тел. (495) 223-42-15

Кому достанутся крылышки лидера?

Англию создал бифштекс, Германию родили сосиски, а дядя Сэм обязан своим могуществом пирогам и жареным цыплятам. Так утверждал герой рассказа О'Генри «Купидон a la carte ». И сегодня Соединенные Штаты являются неоспоримыми лидерами как в потреблении, так и в производстве птицы. Но смогут ли они удержать первенство?

Будущее – за птицей

Эксперты предсказывают, что мировое производство мяса птицы будет увеличиваться с каждым годом. На сегодня это один из самых адекватных ответов на рост численности населения планеты, которое к 2050 г., по прогнозам ученых, составит 9,5 млрд человек.

Структура мясного рациона человечества ощутимо меняется. На долю свинины в мировом производстве пока еще приходится 38,7%, говядины – 22,8%, баранины и козлятины – 4,9%. Но «вес» мяса птицы постоянно растет. В первом десятилетии XXI в. он уже составлял 30,5%. Та же тенденция просматривается и в ежегодном душевом потреблении мяса. Из 40,6 кг, приходящихся на среднестатистического человека, на свинину пришлось 15,9 кг, мяса птицы – 12,1 кг, говядины и телятины – 12,1 кг, баранины и козлятины – 2,0 кг, прочих видов – 0,8 кг. В 1985 г. среднемировое потребление мяса птицы на душу населения составляло лишь 6 кг.

Вопрос в том, как будет меняться это соотношение с приближением к норме, которая составляет чуть больше 80 кг мяса и мясных продуктов на человека в год. В «сытых» странах она уже давно превышена: в США потребление мяса достигло 120 кг, в Австрии – 98 кг, во Франции – 93 кг. Эксперты утверждают, что к 2020 г. птица выйдет на первое место в общем объёме потребления мяса в мире. В 70-х годах в мире производилось около 20 млн т мяса птицы, в 1990 г. его производство удвоилось, а к 2020 г. достигнет 120 млн т.

Лидером в потреблении куриного мяса является Северная Америка (37 кг), за ней следует Южная Америка (23 кг), Европа (15 кг), Азия (6 кг) и Африка (3 кг).

Птицеводство стараются развивать, как «сытые» страны, так и не очень. Но в первую очередь ставку на него делают государства, демонстрирующие в последнее время бурный рост населения. В Центральной и Южной Америке, а также в Азии производство мяса птицы – это наиболее динамично развивающаяся отрасль, что оправданно, прежде всего, экономически. Не секрет, что продукция птицеводства является наиболее дешёвой для потребителей по сравнению с другими видами мяса, т. к. расходы протеина корма на производство 1 кг белка мяса птицы в 2 раза ниже, чем на производство свинины, и в 5 раз ниже, чем говядины. Именно здесь достигается наибольшая отдача мяса на единицу затраченного корма.

Благодаря техническим и селекционным успехам эта отрасль в Бразилии и Китае превратилась в наиболее индустриализо­ванную сферу животноводства. Как считают эксперты, если мировое производство мяса бройлеров в ближайшем будущем увеличится на 2% и составит 76,2 млн т, то до 80% этого роста придется на Китай, где проблема обеспечения продовольствием полуторамиллиардного населения является одной из самых важных. Естественно, рост отрасли даст возможность китайским компаниям, прежде всего COFCO и New Hope , увеличить поставки за рубеж. ФАО предполагает, что они возрастут на 20%.

Конечно, сказанное не означает, что остальные производители мяса птицы собираются без боя уступать позиции, которые были завоеваны с таким трудом. Так, на США и Бразилию приходится сейчас около 70% глобального экспорта курятины, и они хотели бы сохранить эти объёмы. Но, судя по последним отчетам, с рынков стран Азии их всё больше будут вытеснять Китай и Таиланд. К концу ХХ в. поголовье птиц в КНР превышало 3 млрд голов, и страна, по оценкам экспертов, производила свыше трети мирового объёма куриного мяса.

