тел. (495) 223-42-15

Германия: держать удар

Все прогнозы экономического развития лидера Евросоюза – Германии в конце первого квартала 2020 г. были отправлены на свалку. Предсказать катастрофические последствия распространения коронавируса в конце 2019 г. было невозможно.

Возможной и необходимой представлялась адекватная реакция правительства на развитие событий с конца января – середины февраля, когда стал очевиден переход начавшейся в стране и Евросоюзе эпидемии в стадию пандемии. В отличие от земельных, федеральные власти явно опоздали. Только в середине марта они ввели первые ограничения на мобильность граждан и хозяйствующих субъектов, которые затем последовательно расширялись, что в итоге и привело к кризису основных отраслей сферы услуг.

В связи с ограничениями передвижения граждан между ЕС и внешним миром, введенными Брюсселем и Берлином, огромные убытки понесла выставочная индустрия. Вынужденный отказ от проведения уже подготовленных мероприятий, в которые были вложены десятки миллионов евро, нанес существенный удар по одной из ведущих отраслей ФРГ. Только в марте было отменено около 50 выставок и ярмарок (из них чуть менее половины – международные) в Берлине, Кёльне, Дюссельдорфе, Мюнхене, Гамбурге, Штутгарте, Лейпциге и других городах Германии. Ощутимые потери испытали гостиничное и ресторанное хозяйства, розничная торговля (за исключением интернет- и онлайн-торговли), развлекательный и транспортно-логистический бизнес включая авиаперевозчиков и аэропорты.

Многие фирмы сферы услуг, среди которых преобладают малые и средние, были вынуждены приостановить свою деятельность. Под угрозой банкротства, в первую очередь, оказались микропредприятия и самозанятые. Количество последних с начала нулевых годов существенно выросло и к 2020 г. достигло почти 5 млн человек. Впервые в условиях рыночной экономики государство одной рукой жестко ограничило бизнес в его активности, а второй щедро предоставляло финансовые средства для его выживания.

В первой половине марта коалиционное правительство в срочном порядке стало разрабатывать программу государственной помощи хозяйствующим субъектам. ФРГ оказалась в более выгодном положении по сравнению с большинством стран ЕС – 2019 г. она закончила с профицитом госбюджета и относительно низким уровнем государственного долга и, соответственно, с хорошими возможностями для масштабного привлечения заемных средств. В короткие сроки был подготовлен пакет мер в 750 млрд евро, законодательно оформленный Бундестагом 25 марта и без проволочек утвержденный Бундесратом 27 марта.

Основным вектором масштабной программы поддержки стал механизм обеспечения ликвидными средствами попавших в сложную ситуацию компаний. Для этого был создан Фонд стабилизации экономики в 600 млрд евро. Приоритетом стало максимально возможное сохранение предпринимательского потенциала и его последующее использование для выхода из неожиданно глубокого конъюнктурного спада. Основное внимание государство уделило обеспечению предприятий денежными средствами, отсрочке уплаты налогов и предоставлению необходимых финансовых гарантий, позволяющих избежать возможного банкротства в связи с падением спроса и перебоями в цепочках поставок. Для минимизации рисков увольнений и сохранения человеческого капитала предприниматели получили помощь в переводе работников на сокращенную рабочую неделю и гибкий график работы, а также для выплаты зарплаты при вынужденной остановке работы из-за карантина.

Правительство приняло решение об отказе от политики «черного нуля», т.е. профицита госбюджета (52,5 млрд евро по итогам 2019 г.) и переходе к политике масштабных займов для выполнения всех принятых хозяйственно-политических обязательств. В 2020 г. федерация и земли заняли около 300 млрд евро (бюджетный дефицит вырос до 185 млрд), увеличив госдолг до 2,2 трлн евро, что превысило Маастрихтские критерии примерно на 10%.

