АБР всегда были японцы, а МВФ и Всемирного банка — граждане США. Воспротивившись такому положению вещей, Китай в июле 2013 г. объявил о создании Банка БРИКС, а в октябре – о проекте Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.
АБР воспринимает такое развитие событий без особого восторга. Азиатский банк развития вложил огромные деньги в инфраструктурные проекты, связанные с дорогами и электросетями, при этом АБИИ намерен инвестировать в те же самые объекты. Япония и США считают, что функции АБР и АБИИ совпадают.
В октябре 2014 г. в Японии появилась Организация поддержки транспортных и городских проектов за рубежом. Это общественно-государственный проект для развития железных дорог и высокоскоростных автомагистралей. Организация появилась, поскольку существуют опасения, что Китай станет монополистом на рынке железнодорожного строительства.
Дело в том, что ежегодный спрос в развивающихся странах на строительство железных и других дорог составляет 230 трлн йен, в Азии – 80 трлн йен. Китай смотрит на этот рынок с вожделением.
АБИИ призван воплотить эту политику в жизнь, а китайский юань в долгосрочной перспективе должен стать международной валютой.
Кроме того, ожидается, что эти меры помогут китайской экономике выйти из пике. «Идея развития азиатской инфраструктуры» может изменить структуру промышленности КНР, которая сильно зависит от экспорта и инвестиций в недвижимость.
На саммите АТЭС Си Цзиньпин также заявил следующее: «Я приглашаю всех на китайский поезд развития». То есть предполагается, что Китай возглавит экономическое и инфраструктурное развитие Азии. Страны, которые хотят в процессе получить прибыль, должны поднять руки.
Возникает вопрос: откликнется ли Япония, если Китай поманит ее пальцем?
США, Япония и Индия не участвовали в собрании АБИИ в начале 2014 г. Южная Корея, Индонезия, Австралия и Япония не приняли участие в подписании протокола о намерениях в октябре в Пекине.
Учредителями АБР являются 67 стран, в то время как АБИИ — 21 страна. Тем не менее о своем участии в китайском проекте уже заявила Индонезия, а Корея выразила желание присоединиться к структуре, когда для этого будут созданы соответствующие условия.
Несмотря на то, что японо-китайский диалог возобновился, в условиях политических трений между странами Японии не так-то просто сесть в этот «поезд». Для Токио сложно присоединиться к структуре, в центре которой стоит Китай. Вместе с тем полный отказ от участия также невыгоден Японии.
Станет ли Азия будущего жить по китайским законам? Каким образом КНР намерена прижать Японию, которая стоит на ее пути к владычеству в Тихом океане?
Во время саммита АТЭС китайские СМИ пестрели заголовками об «азиатской мечте». Считается, что этот саммит Китай использовал для увеличения своего мирового престижа. Несомненно, эти события представляют собой поворотный момент в истории, и для японцев они могут стать выходом в «жестокую реальность».
Станет ли Азия будущего жить по китайским законам? Си Цзиньпин объявил о создании новой азиатской инфраструктуры. За этим стоит намерение разрушить старое мироустройство, созданное западными странами, и построить новый порядок, центром которого станет Китай. Это вызов международной финансовой системе, которую сформировали Япония и Запад.
Доллар снова на коне
«Никкей», Япония
На рынке иностранных валют доллар встал особняком, заняв неожиданно сильные позиции. Если сравнить процентное изменение курса основных валют в 2014 г., то доллар продемонстрировал самый большой рост – 7,7%. Эксперты полагают, что в связи с улучшением экономической ситуации в будущем году ФРС США поднимет процентную ставку, поэтому мировое сообщество переходит на долларовые накопления. С другой стороны, наблюдается отток капитала из стран, богатых природными ресурсами. В Японии, где проводится кредитно-денежная либерализация, йена продолжает падать.
Если сравнить процентное изменение курса основных валют с начала этого года, становится понятно, что доллар занимает сильные позиции. На втором месте находится китайский юань с ростом в 6%. На рост китайской валюты повлияло введение валютной корзины в стране, а также крепкие связи с долларом. Йена снизилась на 7,5%.
Темпы экономического роста в Китае и других быстроразвивающихся странах также замедлились, в связи с чем многие эксперты полагают, что экономика США одержала абсолютную победу.
