Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
The Globe And Mail
Российско-норвежское соглашение о разделе спорной зоны в Арктике заставляет Оттаву принимать меры
«Глоб энд Мэйл», Канада
Конкуренция за богатства Арктики, которые становятся все более доступными, продолжает накаляться. Норвегия и Россия, наконец, разделили нефтеносную зону к северу от своих берегов, что делает Канаду единственной страной, участвующей сразу в двух неурегулированных пограничных спорах в Арктике.
Сейчас страны стремятся застолбить за собой куски богатых ресурсами континентальных шельфов, простирающихся на сотни километров в некогда недоступный Северный Ледовитый океан, и это делает урегулирование давних споров о границах приоритетной задачей.
Норвегия с Россией фактически разделили пополам спорные 175 тыс. кв. км акватории (что примерно соответствует площади трех приморских провинций Канады). Теперь они смогут разрабатывать подводные месторождения, содержащие, как предполагается, 40 млрд баррелей нефти.
«Все улаживают разногласия, и только мы отстаем», – считает профессор мировой политики и международного права из Университета Британской Колумбии Майкл Байерс, много писавший о пограничных спорах, в которые вовлечена Канада.
Договор о Баренцевом море, подписанный российским президентом Дмитрием Медведевым и норвежским премьер-министром Йенс Столтенберг, кладет конец ожесточенному спору, который продолжался 40 лет. Россия – точнее еще Советский Союз – исходно считала, что граница должна идти прямо на север до самого полюса. Она руководствовалась тем же секторальным принципом, согласно которому на канадских картах обозначается принадлежность Канаде огромного треугольника акватории с вершиной на полюсе.
«Параллели со спором между Канадой и США за море Бофорта очевидны, – считает профессор Байерс. – Канада, опираясь на спорную интерпретацию договора 1825 г., установившего границу между Аляской и Юконом по 141-му меридиану, утверждает, что морская граница должна проходить по этой же линии “так далеко, как замерзает океан”».
По мнению Вашингтона, это значит, что она проходит до края берега, а морская граница должна проводиться на равном расстоянии от двух берегов – как обычно и принято проводить водные границы. С точки зрения Оттавы, по договору 1825 г. граница по меридиану пересекает замерзшее море, которое сейчас, почти два столетия спустя, постепенно лишается ледяного покрова.
«Главный вопрос в случае моря Бофорта заключается в том, применим ли к нему аргумент Канады о разделе по договору 1825 г. между Великобританией и Россией», - считает профессор права из Оттавского университета Дональд Макрей, международно признанный эксперт по морским границам.
«Этот вопрос безусловно заслуживает обсуждения, хотя на самом деле за пределами 200-мильной зоны Канаде была бы выгоднее равноудаленная граница», - утверждает он.
То, что метод, посредством которого Вашингтон долгое время доказывал свои претензии на акваторию в море Бофорта, на деле обеспечивает Канаде преимущество за пределами 200-мильной зоны, придает делу новый и весьма необычный оборот.
«Нашей приоритетной задачей будет добиться прогресса в области пока не разрешенных пограничных вопросов», – заявил министр иностранных дел Лоренс Кэнон. До этого Оттава не один десяток лет затягивала урегулирование споров с США из-за моря Бофорта и с Данией из-за акватории между Баффиновой Землей и Гренландией.
По мнению профессора Байера, если Оттава всерьез возьмется за дело, оба спора можно будет разрешить за два года. Впрочем, даже если удастся урегулировать споры о границах как в Восточной, так и в Западной Арктике, это не избавит Канаду от главной проблемы – вопроса о контроле над Северо-Западным проходом, который открыт уже третье лето подряд и поэтому все чаще рассматривается как возможный кратчайший судоходный путь из Азии в Европу.
Оттава называет его частью канадских территориальных вод, но Вашингтон с этим не согласен, так же как и большинство остальных держав, которые считают его – подобно остальным ключевым судоходным путям, таким как Гибралтар или Ормузский пролив – частью международных вод. Кроме того, возможно, двусторонние споры в Арктике – это только первый этап.
По мере того, как будет набирать обороты борьба за богатства Арктики, Канада, Дания, Норвегия, Россия и Соединенные Штаты могут начать предъявлять амбициозные, конкурирующие и перекрывающиеся претензии на Северный полюс и его окрестности.
«Канада не согласна с выдвигаемой некоторыми идеей о том, что Арктика требует кардинально новой структуры управления или законодательной базы», – заметил г-н Кэнон, отвергнув мнения ряда экспертов, которые считают, что быстро меняющейся Арктике – потеплевшей, более доступной и уязвимой, как никогда раньше, – необходим новый международный режим контроля.
Energy Tribune
Охладить пыл арктической шумихи
«Энерджи Трибьюн», США
После подписания в сентябре Норвегией и Россией двустороннего соглашения по общей границе в Арктике средства массовой информации вновь подняли шумиху по поводу так называемой погони за энергетическими сокровищами этого региона, где может находиться не менее 30% неразведанных мировых запасов газа и 13% нефти. Однако это лихорадочное возбуждение настолько необоснованно, по крайней мере в части энергоресурсов, что даже премьер-министр Владимир Путин был вынужден вмешаться и попросить все стороны успокоиться.
Для начала, сегодняшние оценки основаны на неполных данных. Никто в действительности не знает, насколько велики запасы углеводородов в Арктике, потому что разведка там почти не ведется, причем даже приполярными странами, такими как Россия, Дания (ей принадлежит Гренландия), Канада, Норвегия и США. Однако даже если там будут найдены крупные месторождения нефти и газа (а некоторые открытия уже сделаны), большая часть многообещающих районов добычи все равно находится на мелководье континентального шельфа, за которое никто не спорит, и с экономической точки зрения их разработка будет нерентабельной еще долгое время.
Это не значит, что поисково-разведочные работы не будут вестись. Россия и Норвегия намерены сотрудничать в рамках исследования новой общей границы. Для Норвегии это означает поиски новых запасов нефти, чтобы компенсировать спад добычи в Северном море. А для России это может означать получение западных знаний и технологий, необходимых ей для освоения арктических месторождений. Ожидается, что Соединенные Штаты и Канада также будут проводить разведку в своих районах, а поисковые работы в Гренландии уже ведутся весьма активно. Однако это отнюдь не значит, что нефть и газ вот-вот забьют мощным фонтаном.
На самом деле ведущие мировые эксперты сходятся во мнении о том, что добыча в Арктике в значительных масштабах начнется не раньше, чем через 15 лет, если вообще начнется. Это зависит от огромного множества факторов – от изменений климата и новых регулирующих норм, введенных после разлива нефти со скважины ВР, и до наших будущих возможностей по разработке нетрадиционных месторождений. Кое-кто говорит о том, что пройдет четверть века, прежде чем эти ресурсы понадобятся по-настоящему.
Самую полную и всестороннюю открытую оценку запасов углеводородов в Арктике проводит Геологическая служба США, однако ее анализ основан на «вероятностных» геологических методах. На самом деле, некоторые ведущие исследователи Арктики, включая работающих в Геологической службе США, выступили в прошлом году с предупреждением о том, что «хотя запасы нефти и важны для арктических государств, их может оказаться недостаточно, чтобы значительно изменить существующую географическую модель мировой нефтедобычи».
Газа в Арктике может оказаться в три раза больше, чем нефти, и большая его часть находится в никем не оспариваемых водах России. Однако увеличение поставок нетрадиционного газа, особенно сланцевого газа в США, может сделать арктические запасы непривлекательными, даже если не учитывать те дополнительные трудности, которые связаны с суровыми погодными условиями и созданием необходимой неэнергетической инфраструктуры. А что касается нефти, здесь картина вообще яснее ясного. Глубоководные месторождения, подобные бразильским, которые находятся в предсолевом слое, уже разрабатываются, и нет никаких сомнений, что там рисков будет меньше, чем в Арктике. Иными словами, глубокие воды по-прежнему более привлекательны и мало исследованы.
И действительно, разработка одного из крупнейших в мире Штокмановского газового месторождения в Баренцевом море была в этом году вновь отложена из-за сомнений по поводу главного рынка сбыта этого газа, каким являются США, а также из-за технических трудностей. Сейчас добыча запланирована на 2016 г., однако окончательно сроки и обязательства будут определены лишь в будущем году. Это открытое в 1988 г. месторождение стало примером того, что можно ожидать (или не следует ожидать) от энергетических ресурсов Арктики в перспективе.
Послушаем Путина, который, выступая на самом крупном многостороннем форуме специалистов по Арктике, четко дал понять, что никакой спешки нет. «Приходится сталкиваться … с разного рода футуристическими предсказаниями о грядущей битве за Арктику. Мы внимательно следим за развитием ситуации в регионе, делаем свои ответственные прогнозы, - заявил он на форуме, – и ясно видим, что большинство подобных пугающих сценариев по Арктике не имеет под собой реальной почвы».
«По поводу Арктики раздувается большая шумиха, – говорит Дональд Готье, возглавляющий исследования Арктики в Геологической службе США, – Но даже если открытия там будут сделаны будущим летом, пройдет как минимум десять лет, прежде чем можно будет приступить к добыче. Существует большой разрыв по времени, потому что это далекие, покрытые льдами места, которые настолько удалены от рынков и характеризуются такими суровыми условиями, что в ближайшей перспективе любая добыча там будет нерентабельна».
