Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Выставочный бизнес давно стал частью мировой event-индустрии. Крупных выставок без конгрессов и конференций просто не существует. Дальнейшее развитие отрасли видится в сближении, слиянии и взаимопроникновении этих двух ее составляющих.
В наши дни практически все крупные специализированные выставки сопровождаются конгрессами, направленными на развитие профильной отрасли (деловой активности, современных технологий, научных дисциплин). Не меньшее распространение получили съезды профессиональных объединений и мероприятия отдельных компаний: семинары для технологов, конференции партнеров по бизнесу, маркетинговые акции для потребителей и пр.
Выставки самой своей природой предназначены для решения этих задач. Именно здесь можно обеспечить самый широкий охват нужной аудитории, достичь поставленной цели быстро, четко и эффективно и при этом минимизировать затраты в сравнении с проведением тех же акций в других местах.
Широкое распространение деловых мероприятий на выставках объясняется просто — интересы всех сторон полностью совпадают.
Организатор получает не только значительный приток посетителей, но и мощный всплеск интереса к своим проектам и, как следствие, рост их репутационного капитала, который в дальнейшем достаточно зримо превращается в реальную капитализацию мероприятий. Речь идет об увеличении рыночной стоимости брендов, повышении расценок на аренду площади и участие в деловой программе.
Экспонент видит на выставке больше профессионалов, в том числе — потенциальных партнеров.
Научное и профессиональное сообщество получают площадку для обмена мнениями, заинтересованную публику, возможность в научных дискуссиях обкатать ту или иную важную и новую тему.
Посетитель получает возможность принять участие в интересных мероприятиях, познакомиться с новейшими технологиями, продукцией и тенденциями, найти друзей и партнеров.
Таким образом, деловая программа нужна всем. Закономерно, что она стала своеобразным подъемным краном, которым пытаются «вытянуть» на нужный уровень даже самые слабые выставки.
В этой ситуации постоянно возникает вопрос: что первично? Кто кого сопровождает: конгресс выставку или наоборот?
Можно выделить несколько типов их взаимной связи и взаимозависимости.
Когда речь идет о ведущих выставках, привлекающих не менее 500 экспонентов и десятки тысяч посетителей, практически всегда их сопровождают международные конгрессы, которые сами по себе являются событием года в отрасли.
Возьмем для примера всемирную медицинскую выставку MEDICА в Дюссельдорфе (5237 экспонентов, 131 тыс. посетителей). Деловая программа смотра включает целый ряд тематических событий: MEDICA Congres (доклады, семинары, практические курсы по переподготовке и повышению квалификации врачей), MEDICA Tech Forum (медицинские технологии), MEDICA Physio Forum (физиотерапия и реабилитация), MEDICA Media Forum (телемедицина, медицинские информационные системы), MEDICA Vision Forum (медицина будущего), Deutscher Krankenhaustag — национальная конференция врачей, работающих в больницах. В рамках выставки работает Medica Business Center — место встречи профессионалов, имеющих доступ к всемирной базе данных медицинских компаний, бизнес-предложений и запросов.
Не менее интересный пример — крупнейшая в мире выставка игрушек Spielwarenmesse в Нюрнберге (2776 экспонентов, 76 тыс. посетителей). Само имя ее является глобальным брендом. И несмотря на это, проект сопровождает Всемирный конгресс производителей игрушек (Global Toy Conference). Если уж быть лидером, то во всем, — считают устроители.
Говоря о крупных выставках, нельзя забывать, что определяющим, лидирующим и довлеющим событием здесь является сама выставка, которая при определенных условиях может существовать и без деловой программы (случай, конечно, маловероятный). Разумеется, при этом будет потеряна часть посетителей, и кто-то скажет об ударе по репутации, но все это не повлияет на судьбу проекта. Выставки сохранятся в своем главном качестве — как лидирующие мероприятия отрасли.
Конечно, бывают мероприятия, в рамках которых выставки и конгрессы взаимосвязаны и переплетены всеми своими «кровеносными сосудами», как сиамские близнецы, и не могут существовать друг без друга. Так, в частности, происходит при организации московского форума по нанотехнологиям «Rusnanotech».
Не секрет, что организаторы международных выставок всегда заинтересованы в привлечении серьезных деловых мероприятий. Самый лучший вариант — подготовить их собственными силами с помощью профессионалов со стороны. Но не всегда это удается.
