Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Первым в мире столкнувшись с эпидемией коронавируса COVID-19, Китай быстро ощутил ее болезненные последствия. Уже в начале 2020 г. на фоне серии локдаунов, растущей безработицы и массовых банкротств произошло резкое сокращение ВВП КНР и промышленного производства, обрушение инвестиций, сжатие внешней торговли. Правительство, однако, сразу взяло ситуацию под контроль.
В КНР быстро осознали масштаб надвигающейся катастрофы. В этих условиях примерно 2 трлн юаней (2% ВВП) было направлено на реализацию санитарных, лечебно-профилактических, административных и иных противоэпидемических мер. При малейших признаках коллективного инфицирования зараженная территория изолировалась, расположенные здесь предприятия и организации закрывались, все жители переводились на домашний режим.
Одновременно правительство сразу же принялось за активное оживление экономики и стимулирование ее дальнейшего роста. Вот только наиболее крупные меры антикризисной политики КНР.
В налогово-бюджетной сфере с целью взбадривания инвестиционного и потребительского спроса было предпринято масштабное облегчение фискальной нагрузки при помощи почти трех десятков налоговых и тарифных льгот. Это обеспечило поддержку более 100 млн субъектов рынка, прежде всего из числа средних и малых предпринимателей. За год налоги и страховые взносы были для них снижены примерно на 2,6 трлн юаней.
Одновременно были заметно (на 1,6 трлн юаней) расширены годовые квоты, выделяемые Госсоветом для выпуска местными правительствами целевых облигационных займов на реализацию инвестиционных проектов с длительной окупаемостью.
В пакет макроэкономического стимулирования вошли также меры денежно-кредитной политики. Это неоднократное снижение Народным банком Китая (НБК) нормы резервирования средств коммерческих банков, высвободившее 1,75 трлн юаней для финансирования реального сектора, а также снижение процентной ставки по кредитам НБК для коммерческих банков и, соответственно, удешевление банковских кредитов для предприятий. Отсюда развернутое банками на особо льготных условиях, без залога и обеспечения, так называемое инклюзивное финансирование малых и микропредприятий. За год эти операции увеличились в полтора раза, достигнув 3,9 трлн юаней. Дополнительно использовалось рефинансирование банковской задолженности малых и средних предприятий, отсрочка долгов по кредитам и т.д. В результате около 1,5 трлн юаней из прибыли банков было перераспределено в пользу реального сектора экономики.
В целом, можно выделить несколько характерных черт китайской программы «антивирусного» стимулирования экономики.
Во-первых, это существенные масштабы оказанной помощи. Анализ китайских данных с устранением элементов повторного счета позволяет оценить антикризисный пакет КНР за 2020 г. примерно в 12,2 трлн юаней, или 12% ВВП. По данным ООН, это в несколько раз превосходит аналогичные пакеты помощи развивающихся стран (в среднем 4,1% ВВП) и приближается к среднему уровню развитых экономик мира (15,8%). В России соответствующие затраты составили 4,5% ВВП.
Во-вторых, всесторонний, комплексный характер стимулирования. Большинство макроэкономических мер поддержки, используемых в КНР, известно по опыту других стран. Спецификой Китая является одновременное использование едва ли не всего арсенала этих средств, как на макро-, так и на микроуровне. Применяются и такие чисто китайские инструменты, как временное снижение тарифов на энергоносители, отмена ряда платежей и сборов на транспорте с целью удешевления логистики для предприятий реального сектора и т.д.
В-третьих, целевое применение стимулирующих мер. Средства поддержки оперативно, сбалансированно и адресно используются на наиболее важных, чувствительных и перспективных направлениях развития экономики. Особенностью антикризисной политики Китая является ее нацеленность на расширение инвестиционного потенциала субъектов рынка, а значит – на создание благоприятных условий для дальнейшего роста производства.
И, наконец, главенствующая роль государственных финансов. В 2020 г. совокупное общественное финансирование, в состав которого входят все виды денежных средств, направляемых в реальный сектор экономики, достигло почти 35 трлн юаней, увеличившись на 36%. Этот впечатляющий результат опирается прежде всего на опережающий рост выпуска государственных облигационных займов (8 трлн юаней), которые за год выросли почти на 80%. Выданные банковские кредиты (20 трлн юаней) увеличились на 19%, а корпоративные облигации (4,5 трлн юаней) – на 33%. Соотношение налогово-бюджетной и денежно-кредитной составляющих в антикризисном пакете КНР, по оценке, составляет примерно 50:50 против 40:60 в среднем по миру. Таким образом, в Китае происходит более активное, по сравнению с другими странами, использование государственных, и прежде всего госбюджетных, ресурсов в формировании общего пакета помощи.