«Нетрадиционный газ, добываемый на суше, еще дальше отодвинул разработку этих ресурсов, поэтому перспектива добычи в Арктике стала еще более отдаленной. Риски, политика, нормы и правила, все такое… Это будет долгий и сложный процесс. Я знаю, что в прессе и в популярной литературе раздувается большая шумиха, но здесь необходим более спокойный подход», - сказал Готье.
В действительности, по данным Геологической службы США, самые большие возможности находятся за территорией Западной Сибири. Это значит, что сначала надо будет освоить все те месторождения, которые уже открыты на суше. Но никаких признаков этого пока нет. По мнению Шамиля Мидхатовича Еникеева, научного сотрудника Института энергетических исследований в Оксфорде, эксперта по энергоресурсам России и Арктики, в значительных объемах добыча там начнется не ранее чем через 20 лет – если вообще начнется.
«Во-первых, большая часть углеводородов – это газ и тяжелая нефть. Во-вторых, вопрос в том, нужно ли будет это топливо, особенно в условиях, когда есть сланцевый газ. Сланцевый газ будет конкурировать с арктическим газом, и, кроме того, его легче добывать. В-третьих, это технический вопрос. Это не вопрос о границах. И поэтому у меня есть большие сомнения», – говорит Еникеев.
Тем не менее сегодня ясно, что приполярные страны ведут между собой борьбу. Россия первой сделала шаг в этом направлении, особенно в связи с тем, что в 2007 г. установила на океанском дне в точке Северного полюса свой сделанный из титана флаг. Она в 2001 г. подала в ООН заявку на право обладания большим куском территории в Арктике, действуя в соответствии с требованиями Конвенции по морскому праву. Но ООН эту заявку отклонила за недостатком доказательств. Канада в последнее время проявляет наибольшую активность в Арктике. Она планирует подать заявку на свой кусок арктического пирога в 2013 г. И все страны активно собирают информацию в доказательство собственных правопритязаний.
Однако большинство экспертов считает, что речь здесь идет не об энергоресурсах. «Канадцы суетятся так сильно, потому что это внутренняя популистская тема. Они укрепляют свой внутриполитический рейтинг. И в итоге мне все это кажется несерьезным», – отмечает Еникеев.
По мнению Готье, это больше связано с маршрутами судоходства. Если лед будет таять такими же темпами, как и в прошлые годы, откроется Северный проход. Благодаря этому такие, страны как Китай, сэкономят 6000 миль пути, перевозя свои товары на западные рынки. Но для открытия данного маршрута потребуется сотрудничество и взаимодействие всех стран Арктики, поскольку они должны будут создать необходимую инфраструктуру для обеспечения безопасного судоходства. А это с точки зрения стратегии намного привлекательнее, чем все энергоресурсы, могущие находиться в Арктическом регионе.
The New York Times
BP, акт второй; место действия – Россия
«Нью-Йорк Таймс», США
Подвергаемый в Соединенных Штатах Америки нападкам нефтяной гигант по возможности не прочь поправить свои некогда весьма нелицеприятные отношения с Россией. Хотя прохудившаяся скважина в Мексиканском заливе, принадлежащая BP, перекрыта, в Соединенных Штатах Америки компании, видимо, грозит судебное разбирательство и многолетнее враждебное отношение со стороны регулирующих органов.
Но в России, второй по значению для деятельности этой компании страны, удача улыбается BP как никогда. Российские компании ведут переговоры с BP о покупке на миллиарды долларов нефтяных месторождений и иных активов, чтобы помочь ей оплатить расходы по очистке залива и по возмещению убытков. Вместе со своим партнером BP планирует вести разведку богатых нефтяных месторождений в российской Арктике – области, которая в США и в Канаде считается «запретной зоной». Президента компании BP Тони Хейварда, передавшего в эту пятницу бразды правления Роберту Дадли, с распростертыми объятиями ожидают в управлении компании TNK–BP, совместном предприятии с Россией (доли участия в проекте 50/50).
Теплота нынешних отношений BP с россиянами не может не удивлять, особенно если вспомнить, насколько мрачно выглядела ситуация всего два года назад. Роберт Дадли, тогдашний глава компании TNK–BP, в 2008 г. был вынужден скрываться после возникновения разногласий с правительством и российскими партнерами BP по бизнесу, в результате которых его лишили рабочей визы. Отношения были настолько плохими, что российские сотрудники службы безопасности даже обыскали московские офисы компании и арестовали сотрудника-аналитика по обвинению в промышленном шпионаже.
Но уже в августе этого года Хейвард и Дадли в Москве обменивались медвежьими объятиями с Игорем Сечиным, заместителем российского премьер-министра Владимира Путина по энергетической политике и его близким союзником. «Яблоко раздора в значительной степени устранено», – заявил в телефонном интервью Виталий Ермаков, представитель энергетической консалтинговой компании IHS CERA.
Основная причина нынешней оттепели в отношениях – возможная помощь BP в реализации Россией глобальных нефтяных амбиций. BP, межнациональный энергетический гигант со штаб-квартирой в Лондоне, намерен начать продажу своих активов, разбросанных по всему миру, на сумму 30 млрд долл., чтобы стабилизировать финансовую ситуацию и рассчитаться с долгом в 32,2 млрд долл., образовавшимся после аварии на скважине в заливе.
Российские компании при поддержке правительства, которому очень хотелось бы увидеть появление своих собственных, российских, межнациональных энергетических гигантов, весьма заинтересованы в покупке активов BP. И первым претендентом на покупку активов BP среди потенциальных участников торгов является компания TNK–BP, совместное с BP предприятие, владельцами которого на партнерских началах являются несколько российских олигархов. Компания TNK–BP ведет переговоры по покупке принадлежащих BP месторождений в Венесуэле и Вьетнаме общей стоимостью примерно 1,5 млрд долл.
Стэн Половец, главный исполнительный директор консорциума, представляющий своих партнеров-олигархов в TNK–BP, заявил, что на данный момент BP имеет «замечательные отношения» с командой компании TNK–BP. «Мы оценили тот факт, что BP предложил нам активы для покупки раньше, чем показал их другим компаниям, – сказал он в телефонном интервью. – Они же могли обратиться к китайцам или индийцам».
По словам Половца, корпорация BP, хотя и возражала против назначения гражданина России на пост главного исполнительного директора для управления СП, все же, когда решение уже было принято, милостиво отнеслась к российскому кандидату Максиму Барскому. В самый сложный момент – когда на компанию сыпался град критики в связи с утечкой нефти – BP дала Барскому возможность в течение полугода разъезжать и знакомиться с работой предприятий, расположенных в разных уголках мира, в том числе на Аляске и в Техасе.
Российские власти, со своей стороны, не стали извлекать выгоду из скандала, связанного с утечкой нефти, не поддаваясь, как выразился консультант BP Питер Некарсалмер, естественной склонности поступить по правилу «если не пнуть человека, когда он упал, то когда же?» ради интересов более глубокого и глобального партнерства с ВР.
По словам Фаделя Гейта, старшего аналитика фирмы Oppenheimer & Company по нефти, терпимость России принесет ей неплохие дивиденды. «Когда люди говорили, что дни BP в США сочтены, Россия заявила: “Мы вас примем”», – расказывает Гейт. – Россия, оказав помощь BP в тяжелый для нее час, в конечном счете, только укрепит свою репутацию среди западных наций».
Потепление со стороны России вряд ли можно счесть маловажным обстоятельством: отношение к BP со стороны российского правительства и российских деловых партнеров для компании играет, по меньшей мере, столь же значительную роль, как и перспективы дальнейшей добычи нефти в Мексиканском заливе. Около трети мировых предприятий и 40% акционеров BP находятся в США. Однако в России компания добывает 840 тыс. баррелей нефти в день, что составляет треть от ее мировой добычи нефти и что больше 665 тыс. баррелей в день, поднимаемых на поверхность земли в США. TNK–BP в прошлом году принесла BP прибыль в 1,7 млрд долл. в виде причитающихся на ее долю дивидендов и дала британской компании возможность указать в отчетности обширные запасы нефти.
Амбиции BP в России не ограничиваются компанией TNK–BP. Британский гигант заключил договоры о совместной деятельности с «Роснефтью», государственной нефтяной компанией, на ведение разведочных работ на острове Сахалине и на арктическом шельфе. Однако разработка месторождений в этих районах зависит, как нигде, от доброй воли российского правительства. При Путине Россия жестко ограничивала доступ для крупнейший нефтяных компаний из числа «семи сестер», за исключением бартерных соглашений.
Российские власти пытались установить прямую связь между бизнесом BP внутри страны и готовностью компании помочь российскому энергетическому гиганту «Газпром» расширить влияние в остальном мире с помощью «меморандума о взаимопонимании» 2007 г. В соответствии с этим соглашением, переговоры по которому вел Хейвард, BP предлагала свою помощь «Газпрому» в приобретении активов за пределами России. Это серьезное обязательство, ведь в тот период западные правительства не слишком хотели видеть, как и так уже мощный российский энергетический гигант выходит на мировой уровень.
В обмен на эту политически деликатную задачу BP получала помощь от «Газпрома» в жизненно важном для нее бизнесе на территории России. В соответствии с условиями сделки «Газпром» выкупал у TNK–BP, стоявшей на грани отмены лицензии, крупное сибирское газовое месторождение, таким образом решая эту проблему, а затем снова продавал ей 25%, при условии, что BP передает «Газпрому» иностранные активы.
После утечки нефти в заливе BP возобновила переговоры о помощи «Газпрому» с покупкой иностранных активов. Между тем, если BP продаст часть активов своему собственному совместному предприятию в России, это улучшит отношения с российскими властями и деловыми партнерами, позволит найти деньги и в то же время в косвенной форме сохранить за BP участие в бизнесе.
