тел. (495) 223-42-15

Закон под градусом?

В пивоваренной отрасли России занято порядка 40 тыс. человек, причем одно рабочее место здесь создает до 10 рабочих мест в смежных отраслях. Сегодня эта сфера деятельности с точки зрения ее дальнейшего развития переживает один из самых непростых периодов. Это касается как государственного и технического регулирования производства и оборота пива, так и идеологических аспектов, связанных с формированием ответственного потребления алкоголя и борьбы с алкоголизмом.

Пивовары с пониманием относятся к задаче по сокращению масштабов злоупотребления алкоголем и поддерживают меры, изложенные в «Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукции и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. Союзом российских пивоваров постоянно реализуются проекты, направленные на предотвращение продажи пива несовершеннолетним, злоупотребления алкогольными напитками, употребления алкоголя за рулем. В последние годы произошло существенное сокращение производства и потребления пива.

Однако Федеральный закон № 218 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», приравнявший пиво к крепкому алкоголю, создал основу для механического переноса многих требований, которые применяются к крепким алкогольным напиткам, по вполне понятным причинам (значительное количество подделок, уход от уплаты налогов, «серый рынок»), на пивоваренную продукцию. В этой связи необходимо отметить, что сложная технология пивоварения в корне отличается от производства крепких напитков и не создает предпосылок к выпуску контрафактной продукции, о чем свидетельствуют данные Росстата и регулярных проверок. В результате многие положения регулирования рынка крепкого алкоголя, проецируемые на пиво, превращаются не только в бюрократические препятствия, создающие возможности для процветания коррупции, но и реально противодействуют развитию, в первую очередь, малого и среднего бизнеса, подрывая доверие к возможности основания и успешного развития предпринимательства в России.

При этом на разработке в Росалкогольрегулировании находится более десятка нормативно-правовых актов, конкретизирующих нормы закона, отдельные положения которого вступили в силу с 1 января 2012 г., а также вступят в силу в ближайшее время. Отсутствие указанных документов и, как следствие, прямое копирование норм, регулирующих оборот крепких алкогольных напитков, приводят к разному толкованию положения закона различными участниками рынка, а в некоторых случаях – к остановкам производства и поставок пивоваренной продукции.

Так, с 1 января 2012 г. любая поставка пива должна сопровождаться пакетом дополнительных документов, которые в несколько раз увеличивают объем существовавшего ранее документооборота, никоим образом не влияя на улучшение контроля, а в большинстве случаев дублируя уже существующие документы. При этом в соответствии с проектом постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» и от 31 декабря 2005 г. № 872 «О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации», изменяется форма и порядок заполнения вышеуказанной справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию. В частности, речь идет о необходимости предоставления информации о дате розлива алкогольной продукции, а также о введении обязательства поставщика по хранению справки с отметкой покупателя о получении продукции, равно как и справки с отметкой получателя продукции при внутренних перемещениях, в течение 5 лет.

Ассортимент продукции, поставляемой ежедневно производителями пива, существенно шире, чем любой иной алкогольной продукции. Так, ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» (с учетом филиалов) ежедневно отгружает более 250 наименований пива (в среднем до 90 наименований на одного покупателя) для 3 тыс. своих клиентов. С 1 января 2012 г. «Балтика» должна ежедневно выдавать порядка 540 тыс. справок на свою продукцию. При этом документооборот отдельного дистрибьютора, осуществляющего прямые поставки в мелкую и среднюю розницу, может быть сравним с документооборотом лидеров производства пивоваренной продукции, не осуществляющих продажи в розничные точки.

Введен целый ряд новых требований к порядку хранения пива без предоставления необходимого для переоборудования времени. С 1 января 2013 г. производственные мощности должны быть оборудованы специальными средствами учета, требования к которым еще не утверждены, в то время как их доставка и монтаж занимают в среднем 10-12 месяцев. Индивидуальным предпринимателям запрещена оптовая продажа пива, в результате чего многие дистрибьюторы пивной продукции вынуждены уйти с рынка.

Положение усугубляется тем, что другой важный для отрасли документ – проект Технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции» содержит целый ряд положений, с которыми не могут согласиться пивовары, причем позиции пивоваренной отрасли были убедительно аргументированы и поддержаны учеными и специалистами на обсуждениях в ТПП РФ, РСПП, ФАС, Минэкономразвития и на других площадках. В частности, в данном Техническом регламенте дается новое определение пива, в соответствии с которым устанавливается лимит для использования зерновых (в размере 20%) и сахаросодержащих продуктов (в размере 2%) от массы пивоваренного солода, фактически запрещается использование ароматических и вкусовых добавок. Это противоречит мировой практике пивоварения и требованиям, предъявляемым странами ЕС и ЕврАзЭС, и не обосновано с точки зрения обеспечения качества и безопасности пива. Это определение может создать дополнительные трудности и для многих пивоваров ЕС, экспортирующих свою продукцию в Россию или осуществляющих производство своих торговых марок на территории России по лицензии.

В соответствии с проектом Технического регламента, производство и оборот алкогольной продукции, к которой теперь принадлежит пиво, в пластиковой упаковке не допускается. Это – дискриминационная мера, которая нанесет серьезный удар не только по пивоваренной промышленности, но и по всему рынку. Сегодня в России около 50% всего объема пива производится в пластиковой таре (в Республике Беларусь – 80%), в то время как доля других алкогольных напитков в пластиковой таре незначительна. Следует отметить, что исследования независимых организаций в России и за рубежом показали полную безопасность использования пластиковой потребительской тары. Парадоксально, но Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки», содержащий запрет на повторное использование стеклянной тары для алкогольной продукции, не ограничивает использование полимерной тары для пищевой продукции, включая детское питание, в то время как проектом Технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции» вводится запрет на использование пластиковой потребительской упаковки.

Как показало исследование организации Ernst&Young, проведенное в октябре 2011 г., в случае запрета использования пластиковой тары налоговые потери в трех отраслях – ПЭТФ, ПЭТ преформ и пивной – могут составить 53 млрд руб. в 2012 г. В 2013–2015 гг. – от 36 млрд до 44 млрд руб. ежегодно. Суммарно объем недополученных инвестиций может достигнуть 172 млрд руб. за период 2012–2015 гг.

По мнению трех союзов пивоваров – России, Белоруссии и Казахстана, конструктивным решением проблемы могла бы стать разработка отдельного Технического регламента на пивоваренную продукцию с привлечением специалистов в данной области, причем как от научных организаций, так и от производителей. Формат отдельного Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пивоваренной продукции» позволит максимально учесть и детализировать особенности производства и оборота пива и на этой базе эффективно обеспечить безопасность продукта для потребителей. Такой Технический регламент может быть разработан в кратчайшие сроки на базе уже разработанного проекта Федерального закона о Техническом регламенте РФ «О пивоваренной продукции», прошедшего первое чтение в Государственной Думе РФ в 2010 г.

Алик ТУЙГУНОВ,
исполнительный директор Союза российских производителей пиво-безалкогольной продукции.

Скачать статью (.doc)