Впрочем, здесь постоянно идет движение с двух сторон. Отраслевые ассоциации, объединения предпринимателей, научные учреждения и частные фирмы сами обращаются с предложением организовать конференции и конгрессы. Понять их можно: ведь они получают огромный поток посетителей-специалистов, каждый из которых — потенциальный участник их мероприятий.
Если речь идет о серьезном сотрудничестве, предложения принимаются с радостью. Так, выставочный центр NuernbergMesse, который в ноябре 2012 г. провел одну из лучших мировых выставок индустрии напитков Brau Beveale, гордится тем, что в этом году в ее рамках впервые состоялся Европейский симпозиум по микропивоварению.
Особый случай — организация деловой программы частными бизнес-структурами. Петербургская компания «Империя» проводит свои конференции на ведущих продовольственных выставках Москвы. Стоит отметить, что данная деятельность носит четко выраженный коммерческий характер: стоимость регистрационного взноса достаточно высока. В беседах с участниками этих конференций становится ясно, что они платят деньги не за обмен мнениями и дискуссии по вопросам развития отрасли, а за совершенно конкретную информацию, знания и опыт, которые должны принести им прибыль в обозримой перспективе. Не находя этого, предприниматели бывают, мягко говоря, разочарованы. На традиционных выставочных конгрессах, участие в которых бесплатно либо требует относительно незначительных взносов, ничего подобного не происходит.
И еще один момент, о котором нельзя забывать. С организационной точки зрения подготовка «круглого стола» на чужой площадке — дело куда менее хлопотное, сложное и затратное, нежели проведение выставки. Входной барьер для такого рода деятельности достаточно низок и доступен многим игрокам рынка, а значит, можно столкнуться с некомпетентностью либо, что еще хуже, с откровенным мошенничеством, что может могут сильно повредить имиджу выставки.
Вторая группа мероприятий — выставки, сопровождающие крупные конгрессы. Именно такая концепция была изначально заложена и успешно реализована в проекте Международного форума интеллектуальной собственности Expopriority в «Экспоцентре».
В этом случае, если сравнивать с выставками первой группы, наблюдается прямо противоположная ситуация: выставочные операторы идут на поклон к устроителям конгрессов, которые, к слову, далеко не всегда встречают их благосклонно. Чисто теоретически большой тематический конгресс может обойтись и без «сопровождения».
Конгрессы без выставок. В эту группу входят конференции и съезды международных научных и профессиональных объединений, на которых, если и строят какие-то экспозиции, то в крайне слабом и урезанном виде. Так, в частности, произошло на 43-й Генеральной ассамблее Ассоциации центров международной торговли (WTCA), проходившей в сентябре 2012 г. в ЦМТ в Москве, — несколько стендов в холле буквально терялись на фоне огромных фуршетных столов.
Рассуждая о соотношении выставок и конгрессов, надо понимать, что разговор становится бессмысленным, если нет соответствующей инфраструктуры. На протяжении многих лет говорилось о том, что в Москве нет конгрессных залов, рассчитанных на 5–10 тыс. человек, — именно такое количество участников, как правило, приезжает на конгрессы всемирных отраслевых и научных ассоциаций. Руководители многих международных объединений хотели бы провести свои мероприятия в Москве, но не имели такой возможности. Сегодня ситуация меняется. Вопросы создания и расширения инфраструктуры конгрессного бизнеса находятся в центре внимания руководства всех выставочных и конгрессных площадок, хотя, конечно, безусловным прорывом в этой сфере стало появление «Крокус Конгресс Центра», способного принять мероприятия с участием от 150 до 6 тыс. человек.
Но и этого мало. Организация конгресса, на который приезжает свыше 5 тыс. человек, — задача принципиально иного уровня сложности в сравнении с подготовкой конференции на выставке. Здесь требуется качественно новый уровень квалификации, опыта и финансовых возможностей. Решение вопросов логистики, расселения, трансфера, питания, научной и культурной программы — всё это задачи «высшего пилотажа».
Тем не менее они будут решаться и уже решаются. На мировом конгрессном рынке интерес к России очень велик, а значит, есть все основания полагать, что наши столицы могут стать мировыми конгрессными центрами наряду с Парижем и Лондоном.
Александр Беляновский,
«ИнформЭКСПО» – специально для журнала «Бизнес и выставки»