Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
В связи со 150-летием независимости Соединенных Штатов Америки в 1939 г. в Нью-Йорке была организована всемирная выставка ЭКСПО. О ней рассказывается в книге Валерия Шпакова «История всемирных выставок».
Для строительства павильонов была выбрана территория, расположенная в 15 км от центра города, в долине реки Флешинг. Этот жилой пригород был хорошо известен по роману Фрэнсиса Скотта Фитджеральда «Великий Гетсби» в качестве «долины праха, или городской свалки». На этой обширной территории под застройку было выделено 150 га.
«Мир завтра» – так была заявлена официальная тема выставки, которая более детально раскрывалась в комментарии: «Сделать жизнь счастливее через признание независимости человека друг от друга и путем строительства лучшего завтрашнего мира, используя новейшие достижения!»
Благодаря личным приглашениям президента США Франклина Рузвельта и активной деятельности его представителей в выставке приняли участие 65 стран, включая Советский Союз. 22 страны имели собственные павильоны. В отличие от предыдущей ЭКСПО, состоявшейся в Париже в 1937 г., Германия отказалась участвовать в выставке в Нью-Йорке, будучи занята подготовкой к войне и реваншу за «Версальский позор».
Композиция выставки включала 7 разделов: зрелища и развлечения; связь; повседневный быт; пищевая промышленность; производство и торговля; транспорт; экспозиции иностранных государств и США (павильоны 33 штатов и территорий).
В центре выставки архитектурными доминантами были сооружения под названиями «Перисфера» и «Трилон». Первое представляло собой ослепительно белый шар диаметром около 55 м, который как бы висел в воздухе, покачиваясь на мощных струях воды, скрывавших его 4-метровые зеркальные опоры. «Трилон», в котором размещалась радиостанция, был серебристо-стальным трехгранным коническим обелиском высотой 215 м.
Оба сооружения соединялись между собой мостом и спиральным эскалатором. Рядом располагались пять гигантских скульптур, олицетворявших свободу вероисповедания, собраний, печати и слова, а пятой была статуя первого президента США Джорджа Вашингтона.
«Перисфера» привлекала постоянное внимание посетителей как своей архитектурой, так и содержанием. Зрители попадали в экспозицию по эскалатору и оказывались на расположенных в двух ярусах и тянущихся вдоль стен движущихся хорах на высоте 20 м. Отсюда они могли наблюдать находящуюся внизу экспозицию.
Большим успехом пользовались павильоны американских фирм «Дженерал Моторс» и «Дженерал Электрик». В первом экспонировался город будущего, или «Футурорама». Посетители в специальных креслах совершали на движущейся платформе 15-минутную «поездку», рассматривая сверху городской пейзаж будущего 1960 г. Сначала они как бы пролетали над Америкой на большой высоте, затем масштаб увеличивался, и путешественники попадали на улицы города, где демонстрировались электровагоны, моторы и другая продукция фирмы, имевшая формы будущего. В течение дня подобное путешествие могли совершить 27 тыс. человек.
В павильоне «Дженерал Электрик» основное внимание привлекали демонстрация разряда искусственной молнии мощностью 10 млн вольт и Дом чудес, где со сцены показывались научно-технические трюки и фокусы.
В американских павильонах широко демонстрировалось производство множества товаров, выпускаемых национальной промышленностью, от автомобилей до шляп и сигар. Так, в павильоне компании «Форд» показывался почти полный цикл изготовления автомобиля, вплоть до прессования кузова. Постоянное внимание вызывали павильоны авиации с моделями самолетов, а также телевидения, где демонстрировались первые телевизоры. Историческим событием явилась презентация, сделанная одним из «отцов» телевидения Дэвидом Сарнофф, выходцем из России. Впервые по телевидению велась трансляция церемонии открытия выставки.
В павильоне фирмы «Вестингауз электрик» экспонировались роботы, один из которых по имени Водер, изготовленный из алюминия и весивший около 100 кг, мог говорить, петь, считать на пальцах до 10, отличать красный цвет от зеленого, ходить вперед и назад.
Одним из крупнейших на выставке был транспортный павильон, в котором среди многочисленных экспонатов демонстрировалась модель ракеты для межпланетных путешествий. Сенсацией явился только что освоенный американскими производителями нейлон, чулки из которого, поступившие в продажу в 1939 г., имели оглушительный успех.
Исключительное внимание привлекала водная фейерия «Аквакада», ставшая достопримечательностью выставки. Это был бассейн, окруженный сценой, с возведенным вокруг него амфитеатром, рассчитанным на 15 тыс. зрителей. Здесь в сопровождении 120 пловцов, танцоров и певцов выступали 5-кратный чемпион Олимпийских игр, пловец и киноактер Джон Вайсмюллер (сыгравший Тарзана в одноименном фильме). Зрелище сопровождалось потоками воды и огня, световыми и цветовыми эффектами, дымовыми завесами. Продажа билетов в «Аквакаду» принесла организаторам доход в размере 2,7 млн долл.