После экономического кризиса 2008 г. Япония и западные страны проводили политику кредитно-денежной либерализации с целью поддержания экономики. США оправились от экономического шока первыми, поэтому сегодня они уходят от денежной либерализации, но Япония и находящиеся перед лицом дефляции европейские страны продолжают проводить эту политику, в результате чего только доллар укрепляет свои позиции.
Между тем снижается курс валют таких нефтедобывающих стран, как Россия, Мексика и Норвегия. Экономика этих стран пошатнулась из-за падения цен на нефть. В результате началась скупка долларов, к которой также подтолкнуло увеличение процентных ставок в США.
Сравнение курсов основных валют в 2014 г. показывает, что доллар продемонстрировал самый большой рост – 7,7%. На втором месте китайский юань с ростом в 6%. Йена снизилась на 7,5%.
«Розовая слизь» и прочие добавки
«Би-Би-Си», Великобритания
Во всякого рода антиутопиях, описывающих будущее, еда часто изображается чем-то таким, что закамуфлировано под нормальную пищу. Обычные с виду бургеры, печенье и другие продукты – это на самом деле спрессованные особым образом водоросли или какой-нибудь белок, потому что человечеству уже не хватает ни места, ни денег, чтобы добывать пропитание нормальным способом.
На самом деле массовое производство пищевых наполнителей – это уже реальность сегодняшнего дня, и вовсе не потому, что мы больше не можем получать продовольствие из других источников, просто производителям полуфабрикатов так удобнее и дешевле. То же относится к людям, которые потребляют эти продукты, – им так удобнее. Хотя мы не всегда осознаем это, разогревая в микроволновке готовые котлеты.
К этой категории можно отнести целый ряд ингредиентов – от желатина до колбасного фарша. В США многие до сих помнят, какой скандал разгорелся несколько лет назад из-за использования в мясных полуфабрикатах мелко порубленных и дезинфицированных говяжьих обрезков, которые американская телекомпания АВС окрестила «розовой слизью». Сама по себе эта субстанция не наносила вреда здоровью человека, но от описания процесса дезинфекции некоторых бросало в дрожь.
Еще один продукт будущего – широко распространенный, но, возможно, менее известный – состоит из соевых бобов. Этот наполнитель поражает своим разнообразием.
Соевые бобы тысячелетиями употреблялись в Азии, на Запад они пришли сравнительно недавно. В 1888 г. одна французская компания, обратив внимание на чрезвычайно низкое количество углеводов в этом продукте, стала делать из соевой муки хлеб для диабетиков. Вслед за этим появились и другие продукты. В 1921 г. австрийский изобретатель запатентовал способ производства соевой муки, которую в британской газете Times of London он назвал «манной для голодных», ссылаясь на ее дешевизну и пищевую ценность.
Благодаря именно этим характеристикам во время Второй мировой войны молотые соевые бобы часто добавлялись в другие продукты, входившие в солдатские пайки и гуманитарные грузы. К концу войны производство соевых добавок превратилось в США в процветающий бизнес.
Важный шаг к современному способу употребления сои – в качестве заменителя других продуктов – был сделан в 1960-е годы, когда ученые разработали метод производства соевого белка, имеющего пористую текстуру. Сначала из соевых бобов удаляется жир, а иногда также сахар и клетчатка, затем они измельчаются в белый порошок, который смешивается с водой или паром, так что в итоге получается нечто вроде теста. Соевое тесто подается в экструдер. Под высоким давлением при определенной температуре и влажности оно проталкивается через трубу, чтобы вызвать химическую реакцию, в ходе которой белки разворачиваются и формируют сетку. Полученная масса разрезается на липкие ломтики, которые могут заменять мясо в самых разных продуктах.
Теперь соевый белок встречается во многих продуктах – не только в вегетарианских котлетах и прочих заменителях мяса, но и в говяжьем фарше, печенье, шоколадных батончиках, буррито, хлебе, салатных соусах, макаронах, взбитых сливках, супах и мясной нарезке. Соевый белок практически безвкусный, поэтому ему можно придать чуть ли не любой вкус. Его текстура также может быть весьма разнообразной, поэтому на вид и на ощупь соевый белок можно сделать каким угодно, а с помощью машин из него, как из пластилина, можно вылепить огромное количество форм.
