Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
В России в 2021 г. была принята новая редакция стратегии национальной безопасности страны. Отдельный раздел в ней посвящен теме экономической безопасности. Она стала предметом особого внимания экспертов экономического сообщества.
Дискуссия вокруг экономической части новой стратегии национальной безопасности касалась не столько самой стратегии, сколько детального обсуждения широких проблем всей российской экономики. Общим в ходе дискуссий, в которых принимали участие не только видные экономисты, но также многие политики и представители бизнеса, являлось признание, что экономика страны находится не в лучшем состоянии. Общепризнанным фактом стало усугубляющее воздействие пандемии коронавируса на сформировавшийся в последние годы экономический спад.
Рост ВВП в 2021 г., по мнению экспертов, следует рассматривать как компенсационный после спада в 3% в 2020 г. Этот рост не отражает в полной мере реального положения дел. Простая динамика ВВП в сложившихся условиях дает искаженное представление о состоянии хозяйства и материальном положении людей. Сейчас важны не формальные показатели, а комплексное социально-экономическое состояние общества.
Продолжается падение реальных доходов населения, которые уменьшаются уже несколько лет подряд, и в 2020 г. сократились, по данным Росстата, на 3,5%. В силу этого падает розничный товарооборот (в 2020 г. – на 4,1%), что негативно сказывается на общей производственной деятельности. Реальные доходы населения сокращаются в значительной мере в связи с ростом инфляции в стране. Так, основные потребительские позиции – продовольствие, лекарства и услуги ЖКХ подорожали в 2020 г. фактически на 10–12%, вопреки официальному показателю инфляции в 4,9%. В 2021 г. итоговый показатель инфляции превысил планировавшийся уровень и, по предварительной оценке, приблизился к 7%. В этой связи Центробанк продолжает повышать ключевую ставку, предполагая таким путем сдержать рост инфляции.
Инвестиции в основной капитал, являющиеся главным рычагом поддержания экономического роста, в последние годы в России практически не растут (учитывая инфляцию), что не позволяет говорить об ускорении развития в ближайшие годы. Прямые иностранные инвестиции сокращаются из года в год. Болезненной проблемой остается высокий уровень оттока капитала за рубеж, который в 2021 г. составил около 60 млрд долл. Как отмечается в обзоре Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) «Анализ макроэкономических тенденций», выпущенном в середине 2021 г., экономика уперлась в некий потолок, что не позволяет рассчитывать в ближайший период на повышение темпов развития.
На этом фоне от экономического раздела стратегии национальной безопасности, принятой в 2021 г., правомерно было бы ожидать каких-то прорывных решений, способных вывести экономику на траекторию устойчивого роста. Однако, как отмечают многие эксперты, она ограничивается в большей степени декларативными формулировками.
В обсуждениях указывается на то, что данный документ в экономической своей части не предусматривает конструктивных изменений в основном экономическом курсе и содержит ряд внутренних противоречий. С одной стороны, стратегия декларирует курс на построение независимой экономики, на снижение доли импорта в ключевых отраслях, нацеливает на повышение уровня продовольственной и энергетической безопасности. В позитивном ключе в тексте говорится о необходимости повышения степени переработки ресурсов, опоры на внутренний потенциал страны, снижения степени расслоения граждан по уровню их доходов.
С другой стороны, в стратегии нет указаний на механизм достижения этих целей. То же можно сказать и о предыдущем варианте стратегии, принятом в 2015 г. Как результат ни одна из стратегических задач, декларированных в прошлой редакции документа, по мнению ряда экспертов, не была реализована. Это касается таких показателей, как качество жизни, снижение неравенства, создание высокоэффективных рабочих мест, рост оплаты труда.
Более того, нынешняя политика правительства находится по ряду позиций в противоречии с некоторыми положениями стратегии, в частности в отношении иностранных инвестиций, вывода за рубеж финансовых средств. В стратегии не учитываются важные особенности современной экономики, касающиеся влияния на темпы экономического развития налоговой системы и уровня налогового обложения бизнеса.
В стратегии записано, что накопление резервов, в том числе финансовых, укрепляет безопасность страны. В русле этого утверждения Фонд национального благосостояния в России достиг в октябре 2021 г. 13,9 трлн руб. За счет дополнительных доходов, полученных в связи с ростом мировых цен на нефть, в 2021 г. был увеличен на 1,4 трлн руб. резервный фонд правительства. Профицит бюджета за 2021 г., по предварительной оценке, значительно превысил 1 трлн руб., а в 2022 г. запланирован в размере 1,4 трлн руб. Вместе с тем, при таком существенном росте доходов, по данным Счетной палаты, размер неизрасходованных средств бюджета превышает 1 трлн руб. Эти цифры свидетельствуют о том, что у государства имеются свободные средства, но ведется линия на прямое накопление резервов. Однако такая политика имеет свои логические пределы, и чрезмерная величина резервов лишает экономику столь необходимых средств для создания фондов доступных кредитов, наращивания капиталовложений и развития, в частности, инфраструктуры. Как заявляют представители промышленности, для того чтобы строились новые производственные предприятия, чтобы было доступно приобретение товаров и оборудования, кредиты должны стать более дешевыми. Однако Центробанк РФ сохраняет прежнюю жесткую политику, и кредиты остаются дорогими. Как бы в подтверждение этого, в новой стратегии нет больше положения о том, что Центробанк должен отвечать за экономический рост в стране. В своих оценках стратегии эксперты отмечают, что в ней слишком буквально трактуется значимость размера финансовых резервов для экономической безопасности.
