тел. (495) 223-42-15

Дому нужен хозяин

Пожалуй, ни одна из правительственным реформ последних пяти лет не была предметом столь яростных споров политических партий, не вызывала столь широкого интереса со стороны граждан. И это естественно: реформа жилищно-коммунального хозяйства задела каждого.

Бегемот и болото

Ох, и трудная это работа – из болота российской экономики тащить бегемота ЖКХ. Вот только делать это все равно придется, потому что жилищно-коммунальное хозяйство пудовыми гирями висит на руководстве регионов и федеральном правительстве, сковывая любой маневр ресурсами, служа источником социального недовольства. Да и по большому счету не государственная это функция – заботиться о ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство и при «проклятом царизме», и при советской власти не относилось к числу приоритетных проблем для власти. В столицах и губернских центрах – как-никак лицо империи – по необходимости приходилось что-то делать со снабжением водой, с канализацией, с вывозом мусора, с освещением, а в глубокой провинции решение всех этих задач зависело исключительно от оборотливости и чистоплотности населения.

И после Октябрьской революции ЖКХ не попало в список отраслей, требующих приоритетного развития. Жилищный вопрос решался просто – путем деления перегородками бывших барских квартир. Перед войной было найдено еще одно решение: всю коммуналку свалили на градообразующие предприятия. Те справлялись с проблемой плохо, строили по большей части бараки с печным отоплением и с туалетами во дворе.

«Временные трудности» продлились до конца 50-х годов, когда проблема убожества советского быта стала приобретать политический оттенок, что для тогдашнего «реформаторского правительства» Н.С. Хрущёва было неприемлемо. Сначала в Москве, а затем по всей стране развернулось масштабное жилищное строительство. Под него обновлялись коммунальные сети, дороги, водозаборные системы, теплоэлектроцентрали. И пусть дома и квартиры в них были чудовищно убогими, новоселы чувствовали себя как во дворцах. Можно с уверенностью сказать, что хрущёвская программа переселения людей из подвалов и бараков имела такой колоссальный пропагандистский эффект, что он не сошел на «нет» и сейчас, спустя 50 лет.

И все равно жилья не хватало, а созданная система ЖКХ не могла обеспечить качественное обслуживание. Но на реформы ЖКХ не было ни средств, ни сил. Их хватало лишь на поддержание отрасли, но никак не на развитие.

Признаки катастрофы стали ощутимыми в 90-е годы. ЖКХ, отданное на откуп чиновникам, кое-как справлялось с обязанностями там, где деньги были, и тихо загибалось в «неперспективных» городах. Участились аварии в электросетях и на теплотрассах, отказывали лифты, подъезды и лестничные клетки могли служить декорациями для фильма ужасов. Положение усугублялось отсутствием планов развития населенных пунктов и точечной застройкой, увеличивающей нагрузку на изношенные коммунальные сети. Реформа назрела.

Цена вопроса

Для успешного проведения любой социально-экономической реформы необходимы четыре составляющих: тщательно выверенная цель, механизм реализации, институты контроля и понимание со стороны граждан. В случае с реформой ЖКХ, которая началась в 2005 г., ясность была лишь с целью затеянных правительством перемен: снять с себя эту надоевшую обузу. Что же до остальных пунктов, то с ними не могли разобраться даже специалисты, настолько всё было неясно и неопределенно в намечаемой реформе.

Начать с того, что износ основных фондов ЖКХ составлял более 60%. Приведение их в порядок потребовало бы от 5 до 6 трлн руб. И было совершенно не понятно, кто же выложит эту сумму. Первоначально предполагалось, что это сделают товарищества собственников жилья (ТСЖ). Эти ТСЖ, в свою очередь, будут нанимать управляющие компании, а те будут выбирать на рынке самые дешевые, но в то же время самые качественные коммунальные услуги.

Правда, рисуя эту идиллическую картину, никто не озаботился узнать, являются ли ТСЖ действительно универсальным инструментом решения проблем ЖКХ. Между тем, как оказалось, в мире в ТСЖ объединены лишь 7–12% самых благополучных собственников самого комфортабельного жилья, причем каждое товарищество объединяет не более 6–8 квартир. У нас же, в России, в них собирались загнать и 4,5 млн человек, проживающих в аварийных домах, и тех, для кого табличка «лифт не работает» является привычным атрибутом подъезда уже несколько лет (кстати, в России 30% всех лифтов отработали свой нормативный срок), и владельцев муниципальных и приватизированных квартир. А попытка создания ТСЖ в многоподъездных домах вообще закончилась конфузом, потому что даже новгородское вече по сравнению с многотысячным собранием жильцов выглядело строго организованным парламентским процессом.

К тому же население особо не рвалось в ТСЖ. Согласно опросу, проведенному компанией R3, лишь 24% россиян были готовы в 2009 г. вступить в ТСЖ. Однако это не помешало к концу того же года объединить в товариществах почти половину жителей Москвы. Затем, впрочем, выяснялось что это делалось без ведома самих жильцов, но зато при активном участии муниципальных чиновников, некоторые из которых эти ТСЖ и возглавили.