С точки зрения пищевой ценности соевый белок представляет неплохую добавку для говяжьего фарша и других мясных продуктов. Там определенно меньше жира, а по количеству белка на единицу необходимой площади земли эффективность использования природных ресурсов при производстве этого продукта выше, чем в скотоводстве. И, пожалуй, самый важный фактор с точки зрения производителя, а может быть, и потребителя, – соевый белок часто гораздо дешевле, чем продукты, которые он заменяет.
И в самом деле – чем не еда будущего из фантастического рассказа? Неудивительно, что производители продуктов питания не очень-то любят об этом говорить. Но такие продукты и процессы уже стали неотъемлемой частью современной пищевой промышленности. Вам решать, хотите ли вы вспоминать об этом каждый раз, когда покупаете себе бургер.
Корреспонденту BBC Future удалось выяснить, что многие продукты, которыми мы питаемся, содержат ингредиенты, словно взятые из антиутопических фантастических рассказов. Откуда они там взялись?
ОПЕК превратился в беззубого тигра?
«Форбс», США
На встрече стран ОПЕК было принято решение не сокращать квоты на добычу нефти. В связи с этим цены на нефть резко снизились. Однако не стоит заблуждаться. Влияние ОПЕК на цены на нефть чрезвычайно преувеличено. Некоторые наблюдатели считали, что ОПЕК волшебным образом вынет кролика из шляпы. Но у ОПЕК даже нет волшебной шляпы, не говоря уже о кролике.
Страны ОПЕК контролируют немногим более трети мирового экспорта нефти. В настоящее время добыча нефти в США растет. Технология фрекинга дала возможность добывать в огромных количествах дешевый природный газ, который может заменить нефть в некоторых сферах использования. Как только мы изберем нового президента, процесс получения лицензий на строительство терминалов для экспорта сжиженного природного газа ускорится, что в свою очередь приведет к росту его добычи. Все эти факторы приведут к повышению добычи и снижению цен на нефть.
Другим фактором, на который страны ОПЕК бессильны повлиять, является застой в мировой экономике, который неизбежно влечет за собой снижение спроса на энергоресурсы.
Однако главным фактором, обусловившим падение цен на нефть, является укрепление доллара. В течение нескольких десятилетий соотношение между ценами на нефть и ценами на золото оставалось относительно стабильным – примерно 12–14 барр. нефти на одну унцию золота. Разумеется, это соотношение могло меняться, но ненадолго.
Президент Рональд Рейган и председатель Федерального резерва Пол Волкер решили покончить с инфляцией и добились успеха. Цена на нефть сначала упала до почти 10 долл. за барр., а затем установилась на уровне 20–25 долл. за барр. С середины 1980-х годов и до начала прошлого десятилетия цена за баррель нефти сохранялась на уровне 21 долл. Увы, в начале 2000-х годов Федеральный резерв с молчаливого согласия Министерства финансов начал проводить девальвацию доллара, руководствуясь ошибочным убеждением, что это поможет вывести американскую экономику из рецессии и повысить объемы экспорта. Цена на золото начала стремительный рост, и за ней последовали цены на сырье, включая нефть.
Цены должны отражать то, какие товары потребители хотят приобретать, а какие – нет. Когда цена на нефть начала расти в 1970-х годах, люди решили, что наши запасы нефти иссякают. В конце концов, разве рост цен не свидетельствует о нехватке? На нормальных рынках так и есть, но если валюта страны ослабла, то ситуация иная. Мы наблюдали точно такую же ситуацию после 2002 г. Беспокойство по поводу возможной нехватки ресурсов, особенно нефти и (до появления технологии фрекинга) природного газа, привело к тому, что правительство вкладывало миллиарды долларов в альтернативные источники энергии, такие как ветряные мельницы.
Нарастающее бессилие ОПЕК не помешает ее членам встречаться, а прессе – чрезвычайно серьезно относиться к их заявлениям. Мудрые наблюдатели проигнорируют этот бессмысленный фарс и сосредоточатся на ценах на золото.
Влияние стран ОПЕК на состояние нефтяного рынка, в частности на цены, чрезвычайно преувеличено. Существует большое количество факторов, на которые ОПЕК повлиять не может.