Все это обусловило высокую эффективность принятых правительством мер. Со II квартала 2020 г. ВВП КНР начал все быстрее расти, восстановительный рост шел практически во всех сферах и отраслях экономики. При этом удалось не только не уронить, но даже повысить среднедушевые реальные доходы населения, а также избежать инфляционного скачка цен. В результате в 2020 г. на фоне глобального экономического спада Китай оказался единственной крупной страной с положительной динамикой роста, а его международные позиции упрочились. Как свидетельствуют опубликованные ООН статистические данные, удельный вес КНР в мировой экономике вырос с 16,5% до 17,4%.
При этом власти КНР продолжают придерживаться своей жесткой политики «нулевой толерантности» к коронавирусу.
В этих условиях тенденции экономического восстановления продолжились с самого начала 2021 г., явившегося первым годом новой, 14-й по счету китайской пятилетки. В январе-марте с учетом низкой базы отсчета в кризисном I квартале 2020 г. прирост ВВП составил 18,3% против 6,5% в IV квартале 2020 г. Внушительной динамикой характеризовалось и развитие промышленности. В январе-марте 2021 г. прирост промышленного производства год к году достиг 24%, в том числе выпуск высокотехнологичной продукции – 31,2%. Инвестиции в промышленное производство увеличились на 29,8%.
Большую роль во всем этом играют иностранные инвестиции, которых привлекает достаточно быстрое восстановление китайской экономики. В январе-июне их приток увеличился на 28,7% в годовом выражении, составив 91 млрд долл. Увеличение числа предприятий иностранного капитала и их эффективная работа имеют следствием быстрый рост внешней торговли и ее профицита, укрепление валютного курса юаня. Нормализуется и ситуация на рынке труда. В июне 2021 г. городская безработица составила 5% против 5,7% годом ранее.
Происходящие изменения обусловливают предпринимаемые в КНР попытки постепенного возвращения к обычным, наработанным годами инструментам макроэкономической политики с частичной отменой или смягчением ряда экстренных мер борьбы с последствиями COVID-19.
В первой половине 2021 г. происходил поэтапный отказ правительства от введенных ранее налоговых льгот, а также возобновление временно приостановленных выплат в фонды социального страхования. В январе-мае 2021 г. доходы государственного бюджета возросли на 24,5% в годовом выражении, поступления в казну государства вернулись к допандемическим значениям. В связи с этим было прекращено размещение специальных госзаймов на борьбу с эпидемией, а квоты для выпуска целевых облигаций местных правительств сохранены на уровне предыдущего года.
Определенные корректировки наблюдаются и в денежной политике НБК. Уровень процентных ставок по кредитам оставлен без изменений. При этом, однако, в июле предпринято новое уменьшение нормы резервирования средств коммерческих банков (на 0,5%), способствующее поступлению в экономику дополнительной ликвидности в размере 1 трлн юаней. Это позволило банкам продолжить свою кредитную экспансию. В первой половине года задолженность обрабатывающей промышленности по банковским кредитам увеличилась на 41,6%.
Остается в силе и такой приоритет кредитной политики, как поддержка малого и среднего бизнеса. В этой связи в марте 2021 г. НБК продлил до конца года действие отсрочки погашения и обслуживания кредитов, предоставленных малым и средним предприятия в рамках инклюзивного финансирования. Одновременно НБК продолжил на 2021 г. реализацию программы поощрения коммерческих банков к выдаче необеспеченных инклюзивных кредитов данной категории заемщиков.
Крайне осторожная корректировка экономической политики КНР в 2021 г. свидетельствует о стремлении властей использовать инструментарий макро-регулирования для хеджирования рисков, связанных с периодическими рецидивами эпидемии и ее социально-экономических издержек. Актуальность такого подхода нашла подтверждение уже во второй половине года, выявившей определенную неустойчивость и противоречивость экономического восстановления. Темпы прироста ВВП КНР в III квартале составили лишь 4,9% против 7,9% во II и 18,3% в I квартале.