Специалисты полагают, что при всем различии в технологиях будущее за теми странами, в которых имеются благоприятные климатические условия для производства кормов. В Бразилии, Таиланде или Аргентине, например, мясо птицы гораздо дешевле, чем в США. Причем в Бразилии ежегодный прирост производства составляет 10%. Как отмечалось в недавно обнародованном в Британии аналитическом докладе «Будущее продуктов питания и сельского хозяйства», в 2008 г. Бразилия стала третьим по величине мировым экспортером сельскохозяйственной продукции после США и Евросоюза. Это позволит бразильцам нарастить экспорт птицы как минимум на 7%.

В других странах объём производства либо не меняется вовсе, либо растет незначительно. В США, например, при этом наблюдается уменьшение числа компаний, производящих мясо птицы, и их укрупнение. Эта страна остается в «куриных лидерах», сохраняя ежегодные объёмы производства на уровне 16 млн т курятины и 3 млн т мяса индейки. Из них 13,5 млн т мяса кур уходит на внутреннее потребление. Можно сказать, что курица в Америке – национальная еда. Как утверждал герой рассказа О'Генри «Купидон a la carte », «Англию – ее создал бифштекс; Германию родили сосиски, дядя Сэм обязан своим могуществом пирогам и жареным цыплятам».

Страна белого мяса

Исторически большинство птицеводческих предприятий США размещаются в юго-восточной части страны, в штатах с теплым климатом. Крупнейшие производства сконцентрированы в Джорджии и Арканзасе. Это объясняется близостью к кормовой базе, основу которой составляют соя и кукуруза, а также низкими затратами на отопление птичников.

Основой птицеводческой индустрии Соединенных Штатов считаются так называемые вертикально интегрированные комплексы. Технологически они объединяют все этапы производства птицы – от выработки высокосбалансированных кормов и выращивания бройлеров до забоя, разделки птицы, изготовления и упаковки готового продукта. Это современное, хорошо организованное, оснащенное по последнему слову науки производство, способное оперативно отвечать на вызовы конкурентов и на изменение предпочтений потребителей. Во всяком случае, во всем мире специалисты считают эти комплексы образцом для подражания.

Ну, а начиналось птицеводство в Америке, как и в Старом Свете, с многочисленных фермерских хозяйств, в которых выращивалась птица. К началу XIX в. некоторые фермеры начали продавать молодую птицу летом на мясо в качестве побочного бизнеса. Круглогодичное производство птицы в то время было невозможно, т.к. еще не было известно о существовании витамина D . Кроме того, не учитывалось влияние светового дня на продуктивность птицы.

Основными предпосылками дальнейшего развития птицеводческой отрасли США, безусловно, стали такие факторы, как рост населения страны, повышение спроса на яйцо и мясо птицы и относительная дешевизна птицеводства в связи с благоприятным климатом и близостью к кормовой базе. А толчком к «великому скачку» принято считать первый коммерческий инкубатор, который построил в 1870 г. в Бостоне некий Джейкоб Грейвз.

Следующим этапом на большом пути, пройденном птицеводством в США, несомненно, является начало производства кормов для птицеферм. Этим в 1895 г. занялись три компании в Чикаго. Две из них впоследствии вошли в знаменитую Quaker Oats.

Еще через два года произошло событие, которое в немалой степени поспособствовало преодолению отраслью региональных и государственных границ. Оптовики и переработчики узнали, что благодаря устанавливаемым на морских судах рефрижераторным установкам тушки птицы можно перевозить в другие страны. Правда, первые перевозки замороженной птицы теплоходами были осуществлены не из США, а из Канады в Британию.