Обвал цен на нефть поставил ОПЕК и Россию на колени
«Кварц», США
В какой-то степени бездеятельность ОПЕК, то есть решение не сокращать объемы добычи, подобна тому вызову, перед которым в последние годы оказались компании General Motors и Microsoft: если хочешь по-прежнему соответствовать тому миру, в котором когда-то занимал лидирующие позиции и временами заставлял трепетать, надо менять правила игры.
Для многих других стран мира, в том числе таких крупных потребителей, как США и Китай, смысл произошедшего совершенно иной: появилась кратковременная возможность для решения масштабных стратегических задач, которые еще совсем недавно считались неразрешимыми.
Фактор, способствовавший такому изменению ситуации, имеет двойственный характер – быстрый рост добычи сланцевой нефти в США, который полностью нивелировал остроту геополитических потрясений, до того провоцировавших резкий скачок цен на нефть, а также вялый спрос в Китае.
Кроме этого, существует угроза новых предложений нефти, которая может повлиять на существующее положение дел: рост предложения от США в ближайшие 3–5 лет, от Ирана – с учетом перспективы заключения ядерного соглашения, а также от Ирака и Ливии, в которых добыча нефти пока еще ограничена в связи с военными действиями.
Нефтетрейдеры проанализировали все эти потенциальные источники предложения и, не найдя предпосылок для резкого увеличения спроса, отпустили цены.
В итоге ОПЕК решила дождаться стабилизации рынка. Правда, такое ожидание может затянуться на долгие годы – никто не знает, когда и каким образом, да и вообще, увеличится ли спрос настолько, чтобы компенсировать избыток предложения. Точно так же все знают, что «сланцевая эйфория» в США не будет длиться вечно, хотя при этом никто не знает, когда она пойдет на спад.
ОПЕК надеется – а большинство аналитиков допускают – что, в конечном счете, ситуация нормализуется, во всяком случае, соотношение спроса и предложения достигнет того уровня, который считался нормой на протяжении последних четырех десятилетий, когда картель стал одной из самых крупных и стабильных экономических структур в мировой экономике.
Однако гарантий никаких нет. Согласно одному из сценариев, сланцевый бум продлится до 2040 г., к тому времени может произойти значительный технологический прорыв в области применения аккумуляторов, в результате чего электромобили станут более конкурентоспособными, и исчезнет основание для прогнозов будущего роста цен. В таком случае картелю придется постоянно сокращать объемы добычи. Поэтому нельзя заранее сказать, восстановится ли привычная для ОПЕК ситуация.
Поэтому проанализируйте свои планы и немедленно начинайте действовать. До сих пор мировые политики при определении своих стратегических задач руководствовались несколькими предположениями, в том числе о том, что ОПЕК и другие нефтяные гиганты вроде России останутся в выгодном положении и сохранят рычаги влияния. А ограниченные нефтяные ресурсы станут предметом разногласий между Китаем и Западом.
С учетом этого сложившегося расклада сил создавалось впечатление, что Россия и ОПЕК, начав действовать, могли бы стать грозным препятствием в решении проблем. Судя по всему, у них не было необходимости усмирять свои амбиции, чтобы поддерживать хорошие отношения с остальным миром. К тому же экономический спад в Америке казался резким и неотвратимым.
Однако падение цен сделало эти предположения безосновательными. Прежде всего, обвал цен означает, что у многих стран, проводящих агрессивную внешнюю политику, среди которых Россия, Иран и Венесуэла, начались налогово-бюджетные трудности. Главным здесь является то, что они могут испытывать эти трудности еще много лет, и чем дольше цены будут оставаться низкими, тем меньше вероятность того, что они смогут обеспечивать политику, нарушающую спокойствие других сильных государств.
Для стран-потребителей было бы благоразумным воспринимать время низких цен как краткосрочную возможность, которая сохранится, скажем, до 2020–2022 гг. И независимо от вашего положения в этой иерархии, в стратегическом плане целесообразно задать себе вопрос: а чего я хочу?
Если вы западная страна, хотели бы вы, чтобы Иран убедительно заявил об отказе от разработки ядерного оружия? Чтобы российский президент сдерживал свою политику авантюризма? Тогда действуйте спокойно и не вызывающе и настаивайте на своем – низкие цены продолжат оказывать давление и, в конечном счете, сыграют решающую роль.
Если вы нефтедобывающая страна, то считайте, что для вас прозвучал сигнал о необходимости диверсифицировать свою экономику и заняться чем-то еще помимо добычи нефти.
