Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Обувь – один из самых востребованных предметов потребления. Спрос на нее в России остается стабильным, несмотря ни на какие экономические трудности. В чем же причина удивительно низкого объема производства отечественной обуви?
В сентябре 2009 г. Минпрмторг РФ утвердил Стратегию развития легкой промышленности на период до 2020 г. Она предусматривает насыщение рынка отечественными товарами на 40–50%. Такие цели можно ставить только перед хорошо развивающейся отраслью. Статистика же свидетельствует о наличии глубоких проблем на рынке обуви.
Внутреннее производство, по данным Росстата, в 2008 г. составило 55,6 млн пар. Это соответствует примерно 10% годовой потребности россиян. По оценкам экспертов, 40% продаваемой в магазинах обуви составляет контрафактная продукция, 70% товара провозится через границу с нарушением таможенного законодательства.
Нельзя сказать, что такая ситуация устраивает российских обувщиков. На прошедшей с 12 по 15 января в «Крокус Экспо» выставке «Мосшуз» в рамках деловой программы состоялся «круглый стол» на тему «Текущее состояние отечественной обувной отрасли». Представители Национального обувного союза, ТПП РФ, «Опоры России», эксперты и участники рынка обсуждали проблемы, мешающие развитию обувной отрасли, а также возможные пути их решения.
Директор Национального обувного союза Наталья Демидова рассказала о результатах маркетингового опроса 98 обувных компаний, проведенного по заказу комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка. Среди 20 вопросов, представленных респондентам, самыми актуальными они назвали высокие ставки по кредитам, неэффективное налогообложение, высокую долю контрабандной продукции на рынке, трудности с подбором кадров и отсутствие средств на модернизацию производства.
Интересно отметить, что причины этих проблем носят не специфический, сугубо отраслевой, а общеэкономический и системный характер.
Многие называют корнем всех бед огромное количество контрабандной продукции на нашем рынке. Хотя присутствовавшая на заседании «круглого стола» главный эксперт департамента ТПП РФ по работе с объединениями предпринимателей заверила собравшихся, что государство полностью устранило возможность работы с серыми и черными схемами, эффективность этих мер обувщики пока не почувствовали. И национальные производители, а их всего 10% от всех игроков рынка, и крупные российские компании, занимающиеся производством обуви в других странах на аутсорсинге, страдают от засилья нелегальной продукции. Она не только портит репутацию немногих известных российских брендов и «демпингует» и без того невысокие цены на отечественную обувь, но и может быть просто вредной для покупателя. Только при закрытии Черкизовского рынка в прошлом году сотрудники МВД изъяли контрабандной продукции на 2 млрд руб. Причем эти цифры далеко не точные.
Неэффективность локальных отраслевых мер воздействия можно объяснить тем, что контрабанда может быть следствием огромного количества дополнительных издержек, которые несут производители и розница. «Нашему предприятию требуется на 100 часов больше, чтобы сдать налоговую отчетность, чем европейским конкурентам, а это дополнительные затраты. Какой-нибудь голландец об этом и не думает. Он начинает свой бизнес, и налоговая не беспокоит его три года», – говорит вице-президент «Опоры России» Владислав Курочкин. Решение этих проблем должно исходить от государства, уверены обувщики. Однако вместо модернизации налоговой системы, уменьшения тарифов естественных монополий и снижения НДС только за последний год тарифы на электроэнергию выросли на 20%, в скором времени выплаты в бюджет на каждого работника, возможно, достигнут 34% вместо 26%.
«Пока не будут сформулированы четкие цели государственной политики по отношению ко всем сферам бизнеса, все будет оставаться как прежде. Я считаю, что контрафакт и контрабанда – это следствие проблем, связанных с высокими издержками на производство обуви. Никаким призывом к потребителю эту проблему не решить, потому что ситуация объективна. Скоро производство окончательно сбежит туда, где и налоговая политика, и условия лучше», – подчеркивает Владислав Курочкин.
Чтобы выжить на рынке, производителю необходимо либо снижать издержки, либо повышать производительность. Тут-то его и ждет еще одна загвоздка. «Сегодня 70% оборудования работает более 10 лет, а 40% –более 20 лет», – сокрушается Станислав Зверев, генеральный директор «Союзлегтексэкспорта». Причина проста – отсутствие свободных средств на модернизацию производства, а также рынка комплектующих, причем как для ремонта старого оборудования, так и для изготовления самой обуви. «Рынка комплектующих для производства нормальной конкурентоспособной обуви в России нет и никогда не было. Поэтому и фабрик по производству обуви в России мало», – считает Сергей Саркисов, вице-президент корпорации «Эконика». По оценкам экспертов, в России только 5–7 предприятий занимаются производством колодок и столько же делают подошвы. Соответственно, обувь приходится производить на аутсорсинге в других странах, а в Россию ввозить с уплатой таможенных пошлин, что неминуемо сказывается на цене. «На помощь» предпринимателю неизменно приходят серые схемы ввоза или нелегальное производство, в том числе и за границей.
