тел. (495) 223-42-15

Коллекционер брендов

Практически все знают имена самых богатых американцев. А также самых богатых русских. Самых богатых французов знают значительно меньше. Между тем один из них – Бернар Арно – занял третью строчку в мировом рейтинге богачей и первую – в европейском.

В октябре 2019 г., растолкав конкурентов, на третью строчку рейтинга самых богатых людей планеты вырвался Бернар Арно (впереди лишь Джефф Безос, основатель Amazon, и Билл Гейтс, отец Microsoft). Его состояние журнал Forbes оценил в 100 млрд долл. и поместил фотографию Арно на обложку, где приводятся слова 70-летнего французского миллиардера: «Всё еще впереди».

Бернар Арно – председатель правления и генеральный директор холдинга LVMH, владельца 75 престижнейших брендов товаров класса «люкс» – от Christian Dior до Veuve Clicquot. Конгломерату принадлежит 4 590 магазинов по всему миру, а его оборот в 2018 г. составил 46,8 млрд евро. На компанию работают 156 тыс. человек.

Бернар Арно родился в 1949 г. на севере Франции. Его детство было очень далеко от мира роскоши. Юноша увлекался музыкой, но для того, чтобы стать профессиональным исполнителем, таланта не хватило.

В 1971 г. он окончил один из лучших французских университетов – «Эколь политекник», вошел в семейный бизнес – строительную фирму Ferret-Savinel, которую неподалеку от г. Рубэ основал еще его дед. В 25 лет Арно возглавил фирму, но после того, как к власти пришел социалист Франсуа Миттеран, дела пошли хуже, и молодой человек двинулся в США. Во-первых, он хотел там поучиться вести бизнес по-американски, а во-вторых – создать отделение своей компании на Восточном побережье. Однако вскоре понял, что строительство – это не предел его мечтаний. В Америке Арно увидел совершенно другие масштабы, возможность совершенно иных перспектив. По словам самого бизнесмена, главным уроком его жизни в Америке стал лозунг «Не мечтать, а действовать». Он захотел создать бизнес с французскими корнями и мировым размахом.

Как гласит легенда, первое зерно сомнения – не бросить ли строительство и не заняться ли предметами роскоши, было посеяно как раз в США, после разговора с нью-йоркским таксистом. «Вы знаете Жоржа Помпиду, президента Франции?», – спросил он водителя. «Нет, – ответил тот. – Из французов я знаю только Кристиана Диора».

Из Штатов он вернулся с совершенно новым опытом, знаниями и приемами по слиянию и поглощению компаний, не свойственными французской деловой практике.

В 1984 г. внимание Арно привлек обанкротившийся текстильный конгломерат Boussac, который среди прочего владел и Домом моды Christian Dior. Компания находилась под управлением правительства, которое подыскивало нового владельца. Арно располагал деньгами от продажи строительной фирмы, с помощью кредита собрал необходимые 80 млн долл. и сделал предложение, которое было принято.

Делая заявку на покупку Boussac, он обещал оживить производство и сохранить рабочие места. Вместо этого уволил 9 тыс. рабочих, продал большую часть производств, получив за них 500 млн долл. Все были ошеломлены его наглостью, такое поведение было скорее в духе американцев, а не французов, воспитанных совсем в другой культуре поведения. Газеты окрестили Арно «волком в кашемировом пальто».

Распродав почти все активы Boussac, Арно оставил за собой компанию Christian Dior. Здесь он также произвел жесткое «хирургическое» вмешательство – заменил главного дизайнера Christian Dior Джанфранко Ферре на Джона Гальяно. В мире моды это вызвало если не шок, то бурный резонанс. Однако шаг себя оправдал – уже через год прибыль компании значительно выросла, и она восстановила пошатнувшиеся было позиции на рынке.

Именно тогда, по-видимому, и проросли семена, посеянные нью-йоркским таксистом. Арно начал создавать империю класса «люкс». Ведь если чем Франция и завоевывала мир, то не силой оружия и не электронными устройствами, а своими знаменитыми духами, винами, коньяком и шампанским, модной одеждой, сумками, ювелирными украшениями - всей той атмосферой роскоши и хорошего вкуса, что ассоциируется со словом «Франция».

В 1988 г. Бернар Арно стал скупать акции недавно возникшей фирмы Moet Hennessy Louis Vuitton (LVMH), состоявшей из двух алкогольных брендов – Moet и Hennessy и Дома моды Louis Vuitton.