Быстро выяснилось и то, что «управляющие компании» в основном озабочены исключительно тем, как бы собрать побольше денег с жильцов, а «специалисты», работающие в них, уже неоднократно привлекались по статье «мошенничество». Да и с выбором услуг среди конкурирующих на рынке компаний, вышла неувязка. Компании оказались безраздельными монополистами и, почувствовав свободу после передачи регулирования тарифов на муниципальный уровень, так взвинтили цены, что во многих городах на радость оппозиционным партиям прошли серьезные протестные акции.

Так, в Новосибирской области платежи увеличились на 104%, в Самарской – на 133%, в Краснодарском крае – на 32%. «Завышение тарифов со стороны монополистов, поставляющих электроэнергию, тепло, газ, является главной проблемой отрасли, и эта проблема требует пристального внимания властей», – утверждал председатель правления некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Межрегиональная гильдия управляющих компаний в ЖКХ» Валерий Семенов.

Но самым скверным было то, что население оказалось совершенно не готово взять на себя ответственность за содержание жилья. Привычка к патернализму со стороны государства была столь сильна, что известны случаи, когда только что созданное ТСЖ распускали и жители дома опять просились в ДЭЗ. А главное – большинство россиян продемонстрировали не только чудовищное незнание своих прав, но и нежелание с ними знакомиться.

В конце ноября 2010 г. газета «Коммерсантъ» не без иронии констатировала: «Реформа ЖКХ близка к завершению. По текущему сценарию – к аварийному».

Кто спасет утопающих?

И, тем не менее, проводить реформу ЖКХ необходимо. «Создавать ТСЖ нужно в любом случае – средств на содержание домов у властей нет, а инженерные коммуникации стареют», – уверен руководитель приемной объединенного движения жителей многоквартирных домов Москвы «Жилищная инициатива» Феликс Алирзаев. Но нет таких денег и у населения. Надеяться на то, что наши сограждане по первому требованию выложат 6 трлн руб., совершенно беспочвенно. Скорее, возможен прямо противоположный вариант. И то, что он реален, подтвердила недавняя информация, появившаяся в СМИ: с начала 2010 г. долги населения перед предприятиями ЖКХ выросли в два раза и составили 132,3 млрд руб., а ряды неплательщиков пополнились за счет идейных.

Хотя, с другой стороны, за эти пять лет, несомненно, укрепилось осознание того, что раз ты собственник жилья, то состояние его и размер платы за него зависят в первую очередь от тебя. Люди ставят стеклопакеты и меняют двери, чтобы зря не расходовать тепло, устанавливают счетчики воды и газа, дабы не оплачивать совершенно фантастические счета предприятий ЖКХ. От этих действий остается всего один шаг к самоорганизации и созданию не фиктивных, а действующих ТСЖ.

И, наверное, он будет сделан, если удастся найти средства из какого-то третьего источника. Министр регионального развития Виктор Басаргин считает, что такая возможность существует. «Федеральный центр запустит механизм привлечения частных средств. Расчеты показывают, что мероприятия “Комплексной программы реформирования и модернизации ЖКХ на 2010–2020 годы” способны привлечь в отрасль более 2,3 трлн руб. отечественных инвесторов», – сообщил не так давно министр. Правда, эксперты не разделяют его оптимизма, справедливо указывая на то, что инвесторы будут вкладывать деньги только при условии получения прибыли. А с кого ее взять, если не с населения! Получается замкнутый круг.

Но не совсем. ЖКХ может заинтересовать частный капитал, если государство, прежде чем освобождаться от системы, мало-мальски приведет ее в порядок. Именно с этой целью собираются продлить срок деятельности Фонда развития ЖКХ. За счет направленных из Фонда 180 млрд руб. и софинансирования из территориальных бюджетов уже отремонтировано 114 тыс. домов и улучшены жилищные условия 15 млн человек, расселено из аварийного жилья 212 тыс. человек.

Подорожание услуг ЖКХ тоже ограничат. Первый шаг к этому уже был сделан, когда по распоряжению Президента РФ регулирование тарифов было передано с муниципального уровня на региональный. Теперь власти уверяют, что ни в одном регионе страны платежи за коммунальные услуги для граждан не должны увеличиться более чем на 15%.

Теперь на очереди – вопрос об управлении жилищным фондом. Как признал Виктор Басаргин, хотя управляющую компанию выбрали жители 82% домов, довольны их работой меньше половины жильцов. Решить проблему поможет законопроект, предоставляющий региональным жилищным инспекциям функции контроля за управляющими компаниями. Кроме того, в ряде регионов действуют правила, по которым работа предприятий ЖКХ должна стать совершенно прозрачной и открытой любому получателю их услуг, в том числе и жильцам.

Ключом же к решению проблем ЖКХ было бы появление жильца-хозяина, который сможет выбирать нужные ему услуги и платить только за них.

Андрей ВАСИЛЬЕВ

Скачать статью (.doc)