Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Понятие «аукцион» для большинства ассоциируется с громкими продажами произведений искусства или знаменитых драгоценностей. Между тем, аукционный рынок намного шире. Мебель, посуда, монеты, книги, вино, часы, автомобили, сумки – вот далеко не полный список торговых тематик.
Два самых крупных и знаменитых аукционных дома расположены в Лондоне (Christie’s) и Нью-Йорке (Sotheby’s). На них приходится до 90% аукционных продаж антиквариата, предметов искусства и т.д. Но существуют и компании поменьше, имеющие свою нишу на рынке. Это британские аукционы Bonhams и MacDougall's, французский Drouot, шведский Uppsala Auktionskammare, австрийский Dorotheum и др. В 2020 г. серьезно выросли международные онлайн-платформы, которые набирают популярность, такие как Artsy, Saatchi, Ebay, а также множество ярмарок и продаж на онлайн-платформах галерей.
Чтобы продать что-то на аукционе, лот должен соответствовать нескольким критериям: быть реальным и материальным (за некоторым исключением). То есть это то, что можно передать от одного человека другому; что имеет ценность для окружающих, причем эту ценность можно измерить (произвести оценку); лот должен быть разрешен к обороту на территории страны проведения аукциона.
Главное, на что опирается аукционная компания (или комиссионеры) при отборе вещи на аукцион, это спрос. Даже продукты (например вино, трюфели) можно реализовать на аукционе. Главное – соблюсти условия хранения. Так, в Токио находится самый известный в мире рыбный аукцион Tsukiji, на нем регулярно проводятся торги на покупку дорогого тунца.
Аукционы по торговле предметами искусства и коллекционными объектами делятся на каталогизированные и безкаталожные (французские комиссионеры называют их «текущими продажами»). Текущий аукцион не имеет каталога, нумерации лотов и какого-либо их описания. Содержимое лотов самое разнообразное: мебель, картины, рисунки и эстампы, книги, художественное и не художественное стекло, керамика, бронза и др. Продажа может начаться с любого лота. Это, как правило, самые простые и распространенные аукционы, где продают свои вещи большинство мелких и средних профессионалов: галеристы, владельцы антикварных лавок, дилеры, а также пытливые коллекционеры и любители.
Каталогизированные аукционы – более серьезные. Для этих специализированных торгов не позднее, чем за месяц до даты аукциона выпускают иллюстрированный каталог с подробным описанием и фотографиями лотов. Каждый лот имеет свой номер. Продажа происходит в соответствии с нумерацией лотов. Именно поэтому продажа чего-либо на крупнейших аукционах вроде Christie’s и Sotheby’s – дело затратное и непростое.
Средний аукцион с малобюджетным каталогом обойдется владельцу лота в 50 тыс. – 100 тыс. евро. Статусные торги Christie’s и Sotheby’s в разы дороже. В частности, надо оплачивать страховку лота (0,5–2,5% от цены продажи, которую надо будет возместить, даже если лот не будет продан), затраты на каталог (стоимость фотографии от 100 до 400 долл. за лот), гонорар эксперта, (порядка 3% от цены продажи лота), транспортные расходы. Комиссионные аукционного дома могут составлять до 20% цены лота. Поэтому, чтобы быть рентабельными, некоторые аукционы вынуждены устанавливать нижний ценовой порог потенциальной продажи лота. До недавнего времени для Christie’s и Sotheby’s он составлял 3 тыс. фунтов. При этом крупные аукционные дома не возьмут на реализацию вещь неизвестного автора и происхождения (провенанс). Открывая каталог Christie’s и Sotheby’s, можно быть уверенным – аукцион предлагает только потенциально успешные лоты.
Продажи крупных коллекций в аукционных компаниях готовятся отдельными экспертами или совместно несколькими кабинетами экспертизы и экспертными бюро. Ими подготавливается весь материалы и каталог. Аукционный дом лишь издает его.
Вопреки распространенному мнению, весомую часть продаж крупных аукционов, вроде Christie’s и Sotheby’s, занимают не только произведения искусства. Аукцион продает брендовые вещи, предметы интерьера и обихода, которые не представляют художественной ценности, а знамениты, например, своими владельцами или просто популярны.
Так, в ноябре 2020 г. аукцион Sotheby’s провел торги «Столетие чемпионов», посвятив их памятным вещам известных личностей XX столетия. Аукцион Christie’s провел в противовес в декабре торги «Памятные предметы, посвященные бейсболу», где именная бита бейсболиста Бейба Рута была продана за 600 тыс. долл.
Ходят слухи, что сотрудникам этих компаний-гигантов запрещено разговаривать друг с другом, по крайней мере публично. Тем не менее их политика почти точного повторения тематик торгов друг друга, да еще и в близкие даты, служит только на руку их клиентам. Они получают двойное освещение предстоящих аукционов в прессе и перекрестный пиар.
Часто лоты на аукционе могут представлять большую коммерческую ценность только из-за повышенного спроса и малого предложения. В основном так продаются дорогие сумки, часы известных марок, автомобили и другие предметы роскоши. В декабре 2020 г. Sotheby’s провел торги, посвященные новогодним подаркам, где были выставлены эксклюзивные сумки Hermès, которые выпускаются в лимитированном формате. Также в декабре Christie’s провел торги Behind The Box: 1994–2020, в рамках которых состоялась продажа предметов с логотипом Supreme. Самым дорогим лотом на торгах стал автомат для пинбола, который ушел за 81 тыс. долл. Вывод очевиден. Чтобы выгодно продавать на аукционах, не всегда важна художественная ценность лота, важен спрос и хорошая реклама.
Надежда КАЛМЫЧКОВА
На некоторых французских аукционах для фиксации окончания торга вместо молотка используется свеча. Свеча горит во время торга и гасится в момент продажи лота.
Помимо очного аукциона бывают и заочные виды присутствия на торгах: по телефону в реальном режиме торгов; по интернету в режиме онлайн; оставляя аукционисту поручение с фиксированной максимальной суммой, за которую клиент готов приобрести выбранную вещь.
Удар молотка – важная часть аукциона, которую любят показывать в фильмах. Так, на англо-саксонских аукционах продажу лота фиксируют ударом молотка и объявлением «продано!», а вот просто удар молотка чаще всего означает, что лот не продан.