тел. (495) 223-42-15

Париж – столица новой цивилизации

Огромный успех недавно закончившейся выставки ЭКСПО–2010 в Шанхае говорит о неснижающейся актуальности всемирных выставок, история которых насчитывает уже почти 160 лет. Журнал «БиВ» продолжает серию публикаций о первых выставках из книги Валерия Шпакова «История всемирных выставок».

В 1867 г. эстафету всемирных  выставок вновь принял Париж (он уже устраивал ее в 1855 г.). Декретом императора Наполеона III предписывалось провести выставку в столице Франции, чтобы доказать, что страна является мировым лидером, а Париж – столицей новой цивилизации. В качестве основной идеи выставки была предложена мысль о том, что «богатства природы должны служить гармоничному развитию народов».

На Марсовом поле был построен огромный выставочный дворец из металла и стекла в виде эллипса размером 490х360 м. В центре его был разбит парк площадью 166х56 м, вокруг которого концентрически располагались 7 круговых галерей, пересекавшиеся 16 радиальными аллеями. Они делили общее выставочное пространство на сектора, в которых размещались экспозиции стран-участниц. Ширина галерей составляла в среднем 23 м, а максимальная высота павильона – около 26 м.

Кроме этого на территории выставки, общая площадь которой составляла около 70 га, располагалось еще более 200 построек, включая 24 небольших павильона с национальными экспозициями. В отдельном павильоне располагался макет Суэцкого канала, работы по сооружению которого близились в это время к завершению (канал был открыт в 1869 г.).
Всемирную экспозицию освещали 10 тыс. газовых светильников со стеклянными белыми колпаками. Для организации освещения от парижского газового завода был проложен чугунный трубопровод диаметром 500 мм и создана газопроводящая сеть длиной 11 км.

В выставке участвовали страны Европы, Северной, Центральной и Южной Америки, Китай, Япония и Персия – от Азии; Египет, Тунис и Марокко – от Африки. Франция и ее колонии занимали в главном павильоне площадь 63,5 тыс. кв. м, Англия – 21 тыс. кв. м, Пруссия – 12,7, Австрия – 8,3, США – 2,8, Россия – 2,9 тыс. кв. м.

Мероприятие было официально открыто 11 апреля императором Наполеоном III. В последующем ее посетили главы многих государств, среди которых были российский и австрийский императоры, турецкий султан, египетский вице-король.

В числе экспонатов выставки традиционно были представлены многие технические и научные достижения того времени. Специалисты и жюри отметили газовый двигатель внутреннего сгорания немецких изобретателей Н.Отто и Э.Лангена, первую динамо-машину Сименса и Хальске, сталеплавильную печь, изобретенную в 1864 г. французским металлургом Пьером Мартеном, дорожный паровик, способный перевозить грузы в вагонах по грунтовой дороге. Золотую медаль жюри выставки получил Г.Бессемер за представленную новую технологию разлива стали. Восхищение вызвало небьющееся зеркало размером 7х4 м  производства фирмы «Сан-Гобен». В галерее технических достижений демонстрировались новые технологии отливки типографского шрифта, печатания книг, механического шитья обуви и перчаток, ткацкого производства. 

В то время Соединенные Штаты Америки по уровню развития промышленности находились ниже таких европейских стран, как Англия, Франция и Пруссия. Тем не менее они представили ряд новых разработок, получивших высшие награды выставки, среди которых телеграф Самюэля Морзе,  устройство печати телеграфных сообщений Дэвида Хьюза, уборочные сельскохозяйственные машины Маккормика.

Заметное место на выставке отводилось вооружению. Установленные на видном месте пушки поражали как технологией производства, так и артиллерийскими характеристиками. Здесь безусловно доминировал Альфред Крупп. Особый эффект произвела его пушка с лафетом весом 40 т и стволом в 50 т, которую назвали в печати «чудом разрушения» и «монстром, которого не видел свет».  За свои достижения и поставки продукции для перевооружения французской армии Крупп был удостоен звания кавалера ордена Почетного легиона (никто тогда не представлял себе, что через три года снаряды его пушек будут падать на землю Франции).

В противоположность «монстрам» Круппа выставленные в парке шведские пушки поражали своей элегантностью. Английская промышленность представила ружья, выполненные по методу В.Армстронга. Австрия показала новые торпеды и навигационные приборы.

В павильоне, где был размещен макет Суэцкого канала – одного из наиболее фантастических проектов того времени, демонстрировались модели судов, доков, техники для прокладки канала и мастерских. Наряду с этим рассказывалось об экономических связях и географических особенностях региона, о геологической структуре территории, на которой строился канал.

На открытых площадках раздела «История жилища» были показаны жилые и общественные здания, типичные для народов различных стран. Французы, например, предлагали дешевый небольшой, но удобный дом для бедных крестьян, построенный из кирпича и имеющий расположенную на уровне земли переднюю, используемую одновременно и как кухня. На втором этаже были просторная комната и две спальни. В доме предусматривались также погреб и чердак.

Американцы представили довольно простой и практичный дом из дерева и камня, в котором помимо кухни и двух небольших спален имелась просторная гостиная.

Норвегия привезла традиционный для страны деревянный дом, приспособленный для проживания рыболовецкой семьи и размещения в нем различных снастей.