Особенностью 2020 г. стало председательство ФРГ в совете ЕС во втором полугодии. Накануне его начала Берлин и Париж в середине мая разработали масштабную программу помощи государствам Евросоюза в 500 млрд евро. Она была положена в основу Фонда Next Generation объемом уже в 750 млрд евро, утвержденного (во многом благодаря конструктивно-компромиссной позиции Берлина) Европейским советом в июле в рамках многолетнего финансового плана. В начале июня немецкое правительство предложило новый национальный пакет структурно-конъюнктурных мероприятий в 135 млрд евро, ставших с 1 июля одной из основ преодоления пост-пандемических последствий.

Резкий рост спроса в условиях жесткого весеннего локдауна на интернет и онлайн-услуги обнажил недостатки цифровизации общественно-политических, хозяйственных и научно-образовательных процессов в Германии, одновременно ускорив так называемую принудительную дигитализацию. Государство, в очередной раз пообещав принять все необходимые меры для решения проблемы и обеспечения граждан и компаний высококачественной мобильной и оптико-волоконной связью, во второй половине года активизировало практико-ориентированные НИОКР в основных цифровых сферах. Начались работы по сертификации технологий искусственного интеллекта (ИИ) как предпосылки их использования в промышленности и сельском хозяйстве. Берлин и Париж выступили инициаторами проекта европейской платформы облачных технологий Gaia-X. Больше внимания стало уделяться вопросам интернет-безопасности и защиты данных, внедрению электронного документооборота и дигитализации государственных услуг. Возрос интерес к стратегии «Индустрия 4.0», позволяющей компаниям оптимизировать глобальные цепочки стоимости, в т.ч. в рамках переноса/возврата части производственных процессов в Германию. Это касается также малых и средних фирм, многие из которых пока занимают выжидательную позицию в сфере внедрения киберфизических систем, создания цифровых двойников и т. д.

Впервые с 2009 г. в ФРГ произошло падение ВВП – по оценкам немецких экспертов, в 2020 г. на 5–6%. Основным негативным фактором наряду с кризисом мировой экономики (падение внешнего спроса, соответственно немецкого экспорта) стало резкое сокращение внутреннего потребления со стороны домашних хозяйств. Рост государственного спроса лишь частично компенсировал этот негативный тренд. Несмотря на господдержку, выросла безработица, чего не наблюдалось в течение нескольких лет. Однако прирост количества лиц, лишившихся работы, благодаря федеральной помощи предприятиям по переводу работников на сокращенный рабочий день, вопреки ожиданиям, оказался не таким масштабным.

После провальных I и II кварталов (падение ВВП в первом полугодии составило 12%), как и ожидали эксперты, началось постепенное восстановление экономики. По итогам июля-сентября ВВП вырос на 8,2%. Однако определяющим в народнохозяйственном развитии по-прежнему осталось ожидание второй волны коронавируса, связанные с этим федеральные и земельные механизмы по ограничению мобильности домашних хозяйств и деятельности экономических субъектов. Уже в конце октября стало ясно, что очередных жестких мер не избежать. Частичные ограничительные меры стали вводиться уже в ноябре, а в декабре после жарких дискуссий Берлина с главами региональных субъектов был введен второй в течение года локдаун – более мягкий по сравнению с апрелем-маем, но, тем не менее, существенно притормозивший начало активного выхода из кризиса как минимум до весны 2021 г.

В 2021 г. ВВП, по разным прогнозам, может вырасти от 3,2 до 5,1%. Докризисные показатели, по всей видимости, будут достигнуты не ранее начала 2022 г. Многое зависит от успехов вакцинации населения как основной предпосылки преодоления пандемии, взятия ситуации под контроль и нормализации положения в основных отраслях народного хозяйства, в первую очередь в сфере услуг. Если это не удастся, государство вынуждено будет возвратиться к ограничительным мерам, темпы экономического роста в 2021 г. будут ниже прогнозных. В любом случае оно продолжит политику внешних займов и роста государственного долга, который к началу 2022 г. возрастет примерно на 180 млрд евро и составит около 73% от ВВП. Внутренний спрос благодаря домашним хозяйствам и государству вернет свою роль основного фактора выхода из кризиса. Его поддержит положительная динамика экспорта, которая будет опережать темпы прироста импорта. Несмотря на ожидаемый рост банкротств, ситуация на рынке труда стабилизируется. Обсуждение хозяйственно-политического курса нынешней правительственной коалиции в условиях пандемии станет одной из важнейших частей выборной кампании в Бундестаг (выборы состоятся в сентябре 2021 г.).