В большинстве случаев перемены будут осуществляться не совсем продуманно и хаотично, а сокращение доходов может привести к дальнейшей политической дестабилизации на Ближнем Востоке. В результате может произойти некоторое повышение спроса, что, в свою очередь, обострит ситуацию.
Однако основная часть перемен пока еще не столь очевидна – это ситуация новая и непривычная, поэтому политикам следует быть начеку. Главное – не быть застигнутым врасплох и просто признать наступление новой эры, не лениться и не считать, что теперь так будет всегда.
Снижение мировых цен на нефть и нерешительность ОПЕК предоставляет короткий, но важный промежуток времени для решения важных задач. Для нефтедобывающих государств – это сигнал о необходимости диверсифицировать свою экономику и заняться чем-то еще помимо добычи нефти. Для стран-потребителей – это возможность достичь поставленных целей.
Выход на кредитные рынки Азии затруднен
Русская служба «Голоса Америки», США
Российские компании, попавшие под санкции, обратились за финансированием на азиатские рынки облигаций, но испытывают трудности с поиском юристов и страховщиков. Привыкшие полагаться на европейские и американские компании в подготовительных к заключению той или иной сделке работах, российские компании испытывают трудности в привлечении юристов и другого персонала, которые согласились бы с ними работать. «Конечно, мы можем найти фирму без регистрации в странах, которые поддерживают санкции, но на это уйдет много сил и времени», – сказал источник в крупной компании, попавшей под санкции. Фирмам, зарегистрированным в странах, которые ввели санкции в отношении РФ, запрещено предоставлять попавшим под санкции российским компаниям финансирование, независимо от его источника.
Источник также сказал, что почти невозможно найти компании, которые могли бы помочь с оформлением бумаг и которые не были бы зарегистрированы в странах ЕС, Великобритании или США. Помимо проблем с документами, любые запросы санкционированных компаний не могут проходить через два крупнейших международных депозитария – Euroclear и Clearstream.
«Кто захочет покупать бумаги с такими ограничениями?» – говорит неназванный источник. В электронном письме от Clearstream говорится, что они не примут бумаги, нарушающие санкции ЕС и США. Такие бумаги не могут участвовать в торгах и других операциях. По словам источника, Euroclear не предлагает услуги по урегулированию вопросов с еврооблигациями российским компаниям, попавшим под санкции, даже когда речь идет об азиатских компаниях, выпускающих еврооблигации.
Российские компании, попавшие под санкции, испытывают трудности с поиском юристов, которые согласились бы помочь с оформлением бумаг, даже когда речь идет об азиатских рынках капитала.
Сочи хочет стать черноморским Монте-Карло
«Юрэйша.Нет», США
Десять лет назад Сочи был одним из многих захудалых черноморских курортов. Но в ходе подготовки к Зимним Олимпийским играм 2014 г. город преобразился и теперь стремится стать российской версией Монте-Карло.
После предпринятых властями жестких мер в отношении игорного бизнеса в 2009 г. казино загнали в четыре удаленные игорные зоны – «Янтарную» в Калининграде, «Алтай» в центральной части Сибири, «Приморье» на Дальнем Востоке и «Азов-Cити» в Краснодарском крае. Ограничения на работу казино в России создали для Грузии удачную возможность стать в регионе центром игорной индустрии, так как в Азербайджане и Турции азартные игры запрещены, а в Армении казино не могут работать за пределами выделенных им небольших зон. Но теперь, как только игорная индустрия начала вносить заметный вклад в испытывающую трудности экономику Грузии, ей собирается бросить вызов огромный северный сосед – Россия.
Решение России открыть казино в Сочи стало неожиданным ходом в дополнение к объявленному ранее решению развивать игорный бизнес в Крыму. Российские чиновники надеются, что казино помогут создать там рабочие места и пополнить бюджет. Но Сочи тоже нужны новые источники дохода. Находящийся в собственности государства «Сбербанк», владеющий 92%-ным паем в ОАО «Красная Поляна», проталкивает вопрос о предоставлении ему игорной лицензии, что помогло бы окупить вложенные в рамках подготовки к Играм десятки миллиардов рублей.
Президент России Владимир Путин, сначала сопротивлявшийся идее открытия казино в Сочи, затем передумал и подписал в июле соответствующий указ.