Среди зарубежных павильонов выделялось финское здание с криволинейной наклонной стеной, формировавшей своеобразное внутреннее пространство. Оно было построено по проекту архитектора А. Аалто. Павильон Бразилии проектировал выдающийся архитектор О. Немейер, прославившийся после войны своим проектом столицы страны Бразилиа.
Однако в неамериканских павильонах почти не была представлена промышленность. Например, англичане показывали в основном королевские драгоценности и гравюры, итальянцы – фотографии исторических памятников, образцы тканей и ресторан национальной кухни, японцы – изделия народного творчества, шелковые ткани и гравюры. В других иностранных павильонах также демонстрировались в основном предметы роскоши и местные достопримечательности в целях привлечения потенциальных покупателей и туристов.
На этом фоне выигрышно смотрелся павильон СССР, который, как отмечала американская пресса, выглядел более красивым, чем два года назад в Париже, и был назван, наряду с французским, среди лучших. В отличие от большинства других павильонов выставки, выполненных из фанеры и гипса «под камень», при сооружении здания были использованы натуральные материалы. Так, в его отделке присутствовало семь видов мрамора.
Здание общей площадью 12 тыс. кв. м имело в плане подковообразную форму с диаметром закругления 78 м. Главный вход был оформлен пилонами, отстоящими друг от друга на 25 м. В центре прямоугольной площадки перед входом был установлен обелиск высотой 55 м, к которому вела широкая лестница. На передней грани обелиска находился герб и были начертаны слова из Конституции: «СССР – есть социалистическое государство рабочих и крестьян». Сам обелиск являлся постаментом для 17-метровой статуи рабочего, держащего в вытянутой вверх руке рубиновую кремлевскую звезду.
Внутренний двор между пилонами главного входа и дугой павильона представлял собой амфитеатр, рассчитанный на 700 зрителей, и выполнял функцию театра под открытым небом. Крыша павильона служила террасой ресторана, откуда открывался прекрасный вид на территорию выставки. После окончания выставки павильон был разобран и перевезен в Москву. Предполагалось восстановить его на территории ЦПКиО им. Горького. Однако война прервала уже начатые строительные работы. Позже к этой идее не возвращались.
Всего в павильоне, экспозиционная площадь которого превышала 6000 кв. м, что в 2 раза больше, чем в Париже, было 8 экспозиционных залов. В них раскрывались следующие темы: общественное устройство, народное хозяйство и социалистический труд, транспорт, культура и отдых, градостроительство, искусство, печать и др.
В первом зале располагалось огромное панно (18x14 м) «Люди Страны Советов» с изображением таких знаменитостей, как А. Стаханов, А. Толстой, В. Качалов, И. Папанин, В. Гризодубова. В симметричном ему зале левого крыла размещалась экспозиция, посвященная освоению Арктики, с макетом ледокола «Седов» и оборудованием станции «Северный полюс». Перед входом в этот зал, снаружи, стоял самолет, на котором экипаж В.П. Чкалова совершил в 1937 г. беспосадочный перелет Москва-Северный полюс-Америка.
Среди экспонатов советского павильона были макеты Днепрогэса площадью 50 кв. м, города Магнитогорска с доменными печами и корпусами цехов металлургического комбината, станции метро «Маяковская». Макет Дворца Советов был высотой 10 м и весом 20 т, а мозаичная, из цветных пород камня, карта страны имела размер 26,6 кв. м и вес 3,5 т (она демонстрировалась на предыдущей выставке в Париже).
В разделе «Транспорт и энергетика» были представлены электрифицированная карта железнодорожных, водных и воздушных путей страны, макет Химкинского речного порта, модели паровозов ИС (Иосиф Сталин) и ФД (Феликс Дзержинский) и самолетов в 1/10 натуральной величины.
Повышению интереса к советской экспозиции способствовали регулярные выступления национальных музыкально-художественных коллективов, известных артистов и исполнителей. Большим успехом пользовались гастроли Ансамбля Красной Армии под руководством А.В. Александрова, выступления Д. Ойстраха и Я. Флиера.
За время работы выставки советский павильон посетили 16,5 млн человек.
Реализуя главную тему выставки «Мир завтра», ее организаторы провели церемонию закладки контейнера (2-метровой стальной трубы диаметром 20 см) с посланием в будущее, содержащим характерные свидетельства эпохи. Послание, которое надлежало, по замыслу, открыть через 5 тыс. лет, включало микрофильмы с описанием истории эпохи, с рассказом о технических достижениях, характеристикой медицинской науки и описанием болезней. В контейнер были также помещены несколько сот страниц энциклопедии Britanica, альбом современной моды, каталог американского универмага, различные кусочки ткани, образцы минералов и металлов. В качестве предметов повседневной жизни того периода были заложены денежные банкноты, ряд потребительских товаров: электробритва, зубная щетка, мыло, косметика, жвачка, футбольный мяч и др., а также текст молитвы «Отче наш» на нескольких языках.
Между тем планета стояла на пороге Второй мировой войны, начало которой совпало с окончанием выставки осенью 1939 г.
БиВ