В ряде важных разделов стратегии цели развития сформулированы неопределенно. Так, например, в ней четко названы приоритеты в развитии здравоохранения – повышение качества и доступности медицинской помощи, включая вакцинацию и лекарственное обеспечение, создание резервов лекарственных препаратов и медицинского оборудования. Но конкретных цифр в ней не называется. Между тем из статистики известно, что госрасходы на здравоохранение в последние десятилетия составляли в России в год в среднем 3,5–4% ВВП. Однако для полного обеспечения доступности и высокого качества медицинской помощи, по мнению экспертов, необходим уровень расходов в размере как минимум 7% от ВВП. Это позволило бы провести также и серьезные институциональные изменения в области здравоохранения. Но в бюджете на 2021–2024 гг. запланировано в противоположность этому снижение расходов в данной сфере на 117 млрд руб.
В стратегии ничего не сказано о регулировании тарифов естественных монополий. Между тем именно неуклонный их рост разгоняет инфляцию, что губительно сказывается на социально-экономической ситуации в стране. В документе не затронута такая важнейшая сфера, как государственные закупки, которые могут быть использованы для стимулирования развития бизнеса, в том числе малого и среднего. По сообщениям представителей промышленности, слабость регулирования этой сферы создает почву для коррупции.
В стратегии говорится о необходимости развития сырьевой базы. Однако на практике, по сообщениям специалистов отрасли, происходит сворачивание геологоразведочных работ, что является угрозой для национальной безопасности страны, экспорт которой построен на вывозе природных ресурсов.
В стратегии не нашло отражения изменение ситуации на международных рынках в области глобальной логистики. Ухудшение положения в этой сфере связано в значительной мере с пандемией коронавируса. Она привнесла неопределенность в прохождение грузовых потоков, привела к существенному повышению цен за транспортировку, обусловила снижение складских запасов. Все это несет угрозу для безопасности России, поскольку страна плотно включена в международные экономические потоки.
В дискуссиях отмечалось, что спорной в стратегии является трактовка современной экономической ситуации в мире, оценивающая состояние мировой экономики как глубокую рецессию, а перспективы – неопределенные. На самом деле, согласно прогнозам, мировая экономика вырастет в 2021 г. почти на 6%, Китай возвращается к темпам прироста ВВП не менее 7% в год за счет более чем десятикратного наращивания инвестиций, Индия по экономическим показателям приближается к группе мировых лидеров, и только Россия «топчется на месте».
Общими выводами в дискуссиях относительно новой стратегии национальной безопасности можно назвать признание правильности поставленных в документе целей, но при этом указывается на отсутствие механизмов их достижения. Эксперты отмечают также несоответствие в ряде примеров практических решений правительства провозглашенным в стратегии направлениям развития. Указывается на недостаточно активное использование имеющихся в стране финансовых ресурсов для формирования новых инвестиционных программ. По мнению участников обсуждений, для реализации задач, изложенных в стратегии национальной безопасности, России нужна не столько декларация целей, сколько принципиально новая экономическая политика, которая позволила бы развиваться стране в 2–3 раза быстрее.
Борис ПАВЛОВ
В настоящее время в России из 29 видов экспортируемых полезных ископаемых по 12-ти не ведется геологоразведка. Такие виды сырья, как марганец, хром, литий, титан, которые ранее добывались в СССР, теперь импортируются почти на 100%. При сложившейся тенденции в ближайшее время в стране может возникнуть дефицит по 21 виду полезных ископаемых.
В качестве приоритетной в стратегии указывается задача развития индустрии переработки и вторичного использования отходов производства и потребления. Сегодня в среднем по стране перерабатывается лишь незначительная часть отходов, а более 90% отправляется на полигоны. При этом реформа данной сферы идет плохо. Тарифы за вывоз мусора повышаются, в то время как существенных улучшений в области его переработки и последующего использования не происходит.
Основной экономический рост в развитых странах обеспечивает малый и средний бизнес, который производит около 60% ВВП. В России доля этого бизнеса не превышает 20%
Свойством современной российской экономики является чрезмерная зависимость от импорта оборудования во многих отраслях промышленности, машин для сельского хозяйства, обеспечения продовольственными продуктами
Цены на основные потребительские позиции – продовольствие, лекарства и услуги ЖКХ растут в России более высокими темпами, чем официально объявляемая средняя инфляция
Согласно прогнозу МВФ, рост ВВП в мире в среднем составит в 2021 г. 5,9%, в 2022 г. – 4,9%, в 2023 г. – 4,8%. В России эти темпы будут заметно ниже
Основные показатели развития экономики России (% от года к году)
|
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
ВВП |
- 3,0 |
4,2 |
3 |
3 |
3 |
Инвестиции в основной капитал |
- 1,4 |
4,5 |
4,8 |
5,1 |
5,3 |
Оборот розничной торговли |
- 4,1 |
6,9 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
Инфляция (на конец года) |
4,9 |
5,8 |
4 |
4 |
4 |
Реальные доходы населения |
- 3,5 |
3,1 |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
Источник: прогноз Минэкономразвития, сентябрь 2021 г.
Прогноз роста ВВП России (%)
|
2021 |
2022 |
2023 |
Международный валютный фонд |
4,7 |
2,9 |
2,7 |
Всемирный банк |
4,3 |
2,8 |
2,8 |
Организация экономического сотрудничества и развития |
2,7 |
3,4 |
2,7 |
Рейтинговое агентство S&P |
4 |
2,6 |
2 |
Источники: прогнозы соответствующих организаций.