Все это создало самую серьезную угрозу для игорной индустрии Грузии. Грузинские парламентарии в конечном счете осознали, сколь значительный вклад казино вносят в бюджет страны. По информации налоговой службы, в 2013 г. налоги с игорного бизнеса составили 105,3 млн лари (примерно 60 млн долл.), или 2% бюджетных поступлений.
В последние годы столицей местного игорного бизнеса был черноморский порт Батуми, расположенный в 370 км к югу от Сочи. В то время как казино в Тбилиси ежегодно платят лицензионные сборы в размере 5 млн лари (2,8 млн долл.), то есть одни из самых высоких тарифов в мире, батумские игорные заведения обязаны отдавать лишь 250 тыс лари (141 тыс. долл.) в год. Инвестор, построивший гостиницу на 100 мест с казино, освобождается от лицензионных сборов на 10 лет. В Батуми на сегодняшний день работает пять казино, а в следующем году планируется открыть еще два.
Мехмет Есен, финансовый директор батумского казино Peace, не особо обеспокоен конкуренцией со стороны России. Россияне составляют лишь малую часть приезжающих в Грузию поиграть гостей, отметил он. Большинство приезжает из Турции и Азербайджана, а также растет число посетителей из Ирана. «Российские богачи едут в Макао или Монте-Карло», – сказал Есен.
Для того чтобы Россия смогла составить серьезную конкуренцию Батуми, ей необходимо будет тщательно проработать свое законодательство в сфере игорного бизнеса, а также улучшить свой негативный имидж в этой области, заявил он. В России игорная индустрия плохо регулируется и считается связанной с организованной преступностью.
На состоявшейся в Сочи в ноябре двухдневной Международной игорно-развлекательной выставке-форуме RGW Мустафа Йылмаз, директор компании Princess Casinos International, управляющей сетью казино по всему миру, сообщил EurasiaNet.org, что, по его мнению, Сочи потенциально могут перетянуть часть приезжающих в Грузию клиентов из Азербайджана и Турции. Граждане Турции могут оставаться в России без визы в течение 30 дней, а граждане Азербайджана – аж 90 дней. Кроме того, туристический сезон в Батуми длится всего несколько месяцев, а Сочи привлекает туристов как летом, так и зимой, отметил Йылмаз.
Но по причине отсутствия четкой стратегии развития игорного бизнеса в Сочи у Йылмаза и других инвесторов вопросов больше, чем ответов. Никто не знает даже, где конкретно будет находиться игорная зона – в Главном медиацентре Олимпийского парка Сочи в 30 км от центра города или в горах Красной Поляны в 67 км от Сочи. Гости игорно-развлекательной выставки-форума посетовали, что также не знают, какой будет ставка налога, сколько выдадут лицензий и как будет регулироваться игорный бизнес. «Здесь много неизвестных, огромное белое пятно, – сказал Йылмаз. – Мы ничего не знаем».
В конечном итоге масштаб ущерба для игорного бизнеса Грузии в случае открытия казино в Сочи зависит от объема инвестиций и уровня сервиса в этих новых казино, заявил Иан Ливингстон, управляющий директор казино «Аджара» в Тбилиси. «Если Сочи разовьется до уровня мини-Вегаса, тогда, на наш взгляд, он оттянет у нас часть иностранных игроков из близлежащих районов», – сказал он.
Эксперты в данной сфере едины во мнении, что всё это если и случится, то не скоро.
Перспектива открытия казино в Сочи встревожила представителей этого бизнеса из соседней Грузии. По их мнению, создание новой игорной зоны вблизи их границы может вызвать отток клиентов у грузинских игорных заведений.
Российский аппетит
«Фола», Бразилия
В условиях украинского кризиса резко возросли объемы поставок бразильского мяса в Россию. Российские аппетиты вкупе с дефицитом мясной продукции в других конкурирующих с Бразилией странах, вызванным сокращением поголовья скота или санитарными проблемами, способствовали тому, что Бразилия оказалась в еще более выгодном положении на мировом рынке белков животного происхождения.
Помимо возросшего спроса на продукцию еще одним благоприятным фактором для бразильцев в этом году стали более высокие цены на все виды мяса, что также обеспечило рост доходов.
