тел. (495) 223-42-15

Противостояние систем

Журнал «БиВ» продолжает знакомить читателей со всемирными выставками, проводившимися в прошлом веке, по материалам книги Валерия Шпакова «История всемирных выставок». В этом номере рассказывается о Всемирной выставке в Париже в 1937 г. Свежим напоминанием о ней является восстановление в Москве на проспекте Мира скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница», впервые представленной на этой ЭКСПО.

Всемирная выставка в Париже проводилась под девизом «Искусство и техника в современной жизни». Как никогда прежде, эта ЭКСПО превратилась в арену пропаганды отдельными странами своих политических и экономических систем путем демонстрации национальных достижений. На ней в полной мере проявилось противостояние двух тоталитарных режимов того времени. Павильон социалистического Советского Союза, стоявший напротив павильона фашистской Германии, всем свои монументальным видом как бы оппонировал соседу, проникнутому националистическим духом. Было что-то символическое в том, как орел со свастикой в когтях, установленный на немецком павильоне, грозно смотрел на мухинских «Рабочего и Колхозницу», венчавших советский павильон. Для Советского Союза выставка явилась первой крупной международной экспозицией после революции 1917 г. в качестве нового государства

Выставка была открыта 24 мая в присутствии 10 тыс. гостей. Она располагалась в центре Парижа на территории протяженностью 3,5 км,  площадью 66 га. Представленные экспонаты распределялись по 15 группам и 114 классам. Обслуживали выставку специальные автобусы, в том числе электромобили по четыре вагончика, на четырех человек каждый, а также курсировавшие по Сене небольшие пароходы.

Франция со своими колониями занимала около 200 залов, остальные 44 страны-участницы расположились в 50 национальных павильонах. Кроме того, было представлено много тематических экспозиций. Среди них наиболее интересной была выставка научных открытий, размещенная в Гран-Пале у Елисейских полей.

Под руководством известных французских физиков Ф. Жолио-Кюри и А. Лазара был создан гигантский электростат, заряжавший два трехметровых полушария до напряжения 5 млн вольт. Здесь же посетителям демонстрировались на новейшей аппаратуре научные опыты, иллюстрирующие открытия Ампера, Фарадея, Вольта.

Большое внимание привлекал павильон «Кино», показывавший весь процесс создания фильма — от производства пленки до съемки и проявки. Организатор этого павильона Луи Люмьер — один из двух братьев–изобретателей кинематографа — широко использовал кино и в других экспозициях.

Посетители не обходили своим вниманием и павильон печати, рассказывавший об истории развития типографского дела со времен Гуттенберга, и Дворец радиофонии, где наряду с демонстрацией разнообразных радиотехнических приборов были размещены первые телевизионные аппараты со специальным залом для просмотра.

Интересен был и Дворец света, вогнутый фасад которого представлял собой гигантский экран размером 60х10 м для демонстрации под открытым небом специальных кинофильмов и диапозитивов (киноаппаратура была расположена в 40 м от экрана). Над зданием павильона был сооружен маяк, превышавший по мощности в 10 раз самый сильный из существовавших в то время.

Во Дворце холода посетители знакомились с развитием холодильной техники. Всеобщее внимание привлекал столб снега высотой 32 м, созданный с помощью мощных радиаторов, по которым циркулировала охлажденная жидкость.

Из национальных павильонов «сильное впечатление», как отмечала пресса, производил павильон республиканской Испании, экспозиция которой отражала трагедию, переживаемую страной, – гражданскую войну. На главном фасаде павильона были размещены огромная фотография солдат-республиканцев и текст с программными положениями, отстаиваемыми этими бойцами. Эмоциональное напряжение экспозиции подчеркивали художественные произведения. Перед входом стояли несколько скульптур Пабло Пикассо и работа Хулио Гонсалеса «Монсеррат» — женщина, олицетворяющая Родину и держащая в одной руке ребенка, а в другой серп. На одной из стен зала размещалась фотокомпозиция, посвященная убитому франкистами поэту Федерико Гарсиа Лорке. Наиболее сильным эмоциональным элементом павильона, несомненно, была размещенная в главном зале огромная (3,5х7,8 м) картина Пабло Пикассо «Герника», изображавшая жертв жестокой бомбардировки баскского города Герника самолетами германского легиона «Кондор» 26 апреля 1937 г.

Выразительным был финский павильон, созданный по проекту архитектора Альваро Аалто. Представленная в нем бронзовая фигура великого финского бегуна, чемпиона мира и Олимпийских игр 1920, 1924, 1928 гг. Пааво Нурми, выполненная известным скульптором Аалтоненом, получила Гран-при выставки.

Американский павильон — 10-этажное здание высотой 40 м напоминал нью-йоркские небоскребы, освещенные прожекторами, лучи которых скрещивались над ним на высоте 200 м. В экспозиции активно использовалось автоматизированные диаграммы и действующие макеты, которые рассказывали о жизни страны. В центральном зале высотой 20 м на огромном окне была изображена карта США.

Однако наибольший интерес вызывали павильоны СССР и Германии.

Немецкий павильон был построен по проекту главного архитектора Третьего рейха и любимца Гитлера Альберта Шпеера. Это было достаточно массивное, тяжеловесное и мрачное здание, увенчанное олицетворявшим тысячелетний рейх орлом, держащим свастику. Павильон состоял из двух частей: башни главного фасада и длинного корпуса выставочной галереи, идущей вдоль Сены. На его крыше находился ресторан, а в подвальном помещении — кинотеатр.

