Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Уходящий год для компании «Крокус Интернэшнл» был насыщен событиями и новыми проектами. Строительство и открытие новых торговых центров, насыщенная выставочная жизнь, совершенствование инфраструктуры – обо всем этом рассказывает президент компании Арас АГАЛАРОВ.
БиВ: В прошлом году возглавляемая вами компания отметила 20-летие. Юбилей, к сожалению, совпал с кризисом в экономике. Как «Крокус» пережил это время, с какими результатами компания заканчивает нынешний год?
– Наш главный принцип – продолжать систематичную работу, несмотря ни на какие обстоятельства и трудности. Искать новые решения, разрабатывать новые проекты, добиваться реализации намеченных планов. Именно такой подход помогал нам преодолевать прежние кризисы, оказался он эффективным и на этот раз. «Крокусу» удалось реализовать практически все намеченные на этот год планы.
Выставочная деятельность – это только часть общей работы компании. Конечно, это важная сфера, и мы уделяем ей очень большое внимание, но она составляет всего немногим более 10% общего оборота нашего холдинга. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, я буду говорить о всех направлениях деятельности компании.
В уходящем году важным событием для нас стало открытие самого большого в России торгового центра VEGAS. Его строительство отняло много сил и финансовых ресурсов, оно попало на самый разгар кризиса. Но тем не менее мы завершили этот проект, который примечателен не только своими размерами, но и оригинальной архитектурой и внутренней планировкой. В нем торговые функции сочетаются с парком экстремальных аттракционов, есть огромное для закрытых помещений колесо обозрения, аттракцион «Башня падения» и другие развлечения. И все это организовано в закрытом пространстве торгового комплекса. Здесь можно увидеть, как выглядит японская улица Гиндза, побывать на восточном базаре, пройтись по Золотой улице ювелирных магазинов. Общая площадь комплекса составляет около 400 тыс. кв. м, его строительство позволило создать порядка 9 тыс. новых рабочих мест.
Другим крупным проектом, запущенным в этом году, стал второй корпус торгового центра «Твой Дом» в Крокус Сити, общая площадь которого достигла теперь 114 тыс. кв. м. Уникальным новшеством здесь стала оранжерея площадью 2,2 тыс. кв. м, на которой воспроизведены горный ландшафт, пустыня, субтропическая зона, а также создан 6-метровый водопад, ниспадающий в небольшое озеро. Мы стремимся, чтобы наши проекты были оригинальными как в архитектурном отношении, так и эстетически, чтобы они стали украшением столичного региона, привлекали внимание его жителей.
Частью общей программы развития компании является продвижение в регионы. В этом отношении считаем своим достижением открытие торгового комплекса «Твой Дом» в Воронеже площадью 77 тыс. кв. м. Мы рассматриваем это также как внедрение новых форм торговли в регионах, улучшение их инфраструктуры, как возможность расширить ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
Я перечислил некоторые проекты, над которыми мы работали последнее время и которые были реализованы в уходящем году. На мой взгляд, они достаточно красноречиво говорят о позитивных результатах работы компании.
БиВ: Крокус Сити фактически стал крупнейшим торгово-выставочным центром Москвы и Московской области. Какое место в нем занимает выставочная деятельность?
– Я уже неоднократно говорил, что сочетание торговой и выставочной деятельности в Крокус Сити изначально было нашим принципиальным решением. Такое сочетание, по нашему убеждению, должно было создавать синергический эффект и содействовать активизации работы не только в этих сферах, но в сопряженных областях. Так, собственно, произошло и происходит.
Крокус Сити привлекает миллионы посетителей, значительная часть которых является профессионалами в той или иной области, они приезжают сюда прежде всего на выставки. Чтобы принять такое количество посетителей, приходится постоянно совершенствовать инфраструктуру комплекса, улучшать дорожную сеть.
Частью этой работы стало строительство гостиницы в Крокус Сити. Пока это еще небольшой отель, имеющий всего 225 номеров. Но у нас есть планы построить в ближайшие годы высотное здание для большой современной гостиницы.