Михаил Фридман, глава TNK–BP, в интервью Bloomberg довольно эмоционально заявил, что, начав с предложенных покупок активов, предприятие приступит к глобальной мировой экспансии. Компания рассчитывает, что через десять лет 50% ее нефтедобычи будет осуществляться за пределами России. BP «может стать мостиком к международной диверсификации», считает Джереми Хак, президент BP Россия, не комментируя ход переговоров.
Улучшение отношений с Россией может облегчить и отставку для Хейварда, который еще до того, как был вынужден уйти с поста главного управляющего директора BP, был объектом критики американской администрации. И BP, и TNK–BP не склонны скрывать предстоящую компенсацию, какой станет для Хейварда его работа в правлении TNK–BP. Первое голосование членов правления о включении Хейварда в состав правления решит судьбу возможного приобретения компанией TNK–BP активов BP за пределами России.
Stratfor
Политические мотивы AGRI
«Стратфор», США
Президенты Азербайджана, Грузии и Румынии подписали в Баку соглашение о новом энергетическом проекте. Проект предполагает транспортировку азербайджанского природного сжиженного газа через грузинский терминал в Румынию, а затем – на европейские рынки. Обращаем внимание как на технические аспекты сделки, так и на ее политическое измерение.
С точки зрения технологий и логистики этот проект – очень амбициозный, а если говорить откровенно – просто нереалистичный. Во-первых, технология, которая необходима для создания объектов для транспортировки сжиженного газа. У стран, участвующих в проекте, ее просто нет. Это означает, что для строительства объектов странам придется обратиться к другим государствам за ноу-хау и инвестициями.
Еще один вопрос – финансирование. По оценкам, стоимость проекта может составить от 2 до 5 млрд долл., для этих стран это просто неподъемная сумма.
Еще один аспект – местоположение. Трубопровод, по которому азербайджанский газ должен транспортироваться в Грузию, будет проходить мимо Абхазии, мятежной грузинской республики, которая фактически находится под контролем России. В республике базируются российские войска, и Россия, если захочет, вполне может нанести объектам ущерб.
На самом деле проект носит скорее не технический характер, а политический. Интересно, что у всех трех стран в недавнем времени были проблемы с Россией. Грузия конфликтует по поводу поддерживаемых Россией мятежных республик Южная Осетия и Абхазия. Россия и Румыния недавно ссорились по поводу Молдавии, которая служит чем-то вроде буферной зоны для обоих государств, а также по поводу ее собственной сепаратистской республики Приднестровье. И наконец Азербайджан. Традиционно Баку – более независимая и прагматичная страна. Однако недавно Россия подписала военное соглашение с заклятым врагом Азербайджана – Арменией. То есть у всех этих государств были трения с Россией, и теперь они договорились принять участие в этом энергопроекте.
Еще один ключевой игрок – Турция. На самом деле Турция заявила, что не поддерживает этот проект, потому что азербайджанский газ, который должен использоваться в проекте, Турция планировала использовать в других проектах – тех, в которых Анкара сама принимает участие. В первую очередь это Nabucco. Но есть и другие проекты, где предусматривается задействование азербайджанских газовых месторождений. В итоге Азербайджан хочет доказать России и Турции, что он может выбирать и что подобные энергопроекты могут ему этот выбор обеспечить.
Айоц ашхар
Скоро начнется строительство нефтепровода Иран – Армения
«Айоц ашхар», Армения
Осенью текущего года, вслед за началом эксплуатации газопровода Иран – Армения, планируется начать строительство нефтепровода Иран – Армения, которое, по предварительным оценкам, продлится около двух лет.
Стоимость нефтепродуктопровода в целом оценивается в 160-180 млн долл. Финансирование распределяется по 50% на обе стороны, однако Армения фактически не делает вложений как таковых. Согласно договоренности, за армянскую сторону заплатит тот же Иран, который получит средства обратно за счет доходов от последующей эксплуатации нефтепродуктопровода. Армения предполагает получать по нефтепроводу из Ирана бензин и дизельное топливо по сравнительно низкой себестоимости. Трубопровод даст возможность Армении приобретать нефтепродукты по ценам стран Персидского залива (на 15–20 долл. ниже европейских цен). Таким образом, вскоре станет реальностью еще одна важная программа в энергетической сфере, которая даст возможность ввозить в Армению по альтернативной дороге намного более дешевые энергетические ресурсы.
Когда несколько лет назад второй президент республики Роберт Кочарян заявил о намерении осуществить эту программу, ее посчитали просто нереальной. Многие относились к проекту с сомнением, так же как и к инициативе строительства газопровода Иран-Армения. Правда, в случае с газопроводом такие основания действительно были: годами говорили о начале строительства, однако дело не двигалось с места. Начиная с 1993 г. руководство Армении того времени вело переговоры с Ираном, но безуспешно. Строительство газопровода переносилось из года в год, и лишь в 2006 г. удалось начать строительство газопровода Иран – Армения, который был сдан в эксплуатацию в 2007 г.
В осуществление этой программы большой вклад внес второй президент Армении Роберт Кочарян. Благодаря его личным усилиям, удалось в конце концов реализовать одну из главных инициатив в сфере энергетики. Нетрудно предположить, какое значение имеет для Армении строительство газопровода. Он стал альтернативным путем ввоза «голубого топлива». Не случайно, что сегодня, когда идут разговоры даже о выставлении на продажу грузинского газопровода, по которому получает газ Армения, тем более о возможности приобретения его со стороны Азербайджана, это уже мало кого волнует. Причина в том, что в отличие от того, что было в прошлом, сегодня Армения имеет возможность получения газа по альтернативному пути. Это, в свою очередь, ограничило возможности давления на Армению со стороны соседей.
Достижения последних лет в энергетической сфере, конечно же, не ограничиваются только сотрудничеством с иранской стороной. В частности, довольно продолжительное время международные энергетические структуры препятствовали программе строительства в Армении нового атомного энергоблока. Более того, они требовали приостановить работу Армянской атомной станции в Мецаморе. С самого начала предполагалось, что эта станция будет эксплуатироваться до 2012 г. Однако в дальнейшем этот срок много раз менялся. Армения настаивала на том, что выведет АЭС из эксплуатации лишь только в том случае, если будут созданы соответствующие энергетические ресурсы.
Так что, несмотря на давление международных энергетических структур, Армения дошла до того, что президент Роберт Кочарян в 2006 г. заявил, что строительство новой атомной станции не имеет альтернативы для Армении. Вслед за этим начались подготовительные работы по новой атомной программе. В течение нескольких лет, прошедших после этого заявления Кочаряна, сформировалась та основа, на которой через год-полтора последовало начало подготовительных работ по строительству нового атомного энергоблока. В этом аспекте больше никаких сомнений нет, даже несмотря на то, что строительство нового энергоблока потребует серьезных финансовых средств: речь идет о примерно 5 млрд долл. Если несколько лет назад, когда только давался старт подготовительным работам, строительство АЭС считалось серьезной проблемой, то сейчас нет подобных оснований для беспокойства.
Интерес по отношению к атомной станции большой. Причем, не только в России, которая является основным партнером Армении в этой сфере, но и во всем мире: по меньшей мере еще пять стран интересуются новой армянской атомной станцией. Таким образом, эта программа, которая еще несколько лет назад считалась весьма сомнительной, отныне становится реальностью. Технико-экономический пакет строительства нового энергоблока Армянской АЭС удостоился также одобрения международных энергетических структур.
Project Syndicate
Неудобная правда об ОПЕК
«Проджект Синдикейт», США
ДАЛЛАС – Три крупнейших организации, занимающихся долгосрочными прогнозами спроса и предложения на рынке нефти – Международное энергетическое агентство (МЭА), Организация стран–экспортеров нефти (ОПЕК) и Управление информации по энергетике США (United States Energy Information Administration) – наряду с нефтяными и консалтинговыми компаниями, полагают, что ОПЕК сможет заполнить разницу между прогнозируемым общемировым спросом и предложением от нефтепроизводителей, не входящих в ОПЕК. Но все они ошибаются: объемы производства ОПЕК не будут соответствовать этим прогнозам, построенным на базе дефектных и устаревших моделей.
В прогнозах, которые доходят вплоть до 2030-х, эти три организации сходятся во мнении, что мировые энергетические потребности возрастут, и произойдет это в основном за счет развивающихся стран, тогда как доминировать на рынке, как и прежде, будет ископаемое топливо. Все три организации соглашаются и с тем, что зависимость от нефти, поставляемой членами ОПЕК, будет увеличиваться по мере истощения нефтяных ресурсов и удорожания добычи в государствах, в ОПЕК не входящих. Но огромный изъян, который присутствует в моделировании мировых нефтяных рынков, делает эти прогнозы столь же реалистичными, как заявления, что завтра люди высадятся на Марсе.
В нынешних моделях прогнозирование мирового спроса на нефть базируется на переменных, в число которых входят экономический рост (или прибыль), цены на нефть, цены на заменители нефти, а также спрос, зафиксированный в прошлом. Подобным образом прогнозируются объемы продукции стран, не входящих в ОПЕК, – для этого необходимы такие переменные, как цены на нефть, производственные издержки и объемы прошлых поставок. Но после того, как спрогнозированы мировой спрос и предложение не входящих в ОПЕК стран, эти модели просто-напросто предполагают, что разницу покроет ОПЕК. При этом не принимается во внимание поведение ОПЕК или то, что члены ОПЕК могут не захотеть или оказаться не в состоянии удовлетворить «остаточный спрос». Потому эти модели предусматривают оценку показателя, который известен как «дополнительный спрос ОПЕК» (call on OPEC) – разницу между предполагаемым мировым спросом и предварительными оценками предложения стран, не входящих в ОПЕК.
