тел. (495) 223-42-15

Морские великаны

Что движет строителями кораблей-гигантов? Обычное человеческое тщеславие? Желание сделать судно лучше и больше? Экономическая целесообразность? Или стремление максимально обезопасить в море пассажиров и команду? Факт остается фактом: за историю человечества судов-левиафанов построили множество.

Если верить Библии, прародителем всех строителей суперкораблей следует считать Ноя. Его ковчег, на котором он спасался от Всемирного потопа, имел 133 м в длину, 22,2 м в ширину, 13,3 м в высоту и водоизмещение около 14 тыс. т. Правда, управлять им было нельзя, и по сути это была огромная баржа. Зато, как показали исследования, проведенные с моделью ковчега в калифорнийском Институте океанографии, никакие волны не могли бы его опрокинуть.

Гигантизм затронул и Древний Египет. По приказу фараона Птолемея IV во II веке до н.э. был оснащен и спущен на воду весельный катамаран, длина которого равнялась 128 м, а ширина 17 м. Длина весел достигала 19 м. На корабле находились 4 тыс. гребцов, 400 членов экипажа и 2850 «нильских пехотинцев».

Примерно в это же время в Сиракузах греками за год был построен трехпалубный корабль водоизмещением 4,2 тыс. т, длиной 90 м и шириной 15,5 м. Как писал современник, на судне было множество кают для пассажиров, парадные залы, библиотека, храм Афродиты, гимнастические залы, баня, сад и конюшни.

Большие суда строили и римляне, хотя самые крупные из них предназначались отнюдь не для завоевательных походов или перевозки грузов, а исключительно для развлечения императоров, Свои мореходные качества они демонстрировали исключительно в закрытых водоемах. Для работы прагматичные римляне строили суда длиной не более 60 м.

В I веке н.э. суда-гиганты появились и в Древнем Китае. Это были пяти- и даже семимачтовые корабли, взбираться на борт которых можно было только по многометровой лестнице.

После заката античной цивилизации многие секреты кораблестроения были утеряны. Великие географические открытия были сделаны с палуб судов, которые иначе как скорлупками не назовешь. Даже знаменитые галеоны, которые начали строить испанцы в XVI в., имели всего две палубы, вооружены были 50–80 не самыми большими орудиями и брали на борт экипаж в 600 человек. А уж что говорить про каравеллы! Это были однопалубные корабли длиной 15–20 м и водоизмещением в 50–70 т.

Китайцы более бережно отнеслись к наследству, оставленному предками. Они, по всей видимости, не только сохранили технологию строительства больших судов, но и значительно улучшили ее, придумав сухие доки и водонепроницаемые переборки. В добавок они изобрели компас и порох, которые с успехом использовали при создании в 1402 г. самого большого в мире флота. Он насчитывал 2 тыс. судов. Командовал им адмирал Чжэн Хэ.

Некоторые из этих судов имели до 9 мачт, достигая в длину 126 м, а в ширину 51 м. Оценочно их водоизмещение достигало 7 тыс. т. Поразительна специализация кораблей Чжэн Хэ. В его флоте были военные суда, суда-танкеры, которые везли воду, грузовые суда с запасами продовольствия и живым скотом и даже земледельческие суда, на которых выращивали сою, чтобы обеспечить путешественников витаминами, предупреждающими цингу. Обслуживали флот 28 тыс. моряков, солдат, ученых, дипломатов, астрономов.

Всего Чжэн Хэ совершил семь путешествий, каждое, из которых длилось около двух лет. Его корабли побывали в Тихом и Индийском океанах, в Аравийском море и даже у восточного побережья Африки.

Европейская цивилизация взяла реванш у китайцев лишь в XIX в., когда прогресс вооружил кораблестроителей не только новыми материалами и инструментами, но и теорией. Прежде всего, на лучших верфях Британии и Голландии стали закладывать клиперы — «пожиратели ветров», которые показали себя самыми экономичными перевозчиками чая из Индии. Но при этом самый большой клипер построили американцы. Это был «Грейт Рипаблик» с длиной в 98,8 м, водоизмещением 5,4 тыс. т и общей площадью парусов 6 тыс. кв. м.

Лишь в 1911 г. французские судостроители обошли заокеанских соперников, спустив на воду пятимачтовый барк «Франция II». Его длина составляла 146,2 м, а водоизмещение — 11 тыс. т.

Но парусники, конечно, не могли конкурировать по размерам с пароходами. В 1912 г. на воду был спущен «Титаник» — воплощение самых смелых фантазий инженеров того времени. Высота от киля до верхнего конца трубы составляла 53,4 м, а длина — около 265 м. Машинное отделение, благодаря которому «Титаник» развивал самую большую скорость на тот момент, вмещало 159 угольных топок и 29 паровых котлов. К несчастью, срок жизни «Титаника» оказался очень коротким — всего три дня.

Самым красивым судном-гигантом считают лайнер «Нормандия», спущенный на воду в 1935 г. Его длина составляла более 313 м, а на борт помещалось 2917 пассажиров. Увы, «Нормандия» затонула в 1942 г., как это ни курьезно, из-за пожара на борту.

В последней четверти ХХ в. началась эра супертанкеров. Их размеры и грузоподъемность поражали воображение: 100, 150, 300 тыс. т! Наибольшим в своем классе был признан Knock Nevis, дедвейт которого — 564 763 т, длина — 458,5 м, ширина — 68,9 м, максимальная скорость — 13 узлов. Экипаж судна — 40 человек. Тормозной путь корабля составляет 10,2 км.

Стремительно наращивали объемы и суда другого назначения. Так, в 2006 г. был спущен на воду контейнеровоз Emma Mаеrsk. Его длина — 396,8 м, ширина — 63,1 м и высота от киля до палубы — 30 м. Капитанский мостик находится на 10-м этаже надстройки судна. Водоизмещение — 156,9 т. Судно может перевозить до 13 800 контейнеров.

И наконец, самым большим из современных пассажирских судов стал круизный пассажирский лайнер Freedom of the Seas. Он уступил только 6 м в длину своему сопернику кораблю Queen Mary II. По всем остальным параметрам ему нет равных. У этого исполина длина — 339 м, ширина — 56 м и высота над уровнем моря — 63,7 м. Его грузоподъемность составляет порядка 155 тыс. т. Freedom of the Seas способен принять на борт 4,5 тыс. пассажиров. Экипаж насчитывает 1360 человек. На судне есть даже ледовый каток.

Василий АНДРЕЕВ

Скачать статью (.doc)