Причины такого понижения динамики роста разнообразны и имеют не только чисто статистическую природу, связанную с неординарными колебаниями базы расчетов в 2020 г. Прежде всего, это возникший во второй половине 2021 г. дефицит электроэнергии, связанный с реформой ценообразования в электроэнергетике, а также с развернутой в Китае борьбой за переход к «зеленой» экономике и, соответственно, с массовым закрытием угольных шахт, важнейших источников загрязнения окружающей среды. Начиная с августа, по меньшей мере в 20 из 31 территории КНР уровня провинции практиковалось нормированное потребление электроэнергии.
Следует отметить и нарушение осенью 2021 г. логистики производственных и сбытовых цепочек в промышленности КНР. Это произошло из-за вспышки COVID-19 в южно-китайской провинции Гуандун и вызванными этим заторами и перебоями в работе крупнейших морских портов страны. Сказались и предпринимаемые в последнее время настойчивые попытки правительства во избежание финансовых «пузырей» в экономике охладить перегретый рынок недвижимости, на долю которого (совместно с сопутствующими отраслями) приходится около 30% китайского ВВП.
В этих условиях большинство международных экспертов прогнозируют продолжение затухания экономической динамики в IV квартале 2021 г. и годовой прирост экономики КНР примерно на 8% при аналогичном среднемировом показателе в 5,9% (прогноз МВФ). Таким образом, как для человеческого организма, так и для национальной экономики последствия COVID-19 имеют сложный, долговременный характер.
Любовь НОВОСЕЛОВА
д.э.н., главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН
Основные показатели развития экономики КНР (%)
Показатель\годы |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 I-III кв. |
ВВП |
6,6 |
6,1 |
2,3 |
9,8 |
Добавленная стоимость в промышленности |
6,1 |
5,7 |
2,4 |
11,8 |
Сфера услуг |
8,0 |
7,2 |
-2,1 |
… |
Инвестиции в основные фонды В т.ч: - государственные - частные - иностранные |
5,9
1,9 8,7 3,0 |
5,4
6,8 4,7 2,4 |
2,7
5,3 1,0 6,2 |
7,3
5,0 9,8 27,8* |
Розничный товарооборот |
9,0 |
8,0 |
-3,9 |
16,4 |
Инфляция |
2,1 |
2,9 |
2,5 |
0,6 |
Оборот внешней торговли В т. ч.: - экспорт - импорт |
12,7
9,9 15,8 |
-1,0
0,5 -2,8 |
1,9
4,0 -0,7 |
22,7
22,7 22,6 |
Среднедушевые реальные доходы населения В т. ч.: - городских жителей - сельских жителей |
6,5
5,6 6,6 |
5,8
5,0 6,2 |
2,1
1,2 3,8 |
9,7
8,7 11,2 |
*Данные за январь-август 2021 г.
Составлено по материалам Государственного статистического управления КНР, Министерства коммерции КНР, Главного таможенного управления КНР.
Антикризисный пакет КНР за 2020 г. оценивается примерно в 12,2 трлн юаней, или 12% ВВП. По данным ООН, это в несколько раз превосходит аналогичные пакеты помощи развивающихся стран (в среднем 4,1% ВВП) и приближается к среднему уровню развитых экономик мира (15,8%). В России соответствующие затраты составили 4,5% ВВП.
Власти КНР продолжают придерживаться жесткой политики «нулевой толерантности» к коронавирусу. Китайские вакцины «Синофарм» и «Синовак» одобрены ВОЗ, в стране развернута широкая программа вакцинации. В августе 2021 г. на долю Китая приходилось без малого 40% (1,6 млрд доз) общего числа прививок, сделанных по всему миру, еще 570 млн доз было поставлено в зарубежные страны. В ноябре 2021 г. доля полностью вакцинированного населения КНР достигла 80%, а число новых заражений исчислялось десятками случаев в день на всю почти полуторамиллиардную страну. Отсюда общая нормализация эпидемиологической обстановки в стране, даже несмотря на периодически возникающие локальные вспышки инфекции.
В Китае происходит более активное, по сравнению с другими странами, использование государственных, и прежде всего госбюджетных, ресурсов в формировании общего пакета помощи
В КНР предпринимаются попытки постепенного возвращения к обычным инструментам макроэкономической политики с частичной отменой экстренных мер борьбы с последствиями COVID-19
Анализ китайских данных позволяет оценить антикризисный пакет КНР за 2020 г. примерно в 12,2 трлн юаней, или 12% ВВП
В начале эпидемии примерно 2 трлн юаней (2% ВВП) было направлено на реализацию санитарных, лечебно-профилактических, административных и иных противоэпидемических мер