В 1989 г. французский предприниматель с помощью банковского кредита скупил акции LVMH на 1,8 млрд долл. и стал обладателем 24%-ного пакета. На следующий год у него было уже 43% акций и право решающего голоса. Это дало возможность и здесь проявить жесткость – он уволил всех топ-менеджеров и взял управление в свои руки, заняв должности председателя совета директоров и генерального директора LVMH. Пресса и общественность были в шоке, но все было сделано в рамках закона. Арно привел в компанию новых людей, причем не только творческих профессий, но и менеджеров.

Арно утверждает, что начал захват LVMH, чтобы спасти компанию от раздробления, которое, по его словам, было неминуемо. Он начал строить свою империю на идее концентрации различных торговых марок, или Домов, объединенных принадлежностью к классу «люкс». Вместе с тем принципы организации компании предполагали децентрализацию и автономность в управлении Домами, что позволяло и позволяет быстро принимать решения, адаптированные к запросам клиентов.

Стратегически замысел Арно состоял в приближении ранее недоступных люксовых предметов к простому человеку, в расширении рынков сбыта, во «взламывании» рамок элитарной исключительности высокой моды и высокой кухни.

Действия Арно вызвали, мягко говоря, неоднозначную реакцию в мире бизнеса. Многие считали его просто безумцем и самоубийцей. Скупать подряд всё, что плохо лежит, в мире высокой моды – это ли не безумие? Гораздо целесообразнее сосредоточиться на каком-то одном направлении, заняться раскручиванием какой-то одной марки, говорили критики. Однако Арно верно ухватил дух времени, дух 1990-х. Тяга к роскоши стала модой, люди даже со скромным достатком захотели приобщиться к миру звезд и богатства. Они хотели обладать предметами роскошных марок, чтобы выделиться и подчеркнуть свой статус.

Арно утверждает, что занимается бизнесом не ради денег. Он говорит, что вся его жизнь подчинена страсти, а именно – стремлению к творчеству и совершенству. Так, впрочем, считают не все. «Бернар Арно – хищник, а не творец!», – сказал о нем один из банкиров, близких к давней сделке с Boussac.

В середине 1990-х в состав LVMH вошли дома моды Givenchy и Celine, швейцарский производитель часов TAG Heuer, парфюмерная компания Sephora, поставщик знаменитейшего вина «Шато д’Икем» и ряд других. Покупки следовали одна за другой, и в 2000-е гг. количество подразделений LVMH измерялось уже десятками.

Бернар Арно продолжает коллекционировать бренды и расширять свою империю. Начиная с 2008 г., он купил еще 20 брендов. В 2011 г. LVMH заплатил 5 млрд долл. за итальянскую ювелирную компанию Bulgari (на данный момент – самая крупная сделка LVMH). Двумя годами позже прикупил поставщика тончайшей шерсти Loro Piana за 2,6 млрд долл. В апреле 2019 г. за 3,2 млрд долл. выкупил английскую гостиничную группу Belmond, которой принадлежали знаменитый отель Cipriani в Венеции, роскошный и не менее знаменитый «Восточный экспресс», знакомый нам по роману Агаты Кристи, и три люксовых сафари-хижины в Ботсване.

С того момента, как он взял под свой контроль LVMH, и по сей день самой ценной частью конгломерата является компания Louis Vuitton, хотя ее доля в общих доходах несколько снизилась. В 2003 г. LV приносил более 25% доходов, согласно последнему отчету компании на нее приходится 23%, или 12,4 млрд долл.

Несомненной удачей Бернара Арно и президента Louis Vuitton Ива Карселя стало приглашение в 1998 г. на должность художественного директора LV известного американского дизайнера Марка Джейкобса. Это стало еще одним проявлением бизнес-чутья, благодаря которому Арно не раз удавалось находить дизайнеров, умеющих сочетать современность с духом и традициями старых Домов.

Сейчас Бернару Арно принадлежат 75 великих французских марок, среди которых Дома моды Dior, Givenchy, Selin, Lacroix, Kenzo, магазины Frank et Fils и le Bon Marche, винодельня Шато д’Икем с ее четырехвековой историей. Он владеет парфюмерной фирмой Guerlain и сетью бутиков Sefora, коньяком Hennessy, шампанским Moёt & Chandon, Dom Perignon, Pommery, Veuve Clicquot, Krug.

В октябре 2019 г. медиа взорвались новостью о том, что Арно нацелился на легендарную американскую ювелирную компанию Tiffany, предложив за нее 14,5 млрд долл., или по 120 долл. за акцию. После новости о сделанном предложении акции Tiffany за один день поднялись в цене на 31%. В конце ноября, в результате напряженных и длительных переговоров, контрольный пакет акций компании оказался в руках Арно. Цена покупки – 16,2 млрд долл., то есть 135 долл. за одну акцию.