Как известно, в конце прошлого года на территории Крокус Сити открылась станция метро, строительство которой профинансировала наша компания. Благодаря этому практически вдвое увеличился поток посетителей на выставках в МВЦ «Крокус Экспо» и существенно выросла посещаемость мероприятий в концертном зале «Крокус Сити Холл». Архитектурно он является частью третьего выставочного павильона, но функционально это абсолютно самостоятельный объект с рекордными для России характеристиками: рассчитан на 6100 зрительских мест, имеет огромную сцену площадью 730 кв. м, оборудован по последнему слову техники для проведения самых крупных мероприятий как развлекательного, так и общественно значимого характера.
В этом году мы завершили строительство переходов из вестибюля метро во второй и третий выставочные павильоны. Это даст возможность посетителям выставок проходить прямо из метро непосредственно в экспозиционные залы, не выходя на улицу.
Таким образом, выставочная деятельность во многом определяет направления развития комплекса Крокус Сити в целом.
БиВ: Какое значение для региона имеет наличие такого крупного комплекса?
– Все крупные города мира стремятся иметь собственные выставочные центры. Они являются важным фактором экономического развития и привлечения инвестиций. Выставочная деятельность активизирует хозяйственную жизнь, приносит городам значительные доходы. В Германии есть оценочные данные, согласно которым проведение торговых выставок в Берлине, например, увеличивает хозяйственный оборот в городе на 900 млн евро, в Кёльне – на 1 млрд евро. В Германии развитие выставочных комплексов является одной из главных забот городских властей. Местные администрации всеми способами содействуют развитию выставочных комплексов, строят дороги, гостиницы, улучшают транспортное сообщение, выделяют территории под складские помещения и автостоянки. Все это с лихвой окупается и довольно быстро.
Власти крупных городов занимаются рационализацией системы управления выставочной деятельностью. Так, в Париже есть два выставочных комплекса площадью свыше 200 тыс. кв. м каждый и несколько конгрессных центров. Управление всем этим хозяйством сосредоточено в одних руках, а деятельность его рассматривается как часть общей экономической политики, направленной на развитие региона. То же самое можно сказать о Милане, где также имеются два выставочных центра.
Теперь посмотрим, что имеет место у нас в Москве. В столице оборот выставочной деятельности, по нашим оценкам, составляет около 1 млрд долл. Это включает в себя продажу выставочных площадей, строительство стендов, дополнительный оборот, связанный с рекламой, полиграфией, изготовлением сувениров и прочее. Помимо этого выставочная деятельность активизирует сферу общественного питания, транспортную систему, гостиничный комплекс. Все это создает дополнительный хозяйственный оборот, с которого соответственно платятся налоги в местный и федеральный бюджеты.
Между тем вопросы развития выставочных комплексов, строительства дорог, новых гостиниц решаются в городе с огромным трудом, несмотря на то, что выставочная деятельность приносит сотни миллионов рублей дохода в бюджет в виде налогов. Все это говорит о необходимости пересмотра приоритетов в экономической политике города и повышении внимания к развитию выставочной сферы.
БиВ: В заключение традиционный вопрос о дальнейших планах, новых проектах.
– Крокус Сити находится в состоянии постоянного развития. Открыли станцию метро – теперь необходимо благоустроить территорию вокруг нее, достроить многоярусную автостоянку над вестибюлем станции. В следующем году мы хотим начать строительство высотной гостиницы, так необходимой для развития выставочного и конгрессного центров. Проектом предусмотрено сооружение здания на 1 тыс. номеров с конференц-залами площадью 2,5 тыс. кв. м, ресторанами и оздоровительным центром на 1,2 тыс. кв. м.
Мы также планируем дальнейшее расширение сети торговых центров «Твой дом». Ближайший проект – строительство многофункционального торгово-развлекательного комплекса в Мытищинском районе Московской области на пересечении МКАД и Осташковского шоссе. Его площадь составит около 95 тыс. кв. м.
Имеются конкретные планы дальнейшего развития Крокус Сити, включающие строительство делового центра. Но это задача будущего, которой мы будем заниматься в соответствии с нашим графиком перспективных работ.
Беседовал Борис ПАВЛОВ