Идея моделировать «дополнительный спрос ОПЕК» закрепилась после «нефтяного эмбарго» 1973 г. В те времена лишь немногие экономисты были знакомы с нефтяным рынком, но масштабы энергетического кризиса привлекли специалистов всех видов и мастей. Чтобы диагностировать проблему, они взяли имеющийся набор инструментов и использовали все, что подвернулось под руку: если не работает модель спроса и предложения, сработает монополистическая модель.
Таким образом, экономисты, политики и СМИ пришли к выводу, что для описания ситуации очень хорошо подходит термин «картель». Согласно монополистической модели, картель всегда покрывает разницу между совокупным спросом и предложением со стороны игроков, в картель не входящих. И хотя с начала 1970-х ситуация радикально изменилась, а модель картеля доказала свою несостоятельность и ущербность, она используется и по сей день.
Согласно главной посылке этой модели, ОПЕК будет всегда восполнять разницу между общемировым спросом и объемом нефти, который производят страны, не входящие в ОПЕК. Только вот ОПЕК исчерпала свои резервные производственные возможности между 2005 и началом 2008 г. и оказалась неспособна увеличивать производство пропорционально увеличению спроса. В итоге цены взлетели до небес, превысив все прогнозы.
Для членов ОПЕК компенсировать разницу между предполагаемым мировым спросом и предложением игроков, не входящих в ОПЕК, – задача практически невыполнимая. Например, Управление информации по энергетике США в своем недавнем прогнозе предложило следующий базовый сценарий: к 2035 г. производительность ОПЕК вырастет по сравнению с 2010 г. приблизительно на 11 млн баррелей нефти в день. Реально ли это, если скорость падения темпов роста нефтедобычи составляет примерно 3% в год?
Обратимся к математике: при 3%-ной скорости падения к 2035 г. ОПЕК должна будет увеличить добычу примерно на 17 млн баррелей в день лишь для того, чтобы поддержать производство на уровне 2010 г. Если же Управление информации по энергетике прогнозирует рост производства ОПЕК приблизительно на 11 млн баррелей в день, в течение следующих 25 лет ОПЕК должна увеличить производство примерно на 28 млн баррелей в день. Такого подвига организации не удавалось совершить никогда. По сути, сегодняшний уровень добычи не отличается от показателей середины 1970-х.
Ситуация ухудшится, если добыча в странах, не входящих в ОПЕК, окажется ниже прогнозов. В таком случае цены на нефть должны существенно возрасти, чтобы ограничить спрос и привести его в соответствие с более низким предложением.
Вот пять факторов, которые не дадут ОПЕК возможность удовлетворить прогнозируемый «дополнительный спрос»:
- перетекание инвестиций в нефтедобывающих странах из нефтяной отрасли в газовую;
- рост внутреннего потребления нефти в странах ОПЕК и, соответственно, снижение объемов экспорта нефти;
- реакция нефтепроизводящих стран на риторику об энергетической независимости, исходящую от стран-потребителей, которая привела к развитию энергоемких отраслей промышленности, благодаря чему снижается экспорт нефти и газа. Нефтепроизводящие страны полагают, что если уж они не могут экспортировать государствам-потребителям сырую нефть, то, по крайней мере, им удастся экспортировать нефть в виде энергоемкой продукции, например нефтехимических веществ;
- недостаточный уровень «инвестиционной поглощательной способности» (т.е. способности локальной экономики осваивать инвестиции) при высоких ценах на нефть. Именно из-за этого члены ОПЕК не желают увеличивать добычу нефти. Если страны ОПЕК не сумеют инвестировать дополнительные доходы от добычи нефти, то они скорее предпочтут, чтобы нефть оставалась в земле;
- что наиболее важно, спрос на новую добычу, которая компенсировала бы 3%-ное снижение темпов роста нефтедобычи на месторождениях ОПЕК, столь огромен, что не сможет быть удовлетворен менее чем через 20-25 лет.
Неспособность ОПЕК удовлетворить прогнозируемый «дополнительный спрос» и вызванный последующим дефицитом рост цен создадут прекрасные перспективы для международных нефтяных компаний, независимых производителей и для фондов прямых инвестиций. Наряду с этим у альтернативных источников энергии появится возможность компенсировать дефицит, который образуется после того, как члены ОПЕК не смогут выполнить прогнозы.
В действительности же, учитывая ожидаемый в течение последующих двух десятилетий рост энергопотребления, а также возможную – даже практически неизбежную – неспособность ОПЕК удовлетворить «дополнительный спрос», термин «альтернативная энергия» потеряет свое значение. Единственной «альтернативой» использованию всех подряд реальных источников энергии станет заторможенный мир, страдающий от постоянных дефицитов и постепенно погружающийся в нищету.
Анас Ф. Альхаджи — главный экономист NGP Energy Capital Management.
Foreign Policy
Воскрешение из мертвых
«Форин Полиси», США
На заре XXI столетия казалось, что ядерная энергетика на большей части территории Европы находится на последнем издыхании. В 1990 г. свой последний реактор остановила Италия. В 1997-м одну из двух своих АЭС закрыла Голландия, запланировав вывод из эксплуатации второй станции на 2003 г. Австрийский парламент в 1997 г. проголосовал за безъядерную Австрию; шесть лет спустя его примеру последовало правительство Бельгии, решив избавиться от атомной энергетики к 2025 г. Швеция планировала завершить вывод из эксплуатации своих АЭС к 2010 г. А левоцентристское правительство Германии, являющейся самой крупной экономической державой Европы, в 2000 г. приняло закон об отказе от атомной энергии, который предусматривал ликвидацию АЭС в 20-летний срок.
Казалось, каждая страна старается по очереди как можно глубже вогнать гвоздь в крышку гроба ядерной энергетики. Но гвоздь этот не удержался. Прошло 10 лет – и атомная энергетика возвращается в Европу. Главным свидетельством тому стало прозвучавшее в сентябре заявление канцлера Германии Ангелы Меркель о том, что ее правоцентристское правительство отменяет план ликвидации атомных электростанций и разрешает эксплуатировать реакторы до 2030 г. и далее. Согласно новому курсу, ставшему результатом длительных переговоров с энергетическими компаниями, дано разрешение на эксплуатацию АЭС в среднем на 12 лет дольше отведенного им сегодня срока. На 8 лет продлевается работа электростанций, построенных до 1980 г., и до 14 лет – тех реакторов, что были созданы позднее. В ответ операторы 17-ти немецких АЭС выплатят в совокупности 2,3 млрд евро в виде ежегодных налогов на стержневые тепловыделяющие элементы, а также внесут свой вклад в фонд возобновляемой энергии. Меркель и сторонники этого плана утверждают, что продление эксплуатации АЭС позволит стране обеспечить снабжение потребителей чистой и недорогой энергией до тех пор, пока не получит достаточное развитие отрасль возобновляемой энергии.
Безусловно, Европа – не единственное место, где происходит ядерная экспансия. Китай, Индия и другие азиатские страны быстрыми темпами развивают свой атомный энергетический потенциал. Кроме того, в любой крупной энергетической программе, появляющейся в США, почти наверняка предусмотрены щедрые кредитные гарантии строителям АЭС. Но в Европе, где на горизонте все еще маячит зловещая тень Чернобыля, где наиболее сильны зеленые активисты и где до недавнего времени казалось, что атомная энергетика уходит, разворот в обратную сторону оказался самым резким. И на улицах запахло недовольством.
Немецкие активисты зеленого движения обвинили Меркель в том, что она просто продалась энергетическим компаниям. Десятки тысяч этих людей вышли на улицы и площади Берлина, чтобы выступить с протестом против ее решения. Правительства немецких земель, в свою очередь, пригрозили конституционными изменениями, заявив, что их представители в верхней палате парламента должны получить право вето. А лидер находящихся в оппозиции социал-демократов Зигмар Габриель пообещал отменить решение Меркель, если его партия в 2013 г. вернется к власти. Он призвал внести поправку в Конституцию, позволяющую проведение референдума о будущем ядерной энергетики в Германии.
Хотя такой резкий разворот Германии на 180 градусов и является самым драматичным, его вряд ли можно считать единственным сдвигом в сторону атомной энергетики в Европе. После избрания Сильвио Берлускони премьер-министром в 2008 г. Италия объявила о планах строительства 10 новых ядерных реакторов, начиная с 2013 г. В октябре прошлого года Бельгия, которая получает более половины электроэнергии из ядерных источников, перенесла начало своего ядерного сокращения на 2025 г. А в июне нынешнего года Швеция, в 1980-м первой принявшая закон о постепенном отказе от атомной энергии, отменила свой мораторий на строительство новых АЭС, дав энергетическим компаниям возможность заменить старые реакторы на новые.
В свою очередь Россия строит три новых атомных электростанции и планирует создать еще 27. Первую АЭС возводит Белоруссия; Турция планирует запустить у себя три первых реактора; а Словакия надеется завершить строительство двух новых станций в 2012 и 2013 гг. Франция, единственная в Западной Европе страна, где атомная энергетика неизменно остается популярной, продолжает получать более 75% электроэнергии со своих АЭС. Это самый высокий показатель в мире.
