тел. (495) 223-42-15

От издателя

Огромная территория России, различие климатических условий, развитость или напротив отсутствие транспортной сети, – все это и многое другое являются причинами неравномерности экономического развития российских регионов. Разрыв между ведущими и отстающими регионами по средним доходам на душу населения достигает десятков раз. Разительно отличается и состояние территориальных рынков труда по уровню и структуре занятости. В 2008 г. в России было 11 регионов-доноров (то есть таких, у которых доходы местных бюджетов превышали расходы), они формировали около 70%  всего бюджета страны. По последним данным Минрегиона, к концу 2009 г. успешными с точки зрения финансовой деятельности можно было назвать лишь два региона.

Очевидно, что дальнейшее развитие территорий Российской Федерации невозможно без государственной поддержки региональных программ, направленных на создание новых рабочих мест, активное построение местной инфраструктуры, формирование точек роста хозяйственной деятельности. Экономическая устойчивость российских регионов является залогом стабильности всей экономической системы государства.

При этом необходимо проводить дифференцированную экономическую политику, учитывающую особенности отдельных территорий, уровень и направленность их хозяйственного развития. Только при разумной, целостной и в равной мере учитывающей интересы государства и  регионов  политике  можно быть уверенными в дальнейшем успешном развитии России как единого и процветающего государства.

Ярким примером начала реализации федеральных целевых программ развития регионов является российский Дальний Восток и Забайкалье. На их долю приходится более 40% всей территории страны, здесь расположены 12 субъектов Российской Федерации. Вместе с тем темпы экономического роста здесь стабильно ниже среднероссийских, валовый внутренний продукт ДВФО уже на протяжении многих лет находится на последнем месте среди федеральных округов и в настоящее время в 17 раз ниже, чем в остальной части страны. Население Дальнего Востока и Забайкалья сокращается как по причине превышения смертности над рождаемостью, так и за счет миграции. Негативное влияние на развитие производственного потенциала регионов оказывают высокие тарифы на электрическую и тепловую энергию, на транспортные перевозки.

Для радикального изменения сложившейся ситуации в регионе и создания условий для достижения опережающих темпов экономического роста была принята Федеральная программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». В программе предусмотрена подпрограмма «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». 

Реализация данной и других федеральных целевых программ развития регионов создает прочную основу  для укрепление экономической и политической целостности страны.

Арас АГАЛАРОВ