В голландском жилище, построенном из дерева и крытом соломой, было все необходимое оборудование, используемое в быту типичной семьей, а также вспомогательные постройки для содержания домашних животных.

Швеция привезла сделанный  под старину дом, копию того, в котором в давние времена жил их король Густав Ваза. Его деревянные стены были покрыты устричными раковинами, крыша устелена березовой корой.

Россия представила русскую избу, характерную для владимирской губернии и сработанную без единого гвоздя, с крытым двором и флигелем. В избе была типичная обстановка сельского жителя с хозяйственными принадлежностями, посудой и даже иконами.

Эти и другие национальные постройки, среди которых надо упомянуть восточный минарет, египетский караван-сарай, турецкие бани, вызывали живой интерес и вносили в относительно строгий характер выставки элемент развлекательности. Это стало первым шагом к тому, чтобы впоследствии на выставках ЭКСПО устраивались подобные общие развлекательные и познавательные разделы.

Отдельную галерею организаторы выставки отвели под тематический раздел «История труда», в котором страны-участницы демонстрировали древние и современные национальные орудия труда и предметы народного искусства. Заметную часть занимала здесь российская экспозиция, которая включала много археологических экспонатов, неизменно привлекавших внимание посетителей. В их числе были оружие, посуда, монеты из Оружейной палаты, рисунки и алебастровые слепки русских украшений, выполненные мастерами из Строгановского училища и Московского художественно-промышленного музея. В разделе демонстрировались также частные коллекции: собрание серебряных нательных крестов XVI–XVIII вв., иконы, рукописи, слепки с орудий труда, найденных в Сибири и на Кавказе.

В основной части российского раздела наиболее солидно была представлена продукция горнозаводских предприятий, получившая многие награды жюри выставки. Так, железо нижнетагильских заводов П.П. Демидова и медь Воскресенского и Преображенского заводов Н.М. Пашкова получили золотые медали. Серебра удостоились винтовки основанного еще в 1712 г. Тульского оружейного завода и дебютировавшего на выставке более молодого (основан в 1807 г.) Ижорского завода. Бронзовыми медалями были награждены инструментальная сталь, орудия и валки Обуховского завода, сталь завода в Воткинске, сабли и шпаги Златоустовской оружейной фабрики, снаряды и чугун Александровского пушечного завода, медь Юговского завода Пермской губернии, продукция Сестрорецкого завода.

Внимание специалистов привлекла стальная плита толщиной 114 мм Камского броневого завода. Она была испытана стрельбой из 60-футовой пушки стальными и чугунными ядрами с расстояния 100 м и выдержала эту проверку.

В отличие от горной промышленности российский раздел машин не отличался большим разнообразием. Интерес вызывал разве что зерномер Тимофея Иванова и модель насоса изобретателя-самоучки П.А. Зарубина. Его измерительные приборы и машины были к тому времени уже высоко оценены в России и удостаивались Демидовской премии, вручавшейся Российской Академией наук.

Успехом пользовалась экспозиция, представленная академиком Б.С. Якоби, который был известен своими работами в области электрометаллургии. Среди экспонатов были изделия, полученные методом гальванопластики, в том числе копия знаменитой «Камеи Гонзага» (из коллекции Эрмитажа). Они были отмечены высшей наградой жюри и премией 10 тыс. франков. 

В специальном разделе экспонировались образцы древесины, которая была одной из ведущих статей экспорта России. Экспозиция была сформирована в основном Императорским управлением уделов, а также крупными предпринимателями В.Ф. Громовым (строительный лес) и М.К. Сидоровым (сибирские хвойные породы). После закрытия выставки вся коллекция образцов пород деревьев, произрастающих в России, была передана правительством французскому Лесному институту в Нанси.

Из представленных в российском разделе более 1300 экспонатов 478 получили награды, в числе которых 2 Гран-при, 21 золотая, 93 серебряных, 211 бронзовых медалей и 151 почетная грамота. Памятными медалями были отмечены 26 экспонатов по разделу «Археология».

Среди награжденных золотыми медалями российских экспонентов были Е.К. Брауэр – за физические инструменты, фабриканты Мамонтовы – за щетину, Н.И. Глинка и А. Филибер – за шерсть. Кавалерами ордена Почетного легиона стали производитель ювелирных изделий И.П. Сазиков (дело основано в конце XVIII в.), лесопромышленник В.Ф. Громов, главный художник Санкт-Петербургского стекольного завода Л. Бонафеде.

В целом Всемирная выставка 1867 г. была признана успешной. За 7 месяцев работы ее посетили 7 млн человек, что наряду с развлекательной и рядом коммерческих программ обеспечило организаторам чистый доход в размере около 4 млн франков.

По сравнению с предыдущими выставка имела некоторые особенности. В частности, были введены дополнительные разделы «Земледелие» и «История труда». Более широко была представлена наука в форме лекций и публичных демонстраций. Были параллельно применены два подхода к построению экспозиции: страноведческий и предметный. В разделе «История жилища» впервые была предпринята попытка решения социальных вопросов и «уравновешивания имущего с неимущим, капитала и труда».

Успех выставки в Париже еще раз доказал целесообразность организации всемирных выставок в целях регулярной демонстрации мировых технических достижений и новых тенденций развития человеческой мысли.

БиВ