В последние годы XIX в. птицеводство окончательно приобретает черты индустрии. Во-первых, в 1896 г. в штате Пенсильвания некий А. Сайферс на ферме Truslow Poultry Farm строит гигантский инкубатор на 20 тыс. яиц. Во-вторых, в 1899 г. в продаже появляются замороженные яйца. В-третьих, на Среднем Западе открываются несколько предприятий, которые начинают выпускать упаковку для яиц и куриного мяса, что намного облегчило расфасовку, хранение и, конечно, саму торговлю этой продукцией.

Надо отдать должное и практицизму американской науки. Она вовремя оценила важность «куриной темы». В 1901 г. в Сельскохозяйственном колледже штата Коннектикут был открыт первый факультет птицеводства, который начал готовить кадры для отрасли. Тогда же ученые-биологи начали активно пропагандировать сухой гранулированный корм для выращивания домашней птицы.

В первом десятилетии ХХ в. в США уже была разработана техническая документация для типовых птицеферм, ориентированных на производства мяса и яиц в промышленных масштабах. Её внедрению в немалой степени способствуют рост числа хладокомбинатов и увеличение числа перевозок с помощью рефрижераторов. Ещё одним стимулом развития отрасли стало открытие лаборатории при Департаменте сельского хозяйства США, которая занялась не только инспекцией птицеферм, но и вакцинацией птицы.

К 1915 г. отрасль стала играть настолько заметную роль в экономике страны, что Конгресс выделил деньги на проведение экспериментов в области кормления и выращивания домашней птицы. А еще через два года прибыль компаний от реализации мяса птицы и яиц достигла 1 млрд долл.

В 1922 г. число инкубаторов в стране выросло до 3 тыс. Ученые разработали рецепт соевого шрота, который до сих пор является основой всех современных кормов. А самое главное – был учрежден Национальный совет производителей домашней птицы, который отныне стал лоббировать и защищать интересы отрасли в Конгрессе США.

К концу 40-х годов среднестатистическое потребление мяса птицы на человека в США составило почти 16 кг. Весь послевоенный период в стране идет укрупнение птицеводческих хозяйств, совершенствуются технологии, растет производительность. К 1970 г. 95% мяса бройлеров, 85% мяса индейки и 30% яиц производятся на вертикально-интегрированных предприятиях. Одновременно ужесточаются нормы и правила Департамента сельского хозяйства США, направленные на повышение качества продукции.

К середине 80-х годов в США насчитывается 247 птицеперерабатывающих заводов, которые производят около 13 млн т птицы. И, наконец, в начале 90-х наступает момент торжества для всех предпринимателей, сделавших ставку на курицу. Потребление мяса птицы в США сначала превысило потребление свинины, а затем и говядины.

К этому моменту патриархальные фермы в Америке стали таким раритетом, что их стали эксплуатировать лишь в качестве туристических объектов. Их место заняли огромные хозяйства, подконтрольные через систему различных обязательств и соглашений нескольким транснациональным корпорациям. Впрочем, ТНК не ограничивались птицеводческой отраслью США. Фактически уже во второй половине ХХ в. их интересы распространились и на другие страны и континенты. По уверениям генерального директора канадского Исследовательского института экономической и научной стандартизации Пьера Алларда, 66% производства мяса птицы в мире сегодня приходится на долю промышленных ферм, которые либо прямо принадлежат крупным компаниям, либо работают по контрактам с ними.

Канадский ученый предсказывает, что принцип глобализации продовольственных систем, лежащий в основе деятельности ТНК, неизбежно приведет к переносу сельскохозяйственного производства (в том числе и мяса птицы) в страны, где издержки более низкие, а государственная поддержка развития инфраструктуры и финансирования довольны высоки. Поэтому вполне возможно, что в не столь отдаленном будущем за майку лидера будут бороться Китай и Бразилия, а Соединенные Штаты возьмут на себя переработку и дистрибуцию. Но в чем можно быть уверенными, так это в том, что жареные цыплята останутся любимой едой американцев.

Андреас ШЛЕПЕТИС

Скачать статью (.doc)