Главное внимание в немецком павильоне привлекали дизельный двигатель и гоночный автомобиль. Кроме того, были выставлены: модель новой автострады, цейсовские приборы, мейсенский фарфор, золингеновская сталь, целый ряд музейных экспонатов. В отдельном павильоне демонстрировался представленный Дрезденским музеем гигиены уникальный стеклянный макет человека, показывающий работу его внутренних органов и кровеносной системы, — так называемый стеклянный человек. Большой успех выпал на долю известного и любимого Гитлером кинорежиссера Лили Рифеншталь, фильмы которой «Триумф воли» и «Олимпия», посвященный Олимпийским играм в Берлине 1936 г., получили золотую медаль выставки.

Советский павильон представлял собой устремленное ввысь ступенчатое здание, увенчанное скульптурой Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», поднятой на высоту 34 м. Павильон выполнял функцию постамента. Проект любимого сталинского архитектора Бориса Иофана полностью отвечал задаче прославления страны, отмечавшей 20-летие революции. Он имел настолько огромный успех, что фактически стал эмблемой выставки.

Архитектурное противостояние павильонов СССР и Германии создавало впечатление, что их создатели хорошо знакомы с замыслами друг друга (на самом деле именно так и было), хотя по регламенту выставки участники не должны были заранее знать о проектах других экспонентов. Оба павильона получили золотые медали выставки.

Корпус советского павильона был облицован красным мрамором, а главный фасад, выходивший на площадь перед мостом Иены, отделан мрамором, цвет которого от оранжевого и желтого внизу переходил к дымчато-голубому наверху, почти сливаясь с цветом скульптуры и вертикалями из нержавеющей стали. К главному входу, украшенному гербом  СССР и барельефами, выполненными по рисункам Владимира Фаворского, вела мраморная лестница шириной 17 м. По бокам лестницы были установлены две стеллы с барельефами на тему «Братство народов СССР» (скульптор Иосиф Чайков).

Павильон состоял из шести залов, расположенных на одной оси. Из первого зала во второй вела трехмаршевая лестница, по бокам которой на горизонтальных подставках находились экспонаты. С этой лестницы открывался вид на 3-й, 4-й и 5-й залы, размещавшиеся на одном уровне. Последний, шестой, зал был на метр выше.

Экспонаты для выставки собирались практически со всего Советского Союза. Первый зал был посвящен рассказу о политическом устройстве страны и нес основную пропагандистскую нагрузку. Здесь были размещены тексты отдельных статей только что принятой новой Конституции СССР, карты и диаграммы, рассказывающие о ликвидации безработицы, увеличении численности рабочего класса, об условиях труда (в то время самый короткий в мире рабочий день), росте грамотности населения. Посетителей восхищала огромная карта страны — «Индустрия социализма», площадью 22,5 кв. м, выполненная на Петергофской гранильной фабрике из 10 тыс. поделочных камней и самоцветов. Эту уникальную работу жюри оценило высшей наградой — Гран-при. Сейчас карта хранится во Всероссийском геолого-разведочном НИИ в Санкт-Петербурге. В зале были также размещены как символ индустриализации новые модели тракторов, выпускавшиеся на советских заводах.

Следующий зал рассказывал о расцвете социалистической науки и культуры. Представленные цифры, безусловно, впечатляли: в стране было 839 научно-исследовательских институтов по сравнению с 20 в царской России, там трудились 90 тыс. научных работников (до 1917 г. — 2 тыс.), издавалось 9 тыс. 250 газет и журналов тиражом 38 млн экземпляров по сравнению с 859 газетами, издававшимися тиражом 2,7 млн экземпляров до революции.

В третьем зале демонстрировалось искусство народов СССР. В четвертом — достижения в исследовании и освоении Севера и отдельные технические изобретения.

Показ промышленного и городского строительства был сосредоточен в следующем зале, в центре которого стоял макет Дворца Советов высотой 5 м из горного хрусталя. В том же зале экспонировалась панорама и действующая модель канала «Москва—Волга» со всеми шлюзами. Павильон завершала скульптура Сталина высотой 3,5 м.

За представленную экспозицию СССР получил 270 наград (из 16 704, присужденных участникам выставки), из которых: 95 Гран-при, 62 почетных диплома и 70 золотых, 40 серебряных и 6 бронзовых медалей. Советский павильон осмотрели около 20 млн человек из более 30 млн посетивших выставку.

Выставка закрылась 25 ноября 1937 г. и явилась последним крупным международным выставочным форумом в Европе перед началом  Второй мировой войны. Успех советского павильона продемонстрировал, сколь велика роль художественного решения экспозиции не только для показа отдельных экспонатов, но и для пропаганды идеологических задач. С того времени оформление выставок стало искусством особого назначения, выполнявшим функцию активного содействия идеологической пропаганде.

Внутриполитическая обстановка в Советском Союзе того времени не могла не сказаться на судьбе многих организаторов советской экспозиции. Так, по возвращении в Москву был репрессирован Генеральный комиссар советской экспозиции Иван Межлаук. Были арестованы директор МХАТа Михаил Аркадьев, гастролировавший с театром в период выставки в Париже, и кинорежиссер Лебедев-Шмидтгоф, автор успешно представленного на выставке фильма «Концерт Бетховена» и слов прозвучавшей в нем известной песни Исаака Дунаевского  «Эх, хорошо в стране советской жить/ Эх, хорошо стране полезным быть». По свидетельству автора художественного оформления советского павильона Николая Суетина, все идеологические руководители, отвечавшие за формирование экспозиции на Парижской выставке, были отданы по возвращении в страну под следствие как «враги народа».

БиВ

Скачать статью (.doc)