Европа начала все больше поворачиваться лицом к атомной энергии в 70-е годы, когда из-за нефтяного кризиса цены на энергоресурсы взлетели на рекордную высоту. Но затем снижение цен на энергоносители и две аварии на АЭС – Три Майл Айленд в 1979-м и Чернобыль в 1986-м – убедили многих европейцев в том, что крупные инвестиции в ядерную энергетику нерентабельны, а также рискованны. После аварии на Три Майл Айленд Швеция ввела мораторий на строительство новых реакторов. За ней последовали Германия и Италия, решившие после Чернобыля постепенно отказаться от атомной энергетики.
«Чернобыль оказался той каплей, которая переполнила чашу терпения», – говорит Ханс-Холгер Рогнер, возглавляющий отдел планирования и экономического анализа в Международном агентстве по атомной энергии. Однако, заявляет он, отказ от атомной энергетики был недальновидным решением: со временем рост цен на энергоресурсы и потребность в надежных внутренних источниках энергии заставят провести переоценку роли АЭС. Эта переоценка сегодня уже началась.
«Существует понимание того, что нестабильность цен на органическое топливо сохранится, – говорит Рогнер, – больше нефть ниже 40 долл. не опустится». Хотя строить ядерные реакторы дорого, их эксплуатация обходится относительно дешево, и поэтому у таких стран, как Германия, имеется мощный стимул для сохранения действующих АЭС как можно дольше.
Кроме того, говорит Рогнер, прошло уже 24 года с момента последней крупной ядерной аварии, и люди немного успокоились. Дефицит бюджета в условиях экономического кризиса также существенно повышает привлекательность ядерных сделок, подобных тем, что были заключены в Германии и Бельгии, ведь электрические компании передадут в государственную казну миллиарды евро. А поскольку европейские страны в предстоящие десятилетия намерены резко сократить свои углеродные выбросы, атомная энергия может стать необходимым видом «чистой» энергии до тех пор, пока не получит свое развитие энергетика возобновляемых источников, таких как ветер и солнце.
На самом деле, Меркель охарактеризовала продление сроков эксплуатации АЭС как «мост» в будущее с возобновляемой энергией, а также заявила, что финансирование исследований и разработок в этой области, которое будут осуществлять электрические компании в рамках компромиссного решения, крайне важно для начала реализации проектов «зеленой» энергетики. Но представители энергетики возобновляемых источников с этим не согласны.
Ульф Гердер из Немецкой ассоциации ветровой энергетики говорит о том, что новая ядерная политика Меркель «полностью остановит» движение в направлении возобновляемой энергии в стране. «В 2020 г. за счет ветровой энергии можно будет обеспечивать четверть энергетических потребностей Германии – если будет проводиться правильная политика», – заявляет он. «Но с политикой Меркель это невозможно».
До недавнего времени Германия являлась мировым лидером по выработке ветровой энергии, пока ее не перегнали Соединенные Штаты и Китай. По словам Гердера, за последние 20 лет она создала 320 тыс. рабочих мест в ветровой энергетике. Но без «полной уверенности» в государственной поддержке этой отрасли частные инвестиции в энергетику возобновляемых источников будут снижаться.
Оппозиция сторонников возобновляемой энергии – это лишь одно из многих препятствий на пути подлинного ядерного ренессанса в Европе. 61% жителей Германии выступает против плана Меркель по продлению сроков работы АЭС. Об этом говорят результаты опроса, проведенного телеканалом ZDF. Точно так же опрос, проведенный в этом году в Италии, показал, что лишь 20% ее граждан поддерживают курс на развитие атомной энергетики.
Отсутствует и общая согласованная ядерная политика Евросоюза, в связи с чем будущее атомной энергетики на континенте диктуют национальные политические силы. «По условиям Лиссабонского договора (который меняет конституционную структуру ЕС) мы не можем приказать им делать то-то или то-то, – говорит представитель еврокомиссара по энергетике Марлен Хольцнер, – они могут поступать так, как хотят. Единственное исключение в том, что у них есть обязательные требования по возобновляемой энергии, а в остальном мы вмешиваться в их дела не можем».
Тем не менее Рогнер отмечает тот факт, что даже если некоторые страны снова вернутся к антиядерной политике, атомная энергетика все равно будет развиваться и процветать – она просто перешагнет границы. Если Германия, например, решит остановить свои реакторы, ее энергетические компании могут построить новые АЭС в странах, терпимее относящихся к ядерной энергетике, – скажем, в Польше или в Чехии. Они также создадут новые линии электропередачи, чтобы поставлять электроэнергию через границу.
Меркель приветствует решительный настрой своей администрации в пользу ядерной энергии, называя это «революцией». А лидеры немецкой оппозиции скорбят, говоря о «черных днях немецкой энергетики». Называйте это как хотите – совершенно ясно, что ядерная энергетика в Европе воскресла из мертвых.
Der Spiegel
Таяние арктических льдов открывает новые пути в Азию
«Шпигель», Германия
Они приготовились к встрече с паковыми льдами, айсбергами и штормами. В качестве меры профилактики для защиты грузовых судов компании MV Nordic Barents от ярости Северного Ледовитого океана был предоставлен российский ледокол. Впрочем, в итоге всего в двух случаях пришлось иметь дело с несколькими плавучими льдинами. «Ядерный ледокол выступил в большей мере как декорация, чем в какой-то иной роли», – сказал Феликс Чуди, сотрудник судоходной компании, зафрахтовавшей грузовое судно с концентрированной железной рудой на борту. Пройдя путь в 5700 км (3,5 тыс. миль) через Северный Ледовитый океан, корабль прибыл в китайский порт Ляньюньган. «И нам ни разу не пришлось где-то останавливаться», – удовлетворённо отметил Чуди.
Судоходные компании, политики и экологи со смешанным чувством надежды и подозрительности наблюдают, как далеко в этом году отступил к Северному полюсу ледовый покров. Сделает ли уменьшающаяся ледовая шапка на Северном полюсе судоходными морские пути в этом районе?
Всего несколько недель назад российский танкер «Балтика», гружённый 70 тыс. т газоконденсата, без проблем добрался от российского порта Мурманска через Северный Ледовитый океан до китайского города Нинбо. Навигация по полярному маршруту постепенно становится обычным явлением. Это делает Азию ближе к Европе. Маршрут MV Nordic Barents, например, из Норвежского порта Киркенес в Китай, сократился почти на 50%. «Это сэкономило нам 15 дней морского пути», – сказал Чуди.
Превращается ли действительно восьмой мировой океан в «трансарктический панамский канал», как недавно восхищённо заявил президент Исландии Олафур Гримссон. Действительно, помимо того, что открывается Северный морской путь вдоль Арктического побережья России и Сибири на Дальний Восток, изменения климата делают судоходным и Северо-Западный проход и позволяют воспользоваться проходом через сердце канадской Арктики. За прошедшие сто лет (с 1906 до 2006 г.) изнурительное путешествие через эти забитые льдами воды рискнули предпринять всего 69 кораблей, экипаж которых составляли геологоразведчики и учёные. Но только за один прошлый год таких судов было 24, как насчитал канадский юрист, специалист в области морского права, Майкл Байерс.
Новые суда в процессе разработки
В странах, имеющих выход к Полярному Кругу, уже намечается создание нового флота, состоящего из судов, разработанных с целью окончательно покорить эту область и внести её в списки мировых морских путей. Однако эти океанские торговые суда не в состоянии полностью отказаться от необходимости защиты от ледового покрова. «Даже в летние месяцы приходится быть готовыми к встрече с отдельными плавучими льдинами», – говорит метеоролог Лоусон Бригхэм, бывший капитан ледокола, а ныне один из авторов одного из наиболее полных исследований новых морских арктических путей.
Наиболее амбициозны россияне. На конференции, посвященной проблемам Арктики, состоявшейся в Москве, они гордо представили свои планы о строительстве двух новых атомных ледоколов с реакторами мощностью 16 мегаватт. Гибкая конструкция позволяет, после внесения некоторых изменений, использовать их и на мелководье.
А сырьевые магнаты тем временем уже начали сооружение судов-ледоколов для вывоза из Арктики её нефтяных, газовых и минеральных богатств:
- «Газпром» пустил в эксплуатацию первый из двух танкеров с ледовыми подкреплениями для нефтяного месторождения «Приразломное». 260-метровый левиафан сможет прокладывать путь сквозь лёд полутораметровой толщины;
- компания-конкурент «Лукойл» имеет три аналогичных судна, построенных для транспортировки нефти из морского терминала Варандей в Северном Ледовитом океане в Мурманск;
- пять грузовых судов «Норникеля» тоже можно использовать в качестве ледоколов.
Однако используемые сегодня в конструкции этих судов уплощённые формы, удобные для раскола льдин и скольжения между льдами, оказались малоэффективными для движения по чистой водной поверхности. Это побудило кораблестроительную компанию Phoenix (г. Леер, Германия), разработать новую форму судна. Она была опробована в ледовом канале Гамбургского корабельного опытного бассейна (Hamburg Ship Model Basin, HSVA). Как сказал Иоахим Шварц, «эффективность впечатляет».
Этот весьма опытный давний директор HSVA по научным исследованиям планирует наладить сотрудничество с научно-исследовательскими институтами России, чтобы сделать возможным морские путешествия через Северный Ледовитый океан. «С помощью спутниковых данных можно будет постоянно предвидеть лучшие судоходные трассы», – поясняет Шварц. Это особенно интересно в весенний и осенний период, когда температура низкая, а ветер с удивительной скоростью создает ледовые барьеры.