Владислав БЕЛОВ, заместитель директора по научной работе, руководитель Отдела страновых исследований и Центра германских исследований Института Европы РАН

Динамика макроэкономических показателей Германии (%)

Показатели/год

2018

2019

2020*

2021*

ВВП

1,3

0,6

-5,1

3,7

Потребительские расходы частных домашних хозяйств

1,5

1,6

-6,8

3,4

Потребительские расходы государства

1,2

2,7

3,4

1,9

Брутто-инвестиции, в т.ч.:

3,5

2,5

-3,6

4,1

- в оборудование

4,4

0,5

-14,4

10,0

- в здания

2,6

3,8

2,7

1,5

Внутренний спрос

1,8

1,2

-3,8

3,2

Экспорт

2,3

1,0

-10,3

7,6

Импорт

3,6

2,6

-8,0

6,9

Безработица

5,2

5,0

5,9

6,0

Инфляция (розничные цены)

1,8

1,4

0,6

1,7

Дефицит госбюджета

1,8

1,5

-5,6

-3,5

Кол-во занятых (млн чел.)

44,87

45,27

44,85

44,88

Кол-во зарегистрированных безработных (млн чел.)

2,34

2,27

2,71

2,74

*Прогноз.

Источник: Konjunktur: Erholung hängt vom Pandemieverlauf ab. – Sachverständigenrat, 2020 // URL.

Впервые в условиях рыночной экономики государство одной рукой жестко ограничило бизнес в его активности, а второй щедро предоставляло финансовые средства для его выживания

Основное внимание государство уделило обеспечению предприятий денежными средствами, отсрочке уплаты налогов и предоставлению необходимых финансовых гарантий

Впервые с 2009 г. в ФРГ произошло падение ВВП – по оценкам немецких экспертов, в 2020 г. – от 5 до 6%

Основным негативным фактором наряду с кризисом мировой экономики стало резкое сокращение внутреннего потребления со стороны домашних хозяйств

Благодаря цифровым технологиям за последние 20 лет Германия смогла создать современную транспортно-логистическую отрасль и оптимизировать систему управления складским хозяйством, минимизировав количество хранящихся товаров, необходимых для производства, и обеспечив их бесперебойное и своевременное пополнение. Однако в эту модель не были включены внеэкономические риски прекращения поставок. Соответственно, не были продуманы механизмы борьбы с ними. Уже к концу февраля ведущие автомобильные и машиностроительные компании ФРГ столкнулись с дефицитом комплектующих, который, как оказалось, невозможно в короткие сроки устранить за счет альтернативных источников. К началу лета основные цепочки поставок были восстановлены.

Неожиданным ударом по бизнесу немецкого авиаперевозчика Lufthansa и других европейских авиакомпаний стало решение США закрыть въезд гражданам ЕС с середины марта. На трансатлантические рейсы, по разным оценкам, приходилось от 20 до 30% доходов авиакомпаний ЕС. По сравнению с IV кварталом 2019 г. падение оборота авиакомпаний ФРГ во II квартале 2020 г. составило 63%, а туристических – 90%.

Во II квартале 2020 г. в Германии инвестиции в оборудование сократились на 19,6%, объем экспорта – на 20,3%. Беспрецедентным стало снижение на 10,9% потребительских расходов – такого не случалось с 1970 г., когда Федеральное статистическое ведомство ввело поквартальную статистику.