тел. (495) 223-42-15

Две столицы нового королевства

 

В начале XX века было принято проводить Всемирные выставки к юбилейным датам или знаменательным событиям. В 1904 г. ЭКСПО в Сент-Луисе (США) была приурочена к 100-летию приобретения Соединенными Штатами у Франции территории штата Луизиана. В 1906 г. ЭКСПО в Милане была приурочена к открытию самого протяженного на тот момент Симплонского тоннеля через Альпы длинной 19,8 км, связавшего Северную Европу с Италией.

В этих двух выставках Россия официально не принимала участия. После ЭКСПО в Глазго в 1901 г. она вновь создала свою национальную экспозицию только на Всемирной выставке в Италии в 1911 г. Это мероприятие было организовано в связи с 50-летием объединения страны, которое произошло 14 марта 1861 г. по решению парламента региона Савойя, провозгласившего королем объединенной Италии Виктора-Эммануила.

Поэтому Турин – столица Савойи того времени (ныне главный город региона Пьемонт) претендовал на роль организатора ЭКСПО. Одновременно претендентом на роль устроителя был и Рим как политический и культурный центр нового итальянского королевства.

Правительство страны разрешило этот спор, предоставив Турину право проведения промышленной и сельскохозяйственной частей выставки, а Риму – организацию художественной экспозиции.

Самым крупным экспонентом Туринской части ЭКСПО стала сама Италия, представлявшая себя как крупную промышленную державу. Существенный акцент был сделан на демонстрации привлекательности страны как одного из центров мирового туризма.

В печати не сохранилось точных данных о количестве стран, принявших участие в выставке в 1911 г. Однако, судя по тому, что в предыдущей, Миланской, выставке 1906 г., участвовало около 50 стран, можно предположить, что в Турине их было не меньше. Площадь, занятая павильонами, составляла около 100 га, выставку посетили 4 млн человек.

Россия приняла в этой ЭКСПО самое активное участие. Как и на двух предыдущих, в Париже (1900 г.) и Глазго (1901 г.), в Турине и Риме были построены собственные павильоны. Государственный заказ на их проектирование получил молодой архитектор Владимир Щуко, который в своем творчестве проявлял особый интерес к ампиру, трактуя его как национальный русский стиль. Комиссаром российской экспозиции был назначен секретарь Русско-Итальянской торговой палаты в Петербурге Борис Кириченко-Астромов.

В российской экспозиции приняли участие около 230 экспонентов. Об уровне экспозиции говорит то, что по числу наград Россия оказалась среди первых. В Турине было получено 79 высших наград – Гран-при, 62 золотые, 52 серебряные и 13 бронзовых медалей, 27 почетных дипломов. Среди отмеченных высшими наградами были Товарищество нефтяного производства братьев Нобелей, Товарищество Русско-Американской резиновой мануфактуры «Треугольник», Коломенский машиностроительный завод. Наград были удостоены производители музыкальных инструментов фабрики Якоба Беккера и братьев Оффенбахер, а также крупнейшее в Туле предприятие по выпуску самоваров наследников мастера Василия Баташева. Медали получили Тифлисская шелководческая фабрика, петербургская «Типография Р.Голике и А.Вильборга» (сейчас – имени Ивана Федорова). Жюри отметило также работы учащихся Петербургского училища технического рисования и ювелирные изделия московского Строгановского училища. Наград удостоились Императорский Никитский сад, а в группе добывающей и химической промышленности – общество Выксунских заводов и «Грушевский антрацит».

Значительную часть в русской экспозиции составляла продукция многочисленных кустарных промыслов. Здесь были представлены кружевные работы из мастерских княгини Марии Тенишевой, предпринимателей Ирины Коншиной и Елены Половцевой. Многие экспонаты были в ходе выставки распроданы, представители мастерских получили большие заказы на новые партии товаров.

Римская часть выставки размещалась в роскошном саду виллы Боргезе. Желто-белый российский павильон был единогласно признан самым красивым. Аристократическое воплощение ампира, выполненное В.Щуко, поразило архитектурный мир Европы. Автор мгновенно стал европейской знаменитостью и в свои 33 года получил звание академика архитектуры.

Центром композиции павильона являлась овальная ротонда, за которой находился круглый зал, предназначенный для приемов. В боковых крыльях павильона были выставлены картины Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Владимира Маковского, Виктора Васнецова, Игоря Грабаря и других известных русских художников.