Путь по-прежнему опасен
Именно по причине такой непредсказуемости специалисты–коллеги Бригхэма предостерегают от излишней эйфории. Бывший капитан не верит в то, что в будущем через северный транзитный маршрут потянутся многочисленные караваны судов от Роттердама до Токио. «Что действительно увеличится, так это объемы вывозимого из Арктики сырья», – предсказывает он. Это означает, что понадобятся аварийно-спасательные суда, которые должны быть наготове, чтобы быстро оказать помощь терпящим бедствие танкерам. О потенциально серьёзном характере подобных инцидентов напомнило июльское происшествие в районе Новосибирских островов. Два танкера столкнулись, когда идущее впереди судно было вынуждено замедлить ход из-за тяжёлых ледовых условий.
Оба танкера везли груз – по 13,3 тыс. т дизельного топлива. Однако владелец судов, мурманская судоходная компания, постаралась представить это столкновение как незначительное происшествие, в результате которого судна получили несколько вмятин и царапин. Никакой «аварии», всего лишь совершенно нормальная «рабочая ситуация».
China Daily
Настоящие двусторонние отношения
«Чайна Дейли», Китай
За последние два десятилетия китайско-российские саммиты превратились в норму. Сегодня хорошие отношения с Пекином являются одним из важнейших и ценнейших активов внешней политики Москвы. Китай, вместе с Соединенными Штатами и Европейским союзом, является одним из важнейших партнеров России. Китайско-российские отношения основаны на принципах обоюдного уважения, суверенного равенства и взаимовыгоды. Это нельзя назвать иначе, как небольшим чудом. Москва и Пекин создали эту форму и живут в соответствии с ней, даже в то время, как мощь Китая непрерывно росла, а Россия сталкивалась с огромным сложностями после развала Советского Союза.
Визит российского президента Дмитрия Медведева в Китай, скорее всего, внесет дополнительный вклад в этот прагматичный курс, в сердце которого лежит экономический обмен, особенно в сфере энергоресурсов. Несмотря на то, что цена российского природного газа остается щекотливым вопросом для Китая, «Газпром» надеется, что к 2015 г. начнет экспортировать газ в Китай. Если газопровод «Алтай» будет построен, его мощность будет сравнима с «Северным потоком» и «Южным потоком», идущими из России в Европу. В следующем году «Роснефть» начнет экспортировать нефть в Китай через отвод от своего нового трубопровода ВСТО и создаст совместное предприятие с компанией CNPC по строительству нефтеперерабатывающего завода в Тяньцзине, который станет крупнейшим китайско-российским проектом на сегодняшний день.
Кроме того, крупнейшая частная энергетическая компания России «ЛУКойл» планирует поставлять в западный Китай природный газ со своих месторождений в Узбекистане. Благодаря этим и другим шагам, российский экспорт энергоресурсов, до последнего времени ориентированный почти исключительно на Европу, будет диверсифицирован, а быстрорастущая экономика Китая получит доступ к огромным нефтяным и газовым запасам своего соседа.
Китай превратился в уверенного в своих силах азиатского и мирового игрока, и Россия считает сотрудничество с ним по региональным вопросам безопасности крайне важным. Значение Шанхайской организации сотрудничества, вероятно, вырастет в ближайшем будущем, и это может помочь решить проблемы с терроризмом в Афганистане и Пакистане, а также распутать узел ядерной проблемы Ирана. Ситуация в Средней Азии, от Ферганской долины до Памирских гор, также требует тесного взаимодействия между Москвой и Пекином.
Китай также является ключевым членом шестисторонних переговоров по ядерному вопросу Корейского полуострова, который также является поводом для российского беспокойства. По более широкому спектру вопросов мирового порядка и международного правления Пекин и Москва давно выступают за многополярность, территориальный суверенитет и невмешательство во внутренние дела других стран. С начала 1990-х Освободительная народная армия Китая является крупным клиентом российской военной промышленности.
Все это значимые двусторонние достижения. Но требуются настоящие усилия по ряду вопросов, чтобы эти отношения стали еще более полезными. России нужно найти способы диверсифицировать свой экспорт в Китай, который сегодня слишком завязан на природные ресурсы. Граждане Китая, работающие в России, должны получить надлежащий правовой статус. Диалог между китайскими и российскими элитами должен стать более глубоким и искренним, чтобы улучшить понимание и помочь установить доверие. Изучение китайского языка, истории и цивилизации молодыми россиянами должно быть резко расширено, и должно включать в себя программы академического обмена с китайскими университетами. Организацией нерегулярных «Годов Китая» и «Годов китайского языка» в России делу не поможешь.
Российскому политическому истеблишменту нужно изменить свое традиционное евроцентричное видение мира. Россия – это европейско-тихоокеанская страна, и значение тихоокеанского элемента растет вместе с подъемом Азии, за которым во многом стоит Китай. Развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока является государственным приоритетом для России, и успех или провал этого предприятия станет отражением ее перспектив в XXI веке.
После того как в 2012 г. во Владивостоке пройдет саммит АТЭС, России следует превратить этот город в тихоокеанскую штаб-квартиру своего руководства. Владивосток нужно превратить в площадку для дипломатических контактов с азиатскими и тихоокеанскими странами и в бизнес-ворота к огромному региону.
Но среди всего этого существует ли вероятность того, что китайско-российские отношения внезапно испортятся? Не при нынешних обстоятельствах и не при нынешнем руководстве в двух странах. Но следует предостеречь. Обе страны наблюдают рост национализма – оборонительного в постсоветской России и более наступательного в Китае, которые чувствуют свою новую силу, а в Китае не забыли унижения, которым он подвергался в прошлом. Этот феномен понятен с исторической точки зрения, но правительствам в Москве и Пекине следует сделать так, чтобы национальные чувства их граждан были конвертированы в конструктивный патриотизм, а не в деструктивную ксенофобию.
Несмотря на его очевидную значимость, Дмитрий Медведев станет лишь одним из примерно 1 млн россиян, посещающих Китай каждый год. Это обычные люди, туристы и бизнесмены, ученые и художники, формирующие современные китайско-российские отношения. То, что началось как отношения между партиями, а сегодня является отношениями между государствами, трансформируется в отношения между народами. И это, несомненно, самые крепкие узы между соседними странами.
The Financial Times
Рецепт для переполоха на задворках Китая
«Файнэншл Таймс», Великобритания
Возьмите горсть необитаемых островов, лежащих примерно на равном расстоянии между Окинавой и Тайванем. Добавьте одного капитана китайского траулера, собирающегося ловить рыбу в тех местах, которые он считает территориальными водами Китая. Подмешайте японское патрульное судно, обеспечивающее контроль Токио над островами. Наконец, дайте китайскому рыболову потомиться пару недель в тюрьме (предпочтительно в японской, антипригарной). Готово. У вас получился дипломатический скандал, затронувший большую часть Азии и приведший в смущение даже Вашингтон.
Непосредственной причиной тревоги стала скандальная реакция Пекина на арест капитана китайского судна в водах вблизи спорной территории, островов Сенкаку, или, в китайской топонимике, островов Дяоюй. Пекин не только настоял на немедленном освобождении капитана, заставив Токио в конечном счёте капитулировать перед своим требованием, но заставил разгореться давнему спору. Китай арестовал четырёх лиц японской национальности; блокировал экспорт редкоземельных металлов, используемых в электронной промышленности Японии; отменил обмен дипломатическими миссиями; допустил проведение антияпонских демонстраций на улицах страны. Он даже отменил турне японской группы молодых музыкантов, SMAP. И освобождение капитана не смягчило Пекин, требующего извинений и компенсации.
Лежащие в основе конфликта проблемы только углубились. Дипломаты столкнулись с более напористым, более агрессивным поведением Китая. Если Япония, с её стабильной мощной экономикой и самыми современными силами обороны, не может дать отпор Пекину – на что же тогда надеяться многочисленным мелким странам, имеющим территориальные споры с Китаем? По большей части эти споры в течение многих лет были полузабыты. До сих пор Пекин был счастлив задвинуть их в долгий ящик, чтобы они не мешали его активной пропаганде по убеждению соседей, что возвышение Китая не представляет никакой угрозы для них.
Видимо, эти времена миновали. Пекин приступил к более настойчивой борьбе за свои интересы в регионе. Его военный флот открыто проводил военные учения. Его правительство отстранило западные компании, в том числе и Exxon Mobil, от делового сотрудничества с Вьетнамом в водах, на которые Китай тоже притязает. Отставные генералы начали упоминать Южно-Китайское море – водное пространство, которое The Economist называет «большим высунутым языком китайского суверенитета» – как центральную сферу своих интересов.
Хотя официально это ещё не прозвучало, однако проступает перспектива, что Пекин уготовил Южно-Китайскому морю, с его морскими путями, протянувшимися до Малаккского пролива, ту же судьбу, что уже постигла Тибет и Тайвань. Это вывело бы вопросы суверенитета из круга тем, подлежащих обсуждению, создавая проблемы для многих стран, в том числе Вьетнама, Филиппин, Индонезии, Малайзии, Сингапура и Брунея, имеющих перекрывающиеся территориальные притязания. Своеобразный китайский вариант доктрины Монро, утверждавшей права стоящих в те времена в начале своего расцвета США на их латиноамериканские задворки.
