Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Русское искусство продолжает радовать коллекционеров и музейщиков новыми находками. Не падает также и его инвестиционная привлекательность.
Минувшая осень порадовала не только золотым убранством листвы, но и звоном «золота», щедро выложенного коллекционерами за различные предметы искусства. Ценители прекрасного не поскупились на то, чтобы порадовать себя и близких осенними обновками.
Так, в ноябре 2011 г. в Гостином Дворе прошли третьи по счету, но первые в Москве на новой площадке, торги по искусству Российского аукционного дома (РАД).
В стринге живописи (формально 105 лотов, но пару из них сняли до торгов) было продано 30 картин. Восемь произведений достались заочным покупателям и по телефонным бидам. Еще один лот выиграл интернет-покупатель: «Обнаженная» Александра Шендерова, метровая работа 1960 г., досталась ему по стартовой цене в 370 тыс. руб.
Самым дорогим лотом живописной секции стали «Купальщицы» Виталия Тихова (1923 г.). Очень декоративная импрессионистическая вещь была куплена в зале, без торга, за 16,8 млн руб.
Картина, ставшая лицом этого аукциона (использовалась в рекламе и баннерах), – «Боярышня» Константина Маковского ушла за 12,5 млн руб. А третьей по стоимости стал «Унесенный баркас» Владимира Орловского (1887 г.): морской пейзаж был продан за 11,2 млн руб.
Темпера Николая Рериха «У рубежа» (1916 г.) после небольшого торга нашла покупателя в зале (того же, что купил Маковского) за 7,8 млн руб. Это произведение почти сто лет хранилось в частной коллекции, и за это время не выставлялось ни разу. Сам художник за свою работу не получил ни гроша. В 1916-м он отдал ее на благотворительный аукцион Императорского общества поощрения художеств. Работа была сделана Рерихом для постановки оперы «Пер Гюнт» в Москве.
А вот редкий портрет кисти Дмитрия Левицкого (1779 г.), о котором много писали эксперты и отмечали в числе ключевых работ этих торгов, так и не был продан.
К окончанию торгов по живописи зал опустел наполовину, а к тому моменту, когда на торгах появился первый лот стринга икон, в зале осталось 30–40 человек. Из 16 лотов продали только три. А настоящая борьба развернулась только за одну икону – «Спас нерукотворный» в серебряном окладе. Торговались «телефон» и человек из зала. В пять шагов цена поднялась с 0,75 млн до 1 млн руб. Далее, как ни старался аукционист перечислять достоинства других лотов в подробностях (например, перечислил всех 8 святых, изображенных на иконе «Избранные святые…», вместо того чтобы предложить участникам справиться в каталоге), борьбы это не спровоцировало.
В стринге декоративно-прикладного искусства из 30 лотов было продано 11. Отличительной особенностью этого стринга стало активное подключение интернет-покупателей. Украшением этого стринга и аукциона в целом стала напряженная борьба за лот № 166 – памятный подарок в виде триумфальной колонны, увенчанной золотым коньком с надписью «Их величества Н.А. Панину-Коломенкину». Ведущий подробно рассказывал историю лота и историю спортсмена, которому он был вручен: Николай Панин-Коломенкин – первый русский фигурист. На Играх 1908 г. в Лондоне он стал победителем в новой тогда еще дисциплине — фигурном катании. Фактически это первый подарок за Олимпиаду.
После этой информации три «телефона» сошлись не на жизнь, а насмерть. За 34 шага цена возросла с 200 тыс. до 2 млн руб.
Предположение, что молодые женщины пришли на аукцион из-за стринга ювелирных украшений, не оправдалось. К тому времени, когда дело дошло до него, их в зале почти не осталось. Из 25 лотов было продано 7. Два лота ушли с борьбой. Так, «Брошь в виде листа клевера» выросла в цене с 60 тыс. до 105 тыс. руб., а брошь «Бант» к стартовым 220 тыс. добавила еще 80 тыс. руб.: торг опять шел между виртуальными участниками – «интернетом» и «телефоном». Ведущий старался, но раззадорить зал на покупку не удавалось ни подробными описаниями лотов, ни подсказками, куда эти вещи впоследствии можно приспособить. Например, коробка для сигарет из золота 565 пробы с бриллиантом в 4 карата за 3 млн руб., по мнению ведущего, отличный подарок для депутата. Эта подсказка подействовала: лот ушел по стартовой цене.
За исключением стринга икон процент продаж во всех остальных сессиях составил около 30% (в графике – 41%). Примерно с такой же статистикой проходили и питерские торги РАД.
Одна из главных ценностей аукциона – хрустальный бокал, расписанный золотом, изготовленный в честь победы в войне с Наполеоном – попросил снять с торгов Эрмитаж. Бокал теперь пополнит основную экспозицию музея.
Ирина КОНДРАШОВА