Российские импортеры мяса, которые до этого отличались непостоянством, то ставя, то убирая экономические преграды, очистили рекордное число бразильских холодильников, предназначенных для экспорта. И Бразилия смогла в полную меру воспользоваться не только возросшим спросом на продукцию со стороны России, но и открытием и возвращением новых рынков.
Несмотря на столь выгодное присутствие России на бразильском рынке мяса, у производителей и экспортеров возникает много сомнений. Это объясняется нестабильностью в переговорах на фоне резкого падения цен на нефть, которая является одним из двигателей российской экономики.
В итоге совокупность перечисленных факторов должна обеспечить Бразилии в 2014 г. рекордный результат по объемам экспорта мяса на общую сумму в 17,3 млрд долл.
Россия является одним из главных импортеров бразильского мяса. Благодаря закупкам России Бразилия получила в 2014 г. рекордные доходы от экспорта мяса.
Когда нефть становится опционной
«Блумберг», США
На фоне сумятицы в двух крупнейших нефтедобывающих регионах – в России и в Персидском заливе – цена на нефть упала со 110 долл. до менее 70 долл.
Этот обвал во многом связан со спросом и предложением в Северной Америке. В США производство сланцевой нефти с 2010 г. увеличилось на 3,6 млн барр. в сутки. Канада добавила свои 1,5 млн барр. в сутки, извлекаемые из нефтяных песков. В то же самое время потребление в Соединенных Штатах сократилось на 3,3 млн барр. в сутки (коррекция в соответствии с экономическим ростом). Новые автомобили стали на 25% более экономичными, чем модели пятилетней давности, и, кроме того, молодые американцы стали меньше ездить.
Семь лет назад нефтяные компании, мечтавшие о том, что увеличение спроса доведет цены до уровня 150 долл. за баррель, не скупились на инвестиции. Новые скважины в Арктике, Центральной Азии и расположенные в глубинах океана месторождения разочаровывают и дают слишком мало нефти в обмен на слишком большие инвестиции. Тем не менее на них начинают добывать нефть. Тем временем на рынок вернулась ливийская нефть и продолжает поступать черное золото из Персидского залива, несмотря на Исламское государство и гражданскую войну в Сирии. В других местах предложение также выросло, в то время как глобальное потребление нефти оказалось меньше на 5 млн барр. в сутки, чем прогнозировалось в 2007 г.
По данным МЭА, примерно 2,6 барр. нефти в сутки в настоящее время, если использовать инвестиционные термины, «оказались на мели» – цены находятся на слишком низком уровне и не могут возместить затраченный на добычу капитал.
Вместе с тем добыча сланцевой нефти в США идет по другой траектории. В отличие от обычных месторождений, которые находятся в эксплуатации в течение долгого периода времени, сланцевые скважины истощаются в течение трех лет. На определенном ценовом уровне – дном, возможно, будет 65 долл. за барр. – разработка с использованием фрекинга становится менее привлекательной, чем добыча природного газа в сланцевой формации Марселлус.
Нынешняя ситуация наиболее близка к свободному рынку нефти в сравнении с предыдущими годами. ОПЕК не занимается организацией обвала цен, он просто отказывается действовать как картель и защищать искусственно высокие цены. Результат оказывается весьма неприятным для производителей.
Может ли дешевая нефть быть устойчивой? Наверное, нет. По мере замедления производства сланцевой нефти в США и ускорения глобальной экономики спрос на нефть в конечном счете превысит предложение. На рынке не появится очень много нефти из новых нефтеносных песков или из глубоководных скважин. МЭА предупреждает: если цены не преодолеют планку в 100 долл. за барр., то даже страны ОПЕК не смогут инвестировать достаточные средств в добычу для обеспечения надежного предложения через 10 лет. Консалтинговая компания HIS Cera предупреждает – цены на нефть могут быть выше 140 долл. за барр.
Это один сценарий. А вот другой – сегодня лишь небольшая часть автомобилей в США отвечают новым федеральным стандартам в области экономии горючего. В 2025 г., когда все автомобили будут соответствовать установленным стандартам, потребление бензина в стране сократится еще на 20%. ЕС, Китай и Индия недавно одобрили более жесткие стандарты в области топлива.