Под картины Валентина Серова, высоко ценившего архитектурное творчество Щуко, был предоставлен отдельный зал, в котором он выставил в числе других картин недавно написанные шедевры – портреты графини Орловой и балерины Иды Рубинштейн. Организатором российской экспозиции был известный художник, действительный член Императорской академии художеств Эмиль Оскарович Визель (1866–1943).

На открытие выставки в Рим приехала великая княгиня Мария Павловна, являвшаяся президентом Императорской академии художеств. С огромным успехом выступал в Риме Московский синодальный хор под руководством композитора духовной музыки Александра Кастальского. Симпатии римской публики завоевал русский балет Сергея Дягилева.

После выставки в Турине и Риме череда ЭКСПО была прервана начавшейся вскоре Первой мировой войной. Выставка 1911 г. стала последней, в которой приняла участие царская Россия. В следующий раз страна участвовала в ЭКСПО в 1937 г. в Париже, но была представлена уже как новое государство – СССР.

БиВ

 

Тури́н – административный центр региона Пьемонт и провинции Турин, расположен на северо-западе Италии. Четвертый после Рима, Милана и Неаполя город Италии по количеству жителей (910 тыс. чел.). Турин является важным транспортным узлом, вторым после Милана промышленным центром страны, с широко развитыми торгово-финансовыми функциями.

Савойя – область, существовавшая до 1860 г. как самостоятельное герцогство, которое включало территории Ниццы, Генуи, Женевы и Пьемонта. С 1860 г. входит в состав Франции.

Щуко Владимир Алексеевич (18781939) – российский архитектор, завоевавший своими работами известность еще в дореволюционный период. Самыми заметными его проектами в начале XX в. стали российские павильоны на Всемирной выставке в Риме и Турине в 1911 г. За них он получил звание академика архитектуры. В советский период участвовал в проектировании многих общественных зданий и памятников, среди которых Государственная библиотека им. В.И. Ленина, здание Министерства тяжелой промышленности на Славянской площади, главный павильон на ВДНХ, советский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.

Фортепианная фабрика «Я.Беккер» была открыта в Санкт-Петербурге в 1841 г. Ее основал фортепианный мастер Якоб (Яков Давыдович) Беккер, выходец из немецкого княжества Пфальц. В начале 1870-х годов на беккеровских роялях уже играли Рубинштейн и Чайковский. В конце XIX – начале XX в. беккеровские рояли получали высшие награды на выставках в Чикаго, Париже, Стокгольме, Милане, Турине. На роялях фирмы играли известные русские и европейские пианисты и композиторы – Балакирев, Танеев, Лист, Сен-Санс, Шуман. В 1913 г. на фабрике работали 400 рабочих. В 1918 г. предприятие было национализировано и с 1924 г. начало выпускать пианино под маркой «Красный Октябрь».

Кириченко-Астромов Борис Викторович – в начале XX в. секретарь Русско-Итальянской торговой палаты в Санкт-Петербурге и Российской экспортной палаты, доктор права Туринского университета. В 1911 г. был назначен комиссаром русской экспозиции на Всемирной выставке в Турине–Риме. Масон, мастер великой ложи «Астрея». В 1921 г. учредил в Петрограде собственную масонскую ложу «Три северные звезды». Членом его ложи был кинорежиссер Григорий Александров. В январе 1926 г. Астромов и еще 21 брат по ложе были арестованы ленинградским ОГПУ, затем Астромова сослали в Сибирь. После отбывания ссылки проживал в городе Гудауты (Абхазия), где в июле 1940 г. был снова арестован НКВД. Дальнейшая судьба неизвестна.

Портрет Иды Рубинштейн был написан Валентином Серовым в 1910 г. в Париже. Балерина начала свои выступления в труппе Сергея Дягилева в балетах «Соломея» и «Шахерезада» и покорила своим танцем Париж. Спектакли для нее ставили лучшие балетмейстеры, костюмы создавали художники Леон Бакст и Александр Бенуа, а музыку писали Игорь Стравинский и Клод Дебюсси. Для одного из ее сезонов в Париже Морис Равель сочинил свое знаменитое «Болеро» (1927 г.).

Тенишева Мария Клавдиевна (1858–1928, урожденная Пятковская) – русская дворянка (княгиня), общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценат и коллекционер. Основательница художественной студии в Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, училища ремесленных учеников под Брянском, а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино. Занималась живописью и коллекционированием. Собрание акварелей русских мастеров было передано Тенишевой в дар Государственному Русскому музею. Была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства. Скончалась в Париже.