Эти знаки китайского чванства кое у кого вызвали панику. Синтаро Исихара, губернатор Токио, с пеной у рта сравнивал Китай с преступной структурой, расширяющей контролируемую ею территорию. Крис Нельсон, издатель информационного бюллетеня Washington newsletter, выдал несколько неуклюжий (но подходящий) термин – «путинизация». Он сказал, что Китай, как Россия при Путине, подыгрывая националистическим чувствам своего населения, закручивает гайки в прежде дружественных отношениях с соседями. Денни Рой, старший сотрудник Восточно-Западного центра при Гавайском университете, заявил, что китайская позиция в Азиатско-Тихоокеанскоим регионе, может, в итоге, «заткнуть за пояс нынешнее американское влияние». Это может побуждать обе стороны идти «курсом столкновений».
Частично объяснение ужесточения тона Китая можно обнаружить в недавней речи Хиллари Клинтон, госсекретаря США, в которой она объявила Южно-Китайское море сферой национальных интересов США и предложила посреднические услуги в разрешении территориальных споров. Выражая своё несогласие с Вашингтоном, Пекин, возможно, возомнил, что он перерос наставление Дэн Сяопина «скрывать свои возможности и выжидать благоприятного момента». По словам Роя, возможно, китайцы полагают, что настала пора «переделать систему, чтобы она больше приходилась по вкусу Китаю».
Пока китайский агитпоезд не сошёл с рельс, совершенно естественно – если и не столь очевидно желательно, – что страна стремится обрести большее влияние в регионе. С тех пор, как США в прошлом веке стали великой державой, они не особенно церемонились, блюдя свои интересы за границей. Они построили и контролируют Панамский канал, финансировали государственные перевороты, от Ирана до Чили, они развязали войну в Индокитае и на Ближнем Востоке. Они и сегодня смотрят на Тихий океан как на американское озеро. По этим стандартам амбиции Китая и его претензии на региональное влияние решительно выглядят скромными.
Преимущество США – привлекательный демократический строй, который они мечтают навязать всему миру. Этого оказалось достаточно, чтобы их экстра-территориальная активность воспринималась если не всегда с распростёртыми объятиями, то, по крайней мере, как нечто приемлемое. «Было много вопросов против американского влияния, но мы были великой державой», – говорит Саймон Тэй, сингапурский писатель, многие работы которого посвящены американскому влиянию в Азии. «США – это основа существующей мировой системы».
Именно ощущение, что Азия находится в переходном периоде к новому переделу сфер влияния, вызывает тревогу. Китай, по сию пору небогатое, авторитарное государство большей части стран региона внушает гораздо меньше доверия, чем США. Никто в действительности не знает, как поведёт себя Китай, если его положение вдруг начнёт сколько-нибудь напоминать влияние, которым так долго пользуется Вашингтон. Вот почему Азия с пристальным вниманием следит за инцидентами такого рода, как дипломатическая перебранка Китая с Японией, пытаясь по ним угадать, чего можно ожидать от будущего.
El Pais
Стратегическая слабость
«Эль Паис», Испания
Только ленивый сейчас не говорит и тут же не выражает сожаление по поводу пропасти, которая существует между экономической мощью и политическим влиянием Евросоюза в мире. При населении в 500 млн человек и 22% производства мирового валового продукта, наверное, можно ожидать, что к твоему голосу будут прислушиваться. Однако престиж Европы упал до самой низкой отметки после решения президента Барака Обамы не участвовать в саммите США–ЕС в Мадриде в мае этого года, когда в ЕС председательствовала Испания. Хозяин Белого дома заявил тогда, что одной поездки в год на Старый континент более чем достаточно.
Не лучше обстоят дела в отношениях с Россией и Китаем, поскольку как Москва, так и Пекин уже давно установили прямые отношения с европейскими столицами, не ставя ни во что структуры ЕС. Так же и в ООН Евросоюз не только потерпел неудачу в той области, где чувствовал себя наиболее уверенно (т. е. на переговорах по изменению климата), но с каждым разом всё меньше стран поддерживают позицию европейцев в вопросах демократии и соблюдения прав человека.
И всё же этому есть определённое оправдание. Для начала стоит отметить, что Евросоюз даже не государство, в силу чего не может ставить перед собой задачу стать полноценным игроком в лиге великих держав. Кроме того, Вашингтон, Пекин, Москва и Дели весьма непросты в общении: США представляют из себя гипердержаву (слишком великая); Россия – угасающая сверхдержава (слишком нервозная); Китай – стремительно развивающаяся сверхдержава (слишком благоразумная), а Индия всего лишь региональный игрок (слишком сама в себе). И, наоборот, не имеет оправдания то, что ЕС не может прийти к согласию с другими развивающимися странами, чьи политические и экономические модели более схожи с европейскими, – Бразилией, Турцией, Южно-Африканской Республикой. Разумеется, у каждой из них свои особенности (в нынешней Европе, как мы видим, они тоже присутствуют), но это демократические страны с рыночной экономикой. И тем не менее, когда речь заходит о Бразилии, Турции или ЮАР, Евросоюз действует весьма неуклюже, показывая неспособность привлечь их на свою сторону и вызывая скорее недоверие, чем заинтересованность. По сути дела, когда во многих европейских столицах увидели, что лидеры вышеуказанных стран начинают выказывать первые признаки пренебрежения к Брюсселю, это переполнило чашу стратегического (не) терпения.
Столкнувшись с таким положением дел, европейские лидеры вроде бы надумали предпринять какие-то меры. По инициативе председателя Европейского совета бельгийца Хе́рмана ван Ро́мпёя они впервые собрались для обсуждения внешней политики ЕС с точки зрения «стратегической» перспективы, т. е. сформулировать проблемы, обозначить приоритеты и обсудить, на какие страны может опираться ЕС в этом многополярном мире. Таким образом, вопреки традиции, преобладавшей на заседаниях Европейского совета, где, как правило, зачитывались длинные перечни лишённых содержания выводов, наконец-то созвана встреча в верхах, посвящённая насущным проблемам. Это хорошая новость, поскольку она совпадает по времени с началом работы Европейской службы внешних действий, инициатором создания которой выступила верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон, только что назначившая своих первых 27 послов. Даже Европарламент оживился и, перенимая опыт Сената США, намерен пригласить их на заседание Комиссии по иностранным делам, чтобы проинструктировать о приоритетных направлениях работы.
Всё это прекрасно, но надо проявлять благоразумие. Не так-то просто преодолеть эту пропасть между экономической мощью и политическим влиянием, особенно в рамках системы, где власть раздроблена по многим учреждениям, находящимся на различных уровнях. Наблюдая за разработкой европейской внешней политики, невольно задаёшься вопросом: а действительно ли мы добились значительных успехов за 2500 лет, прошедшие с тех пор, как каждое из 10 племён Древней Греции выбирало военачальника, который становился членом коллегии архонтов?
Некоторые лица, движимые отнюдь не добрыми устремлениями, советуют европейцам перестать проявлять беспокойство, поскольку если экономика будет оставаться в застойном состоянии, а уровень рождаемости снижаться, то проблема скоро решится сама собой, но только в обратном смысле. То есть при сохранении нынешних тенденций где-то через два десятилетия наша экономика и население опустятся до уровня нашего политического влияния в мире, так что не будет и причин сожалеть о разрыве между одним и другим. Вот здесь-то и кроется парадокс нынешнего чрезвычайного заседания Европейского совета. Именно в то время, когда мы начинаем задумываться, как нам лучше согласовать действия во внешней политике, престиж Европы в мире гораздо больше зависит от решения её внутренних проблем, а именно: способность предотвратить застойные явления в экономике, спад рождаемости, урезание социальной сферы и усиление ксенофобских настроений.
Les Echos
Поезд Москва – Ницца: рекорд по медлительности
«Эхо», Франция
52 часа 55 минут – именно столько потребуется пассажирам, следующим по железнодорожному маршруту Москва – Ницца, чтобы добраться до Бухты ангелов. Первый поезд ушел с Белорусского вокзала в Москве и прибыл через два дня в 19:12 по местному времени. Кто же они, эти путешественники, чья поездка по длительности достойна занесения в книгу рекордов? Пассажиры, увлеченные историей, желающие листать альбом с фотографиями с Лазурного берега, ставшим с 1856 по 1917 г. зимним садом российских царей и их приближенных? Постоянные пассажиры «РЖД», стремящиеся увидеть собор Св. Николая, самую большую православную церковь за пределами России, которая по решению суда в январе 2010 г. была возвращена в собственность Российской Федерации? Российские туристы, которые сейчас летом отдыхают на побережье, ограничены во времени и предпочитают летать регулярными авиарейсами из Москвы или Санкт-Петербурга в Ниццу. Что же касается богатых россиян, то они пользуются частными самолетами.
Теперь, благодаря российской компании «РЖД», у самых терпеливых будет другой выбор. Выложив 1050 евро за билет в один конец категории «люкс», в стоимость которого входит купе с кроватью повышенной комфортности, душ, туалет (459 евро за билет первого класса), они смогут насладиться качественно иной поездкой, в которой главное – не способ передвижения, а удовольствие и развлечение. К их услугам два ресторана. Желающие смогут резервировать билет в представительствах французских национальных железных дорог SNCF. «РЖД» и SNCF подписали партнерское соглашение.
В XIX веке для перемещения царской семьи привлекались военные корабли, которые останавливались в бухте города Вильфранш. В 1864 г. после вхождения Ниццы в состав Франции сюда прибыл первый поезд, и железнодорожное сообщение вытеснило морское. Остальное сделал представитель российского знатного рода, разбогатевший на железнодорожном бизнесе; он же и построил замок Вальроз, где сейчас располагается университет Ниццы – Софии Антиполис. В целом, маршрут Ницца – Москва наполнен долгой историей. Для тех, кто не смог по нему проехаться, обратный поезд будет еженедельно в 19:22 по вторникам уходить с вокзала в Ницце и проходить через Геную, Милан, Инсбрук и Вену.