Сокращение поездок также может иметь долгосрочный характер, и многие в автомобильной индустрии воспринимают это не как случайность, а как глобальный переход на более низкую передачу. В США, а также во всем остальном мире молодые люди занимаются поисками городского стиля жизни с меньшей зависимостью от автомобиля. А если они и садятся за руль, то всё больше используют электромобили, которыми уже дешевле владеть и использовать в тех штатах, где предоставляются наилучшие условия для лизинга. Основному количеству грузовиков для дальних перевозок предстоит переход с дизельного топлива на природный газ.
Если крупные импортеры нефти – Китай, Европа, Индия, Япония и США – будут более активно разрушать монополию нефти как транспортного горючего, глобальное потребление будет падать даже в благоприятные времена, что приведет к образованию добродетельного круга: сокращение цены до 60 долл. за барр. со 120 долл. означает высвобождение триллиона долларов для бурного экономического роста стран–импортеров нефти.
Наибольший риск связан с самоуспокоенностью. Когда цены намного ниже 100 долл., государства и потребители могут прийти к ошибочному выводу о том, что нефть является надежным монопольным горючим, что у нас нет реальной необходимости создавать инфраструктуру для электромобилей или для машин, работающих на природном газе, и что постоянный прогресс в области экономии топлива является слишком затратным. Вместо этого нам необходимо больше таких инициатив, как принятый в Калифорнии стандарт топлива с низким содержанием углерода, для того, чтобы ускорить переход от нефтяной зависимости даже в тот момент, когда нефть становится дешевле.
Нефть как транспортное горючее будет использоваться еще несколько десятилетий. Но нефть как неустойчивое монопольное топливо в настоящее время уже является одной из многочисленных опций. Все зависит от нас: у нас есть выбор – электромобили или машины на природном газе, а также общественный транспорт, что делает машины ненужными в густонаселенных районах. Мы можем отцепить экономический рост от нефти, сделав наш климат более стабильным, а наши экономики — более богатыми. Мы можем оставить в прошлом нефтяную тиранию.
Нефть как транспортное горючее будет использоваться еще несколько десятилетий. Но нефть как неустойчивое монопольное топливо в настоящее время уже является одной из многочисленных опций. Все зависит от нас: у нас есть выбор. Мы можем отцепить экономический рост от нефти и оставить в прошлом нефтяную тиранию, считает автор статьи Карл Поуп.
Старый друг лучше новых двух
«Тренд ньюз эйдженси», Азербайджан)
Внимание политиков и экономистов всего мира, в том числе Азербайджана, приковано к Турции. От ее решения и дальнейших действий зависит ход противостояния Запада и России, судьба инвестиций в десятки миллиардов долларов и крупнейших проектов XXI века. И сегодня Турция выбирает. А выбирать есть из чего. Россия уже сделала свое предложение – газ и скидки на топливо для Анкары. Европа также выступила с намерением ускорить процесс принятия Турции в ЕС. Однако реализация этих предложений под большим вопросом. Строительство нового газопровода требует огромных инвестиций, и пойдет ли на это Россия в условиях санкций и снижения цен на нефть – вопрос. Официально переговоры о вступлении Турции в ЕС идут уже около 10 лет, и они тоже безрезультатны.
Что же предлагает Азербайджан? Инвестиции, новые рабочие места, реальный вклад в развитие экономики Турции на десятилетия вперед. Как заявил накануне глава SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана) Ровнаг Абдуллаев, компания продолжит реализацию проектов в Турции и в целом ее инвестиции в эту страну (вместе с Трансанатолийским газопроводом) достигнут 20 млрд долл. Азербайджан уже инвестировал в турецкую экономику до 5 млрд долл.
Сегодня Азербайджан в лице SOCAR является крупнейшим зарубежным инвестором в Турции. SOCAR владеет нефтехимическим комплексом Petkim, строит новый нефтеперерабатывающий завод, ведет строительство нового контейнерного порта, проложит газопровод TANAP. В ближайшее время в этой зоне будет начато строительство новой электростанции.
SOCAR Energy Turkey, которая является дочкой Госнефтекомпаниии в Турции, претендует на звание крупнейшей промышленной компании Турции, общий оборот которой в 2018 г. достигнет 15 млрд, а в 2023 г. – 30 млрд долл.
Азербайджан сохраняет последовательную позицию в работе на турецком рынке и намерен реализовать все запланированные проекты. Это многомиллиардные инвестиции, от которых Азербайджан не намерен отказываться.
Подготовлено по материалам сайта www.inosmi.ru