С другой стороны, по мнению Елены Петровой, президента торгово-промышленной компании «Авенир», не менее серьезная проблема кроется в отсутствии квалифицированных кадров. Организация обучения и повышения квалификации персонала требует от производителя дополнительных издержек, ведь в России не существует системы профессионального технического обучения на новом оборудовании.
Закономерно, что специфические проблемы обувной отрасли остались в самом конце списка. Это снижение потребительского спроса, трудности в создании собственной торговой сети, отсутствие «раскрученных» российских обувных брендов.
По мнению Станислава Зверева, производители сегодня недооценивают важность бренда, как раньше недооценивали упаковку. Российская обувь не известна, ее не продвигают. При рентабельности производства в 5% до рекламы и эффективной маркетинговой политики просто не доходят руки. Что же касается создания собственных сетей или внедрения в существующие, то некоторые компании вообще не считают это необходимым. «Сегодня производители прекрасно сотрудничают с обувным ретейлом, - считает Александр Суворов, генеральный директор «Скороход-Мода». – Мы производим все под заказ под чужими и своими торговыми марками. Я не знаю предприятий, которые работают на склад, а потом ждут, когда кто-нибудь это купит. Я не имею розничных сетей и не собираюсь их создавать. Я занимаюсь только производством. Розница – это отдельный бизнес». Иногда причина такого нежелания проста: фирма производит обувь на территории России, но под иностранной торговой маркой. Соответственно, продавать ее будет уже раскрученная сеть. Производителю это выгодно: не надо мучиться с размещением заказа и сбытом, а вот основная прибыль от реализации такой схемы, как правило, уходит за границу.
Несмотря на многообразие проблем, обувные компании уверены, что эти трудности вполне решаемы. Хотя основную помощь в их преодолении должно взять на себя государство именно ввиду общеэкономического и системного характера проблем.
Так, одним из вариантов решения налоговой проблемы может быть введение патента на производство обуви. Заплатив за вход на рынок, предприятие будет освобождаться от налогового бремени на определенное время или до тех пор, пока его выручка не достигнет определенной цифры (в Германии это 50–60 тыс. долл. в год). Такая экономия издержек позволит предприятиям уделить внимание профессиональной подготовке кадров, изыскать средства на модернизацию, маркетинг, рекламу, создание и раскрутку собственного бренда.
Национальный обувной союз предлагает также снизить и унифицировать импортную ввозную таможенную пошлину на обувь и отменить пошлину на комплектующие в целях упрощения таможенного администрирования. Практика доказала: снижение ввозных пошлин на обувь в 2006 г. привело к росту легального импорта в 10 раз. Легализация импорта уменьшает конкурентное давление на внутреннего производителя, способствуя его выходу «из тени».
В Европе обувные компании давно объединены в союзы, гильдии или кластеры по территориальному признаку или по специализации. Примерно так и сделали предприятия Ростовской области - «Юничел», «Вестфалика» и другие, на которые приходится 40% производства мужской обуви в России. Но в Европе такие объединения имеют существенные налоговые послабления, а также могут создавать собственные торговые сети.
При своевременной и правильной государственной политике возрождение обувного отечественного рынка вполне возможно, считают российские производители, хотя о выполнении стратегии Минпромторга говорить пока не приходится – ведь по некоторым направлениям претендовать на лидерство на отечественном рынке уже поздно.
Надежда КАЛМЫЧКОВА
По данным Росстата, в 1990 г. производство обуви составляло 383 млн пар в год. В 2008 г. было произведено 55,6 млн пар. Загрузка мощностей составила 66%.
Маркетинговое исследование, проведенное по заказу комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка при поддержке Национального обувного союза, выявило основные проблемы, мешающие развитию отрасли.
Рейтинг | Проблема | Процент от числа опрошенных* |
Высокие ставки по кредитам | 54 | |
Высокое внутренние налогообложение (ЕСН, НДС, налог на прибыль) | 49 | |
Значительная доля контрабанды на рынке обуви | 47 | |
Трудности с подбором кадров всех звеньев | 42 | |
Отсутствие свободных средств на модернизацию производства | 35 | |
Отсутствие инфраструктуры комплектующих для производства обуви. | 33 | |
Устаревшее оборудование, высокая степень износа оборудования | 30 | |
Рост тарифов естественных монополий | 28 | |
Наличие контрафакта на рынке обуви | 24 | |
Ставки импортной таможенной пошлины | 24 | |
Трудный доступ к финансовым ресурсам | 21 | |
Отсутствие средних и высших учебных заведений для обучения кадров | 17 | |
Избыточное количество проверок предприятий. | 16 | |
Высокие арендные ставки на производственные площади | 15 | |
Трудный доступ в торговые сети | 15 | |
Сложная бухгалтерия. Необходимость содержания большого штата для обслуживания ЕСН и НДС | 10 | |
Снижение потребительского спроса | 10 | |
Невозможность возврата НДС в ряде случаев | 6 | |
Трудности в создании собственной торговой сети | 6 | |
Ориентация современного потребителя на известные бренды и отсутствие «раскрученных» российских обувных брендов | 4 |
* Респонденты имели возможность назвать несколько важнейших, на их взгляд, проблем.