Компания была основана в 1837 г. ювелиром Чарльзом Тиффани и особенно прославилась после выхода в 1961 г. фильма «Завтрак у Тиффани» по новелле Трумена Капоте с Одри Хепберн в главной роли. Как говорят аналитики, этот фильм и по сей день приносит Tiffany доход и является ее лучшей долгоиграющей рекламой.

Бернар Арно известен не только как коллекционер люксовых брендов, но и как коллекционер искусства и меценат. Он признавался, что любовь к искусству привила ему мать – талантливая пианистка. В 2014 г. Арно открыл в Булонском лесу Музей современного искусства – Фонд Louis Vuitton. В основу коллекции легли произведения, принадлежащие семье Арно.

Миллиардер живет в роскошном особняке XVII в. на Левом берегу Сены. Его рабочий день начинается в 6.30 и длится, как говорят его близкие, 24 часа. «Каждое утро я начинаю с того, что напоминаю себе: наши бренды должны быть столь же желанны через 10 лет, как и теперь. И именно это – ключ к нашему успеху», – говорит он.

В интервью Forbes он откровенничает: «Возможно, мне не стоит этого говорить, а то вы подумаете, что я претенциозен». Но потом все-таки не выдерживает: «LVMH – это монумент Франции. Потому что он представляет Францию по всему миру. Люди лучше знают имена Луи Виттон, Кристиан Диор, Дом Периньон, Шваль Блан, чем какие-либо другие. Ну, может, еще они знают о Наполеоне? Шарле де Голле? Нам кажется важным, чтобы и в долгосрочной перспективе эту группу контролировала французская семья». Четверо из пяти детей Арно также работают в разных подразделениях LVMH.

«Если сравнить нас с Microsoft, мы, конечно, малы, – приводит его слова Forbes. – Рыночная стоимость LVMH составляет 214 млрд долл. Это значительно меньше компьютерного гиганта, чья стоимость оценивается в 1,1 трлн долл. Но это только начало».

Ирина СКИБИНСКАЯ

По словам Арно, главным уроком его жизни в Америке стал лозунг «Не мечтать, а действовать»

Если сделка с Tiffany состоится, она станет самой крупной в карьере миллиардера

«Бернар Арно – хищник, а не творец!», – сказал о нем один из банкиров, близких к давней сделке с Boussac

В США работают 783 магазина группы LVMH, которые генерируют доход в 11,2 млрд евро, во Франции – 514 магазинов с доходом в 4,5 млрд евро, в Японии 422 магазина приносят 3,3 млрд евро

В состав LVMH входят 75 компаний, специализирующихся на выпуске и обороте товаров класса «люкс». Это единственная группа, сфера деятельности которой охватывает все пять основных сегментов этого рынка: вина и крепкие алкогольные напитки; мода и изделия из кожи; парфюмерия и косметика; часы и ювелирные изделия; а также элитная сеть розничной торговли.

В настоящее время LVMH принадлежит 4 590 магазинов в 68 странах. По всему миру на компанию работают 156 тыс. сотрудников. Оборот компании в 2018 г. составил 46,8 млрд евро.

Структура доходов LVMH по регионам (%) (БЛИН)

Франция 10

Другие страны Европы 19

США 24

Япония 7

Другие страны Азии 29

Другие страны 11

Источник: Годовой отчет компании за 2018 г.

Доходы по направлениям деятельности (млн евро)

Годы/направления

2016

2017

2018

Мода и изделия из кожи

12 775

15 472

18 455

Розничные сети

11 973

13 311

13 646

Косметика и парфюмерия

4 953

5 560

6 092

Алкоголь

4 835

5 084

5 143

В т.ч. продано (млн бут.):

     

шампанское

63,2

65,6

64,9

коньяк

83,8

90,9

93,3

Часы и ювелирные изделия

3 468

3 805

4 123

Источник: Годовой отчет компании за 2018 г.

Распределение доходов группы (%)

Всего 54 млрд долл.

ПО СЕКТОРАМ

Алкоголь 11% (внутри – в т.ч. Hennessy 3 млрд долл.)

Мода и кожаные изделия 39% (в т.ч. Louis Vuitton 12,4 млрд долл.)

Косметика и парфюмерия 13% (в т.ч. Christian Dior 3,2 млрд долл.)

Часы и ювелирные изделия 9% (в т.ч. Bulgari 3 млрд долл.)

Розничные сети и пр. 28% (в т.ч. Sefora 10,3 млрд долл.)

Источник: Forbes