El Financiero
Экономический анализ
«Эль Финансиеро», Мексика
На рынке продовольственного сырья вновь наблюдается резкий рост цен. Особенно подорожала пшеница. За последние три месяца её стоимость увеличилась на 80%. Представители Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) указывают на то, что ещё нет угрозы наступления продовольственного кризиса, подобного тому, что разразился в 2007–2008 гг. Тем не менее они признают, что положение сложное и напряжённое, особенно потому, что от роста цен на продовольствие страдают прежде всего бедные страны.
Рост цен на пшеницу спровоцировала сильная засуха в России, где урожай сократился на одну треть, в результате чего предложение снизилось. Стоимость пшеницы во фьючерсных контрактах на декабрь и май составляет соответственно, 6,65 и 7,14 долл. за бушель (единица объема, используемая в английской системе мер). Следует отметить, что Россия является третьим мировым экспортёром зерновых, но ввиду засухи наложила эмбарго на экспорт до 2011 г. В связи с сократившимся предложением зерновых и постоянно возрастающим спросом, цена резко пошла вверх, стимулировав тем самым активность производителей сельскохозяйственной продукции.
Сельскохозяйственные производители США – страны, занимающей первое место в мире по экспорту зерна, – расширили в связи с ростом цен посевы зерновых. Ожидается, что это в какой-то степени увеличит предложение, хотя и не компенсирует то, что в результате эмбарго недопоставила Россия. Именно вследствие этого ожидается, что цена будет оставаться высокой.
Напомним, что во время продовольственного кризиса 2008 г. мировая цена на зерновые выросла за год на 40,3% в долларовом выражении. Более других выросли цены на рис (110,6%); кукурузу (36,8%) и пшеницу (27,7%). Затем, в 2009 г., когда разразился мировой финансовый кризис, они снизились в среднем на 27%, но не на ту величину, на которую выросли в течение предыдущего года. Таким образом, цены на большинство продовольственных товаров остались высокими. В связи с этим мировая торговля зерновыми, по различным оценкам, снизилась до 261 млн т в 2009–2010 гг., что составляет порядка 8%, или на 22 млн т меньше максимального объёма, отмеченного в 2008-2009 гг.
Согласно предоставленным FAO сведениям, в ближайшие годы рынки основных продовольственных продуктов будут оставаться неустойчивыми, в связи с чем международному сообществу необходимо будет разработать соответствующие решения, чтобы найти выход из этой ситуации. Ввиду сложной обстановки на международных рынках продовольственных продуктов высказываются предположения, что «большая двадцатка» (G-20) может выступить с инициативой принятия мер, которые бы обеспечили бóльшую стабильность на рынках в долгосрочной и среднесрочной перспективе.
Среди факторов, которые могут вызвать большую неустойчивость рынков, следует отметить растущее значение Черноморского региона как производителя зерновых, где урожайность значительно меняется от сезона к сезону. На урожаях и, в итоге, на состоянии продовольственного рынка также скажется прогнозируемое усиление природных явлений, связанных с глобальным потеплением.
Project Syndicate
МВФ и глобальная координация
«Проджект Синдикейт», США
Кризис всё изменил. Стало ясно, что МВФ должен сыграть ключевую роль в борьбе с нестабильностью, вызванной кризисом. Кроме того, благодаря широкому и глубоко укоренившемуся многонациональному опыту фонда, его деятельность играет ключевую роль в получении совместных глобальных решений экономических и финансовых проблем. Без таких решений система будет иметь тенденцию к периодической нестабильности, а также будет становиться на неустойчивый путь развития, который ведет к разрушительным последствиям. Мы только что пережили один из этих эпизодов.
МВФ необходим для достижения нескольких ключевых целей. Одна из них связана с реагированием на кризисы. В глобальных финансовых потрясениях, наподобие недавнего нашего кризиса, потоки капитала сдвигаются внезапно и резко, в результате чего возникают проблемы с кредитами, финансированием, балансом платежей, а также нестабильным курсом обмена валюты. Оставленные без присмотра, эти проблемы могут нанести значительный ущерб целому ряду стран, многие из которых являются невинными прохожими.
Система нуждается в автоматических выключателях в форме займов и потоков капитала, что ослабляет волатильность и поддерживает доступ к финансированию в рамках всей системы. Хорошо капитализированный МВФ, гораздо лучше капитализированный, чем до кризиса, должен быть в состоянии выполнить функцию этого ограничителя – подобно тому, что делают центральные банки (и сделали во время кризиса), чтобы предотвратить замораживание кредитов, а также неизбежный и чрезмерный экономический ущерб, который за этим последует.
Новая гибкая кредитная линия МВФ выполняет эту функцию в размере, сравнимом со странами с рейтингом ААА. Программа, которая отвечает потребностям наиболее уязвимых стран, находится в стадии разработки. Задача состоит в том, чтобы найти правильное сочетание предварительного одобрения, ограниченных условий и скорости.
В то же время, по мере того как получение права механизма реагирования на кризис является важным, это еще не вся история. МВФ находится в эпицентре крупномасштабных глобальных проблем координации. Несмотря на то что изначально его остерегались, он взял на себя ключевую роль в финансировании и – что более важно реализации финансово-стабилизационных программ для периферийных стран Европейского союза. Эти программы необходимы для ограничения заражения и восстановления стабильности в еврозоне, способствуя более глубоким институциональным реформам, направленным на финансовую взаимозависимость в рамках валютного союза.
Самый важный вопрос на глобальной экономической повестке дня – восстановление равновесия и мирового спроса – это, преимущественно, координация. Внезапное сокращение избыточного потребления в Соединенных Штатах в результате кризиса делает решение этой задачи более актуальным. Без эффективной программы восстановления баланса рост будет не на должном уровне, а уровень занятости будет трудно восстановить на устойчивой основе.
Правительственные программы стимулирования ограниченны в своей способности к восстановлению спроса. Мировая экономика нуждается в странах с положительным сальдо для поддержания экономического роста и сокращения избыточных сбережений – задача не из легких. Также она нуждается в странах с дефицитом (и развитых странах в целом) для разработки и внедрения надежных стратегий роста, которые связаны со структурными изменениями, а также с финансовой стабилизацией.
В настоящее время G-20 является органом определения приоритетов и принятия решений для такого рода задач, и кризис дал понять, что G-7 уже не могла выполнять эту функцию. Основные страны с развивающейся экономикой являются слишком большими и слишком важными, чтобы их можно было исключить из поиска глобальных совместных решений. Кризис также убедил большинство из нас в том, что результаты, полученные не совместно, вероятно, будут отчетливо субоптимальными с точки зрения роста, стабильности и устойчивости. G-20 может сказать правильные вещи о сотрудничестве. Но чтобы выполнить эту функцию, она должна обладать хорошо осведомленным, авторитетным и эффективным секретариатом, каким является МВФ.
Процесс взаимной оценки, о котором договорились страны G-20, – это один из важнейших компонентов программы восстановления равновесия, поскольку в этом месте куски совместных стратегий роста будут идентифицироваться, оцениваться и собираться.
Если она будет работать, то в результате страны G-20 дадут обязательства проводить политику, которая выгодна на глобальном уровне, – при условии что другие страны будут выполнять свои обязательства. США могут сократить дефицит быстрее, чем они могут это сделать без сотрудничества, но это возможно только в том случае, когда страны с профицитом возьмут на себя обязательства по сокращению избыточных сбережений.
Восстановление равновесия – это не единственный императив сотрудничества. Международная система обменных курсов, по меньшей мере, частично разрушена. Старый гибрид, в котором развитые страны работали с плавающими обменными курсами и открытыми счетами капитала, в то время как развивающиеся страны управляли обменным курсом посредством контроля за движением капитала и накопления валютных резервов в рамках своей стратегии роста, работал до тех пор, пока системные эффекты развивающихся рынков были относительно невелики.
Те дни прошли. Искажения и проблемы распределения будут оказывать все большее давление, по мере того как размер и влияние основных стран с развивающейся экономикой будут увеличиваться вследствие их возвращения к быстрому росту, в то время как развитые страны переживают длительный период застоя производительности.
Для удовлетворения потребностей развивающихся экономик, а также интересов развитых стран будет нужна новая система, в которой обменные курсы будут управляться и при этом корректироваться в соответствии с критериями, которые будут балансировать внутренний рост и глобальную стабильность. МВФ будет в центре разработки и применения любой новой системы, обладая мандатом и опытом.
МВФ уже играет конструктивную роль в Европе в сотрудничестве с ЕС, а также под его руководством восстанавливаются отношения с Азией. Он гораздо лучше капитализирован, чем до кризиса, и сейчас его структура управления реформируется, чтобы дать развивающимся участникам рынка больше прав голоса в стратегии и политике.
Все это необходимо для того, чтобы фонд поддерживал глобальные функции координации, для которых он уникально хорошо оснащен. Даже с авторитетным МВФ проблемы, которые стоят перед нами, огромны. Но без него G-20, по большей части, вероятно, будет сведена к дискуссионному клубу, характеризующемуся хорошими намерениями, но без каких-либо эффективных способов их реализации.
Майкл Спенс, профессор экономики в Школе бизнеса им. Стерна при Нью-йоркском университете