тел. (495) 223-42-15

Воздушный карантин

Пандемия COVID-19 болезненно сказалась на многих сферах мировой экономики, но, пожалуй, один из самых ощутимых ударов пришелся на авиаотрасль. С начала 2020 г. массовые отмены рейсов буквально парализовали авиасообщение по всему миру.

Что-то в воздухе

Почти два года спустя после начала пандемии гражданская авиация все еще пытается вернуться к нормальной жизни, однако даже отчаянные оптимисты согласны, что «как раньше» уже не будет никогда. Кризис, вызванный вспышкой нового вируса, стал беспрецедентным в новейшей истории. Он изменил и еще изменит многие сферы нашей жизни и, безусловно, навсегда изменит гражданскую авиацию.

В начале 2020 г. мало кто представлял себе возможные последствия распространения вируса. В феврале 2020 г. международный пассажиропоток сократился на 10%, главным образом из-за перевозок из и в государства, которые пережили раннюю вспышку болезни, и были транспортно тесно связаны с Китаем. Однако уже в марте международный пассажиропоток снизился на 48%, а еще месяц спустя на беспрецедентные 94%. 18 мая 2020 г. авиасообщение было практически приостановлено по всему миру.

Цепная реакция от приостановки пассажирского и грузового сообщений повлекла за собой проблемы во всех сферах экономики: логистике, торговле и туризме. Так, 2020 г. стал худшим для мирового туризма, так как количество прибытий из-за рубежа упало на 74%. В итоге мировой ВВП снизился на 4,3% (что даже хуже прогнозируемых ранее 3,5%). Уже сейчас эксперты называют текущую экономическую ситуацию худшим кризисом за 90 лет, и его последствия нам только придется испытать.

Закрытое небо над Европой

Первое полугодие 2021 г. стало для авиатранспорта Европы едва ли не хуже начала 2020 г., поскольку пассажиропоток снизился более чем на треть. Это стало прямым результатом ограничений на поездки, установленных европейскими государствами в начале года и остававшихся в силе всю весну, поскольку на континент обрушилась третья волна пандемии. 

Международный совет аэропортов Европы (ACI EUROPE) констатировал худшие показатели в текущем году среди авиахабов Ирландии (-93,5%), Великобритании (-92,9%), Финляндии (-92,1%) и Венгрии (-91,9%). Главным образом из-за особенно жестких ограничений на поездки. На другом конце спектра оказались аэропорты Румынии (-71,7%), Болгарии (-73,6%), Греции (-76,9%) и Испании (-78,8%), показавшие в свою очередь «наименьшее», если можно так выразиться в сложившихся условиях, снижение пассажиропотока.

Пассажиропоток в аэропортах в остальных странах Европы показал себя на порядок лучше, снизившись в среднем на 42,9% по сравнению с первым полугодием 2019 г. и фактически увеличившись на 36% по сравнению с первым полугодием 2020 г.

ACI EUROPE также констатирует, что несоответствие между рынками внутри ЕС привело к появлению 5 самых загруженных аэропортов на территории Европы, и ими оказались Стамбул (-62,5%), Москва-Шереметьево (-51,4%), Москва-Домодедово (-14%), Стамбул-Сабиха Гокчен (-47,1%) и Москва-Внуково (-25,9%).

Некуда лететь

В 2020 г., по данным ICAO (Международной организации гражданской авиации), влияние COVID-19 на регулярные пассажирские перевозки в мире было катастрофическим. Общее количество мест на рейсах сократилось на 50%, количество пассажиров сократилось почти на 60%. Авиакомпании потеряли тогда порядка 371 млрд долл. валовой выручки. В 2021 г. ICAO оценивало сокращение мест на рейсах до 39–40% в сравнении с уровнем 2019 г., общее сокращение пассажиропотока – до 50% от доковидного уровня, а возможные потери - до 322–326 млрд долл. валовой выручки.

В 2020 г. поток пассажиров в европейском авиатрафике был ниже на 66,4%, чем в 2019 г., в ушедшем году эксперты оценивают данный показатель на уровне 55,8–55,2%.

Финансовые сложности болезненно ударили практически по каждой авиакомпании в мире. Серия банкротств небольших перевозчиков началась с британской компании Flybe в марте 2020 г. Региональный перевозчик давно висел на волоске, и коронавирус его просто добил.

Другие компании в борьбе за жизнь выбрали единственный возможный путь – объединения и слияния, как, например, два крупнейших авиаперевозчика Израиля: El Al (Эль Аль) и Arkia, объявившие о начале переговоров в октябре 2021 г.

Для большинства стран главной опорой и поддержкой, впрочем, остается государство. Так, перевозчики в США получили в 2020 г. 25 млрд долл. из стимулирующей программы властей, что, однако, не стало для них панацеей.

Легкий налет оптимизма

В ноябре 2021 г. Евроконтроль опубликовал комплексную оценку влияния COVID-19 на европейское авиасообщение. На тот момент общее число полетов в Европе достигало лишь 78% от доковидного уровня 2019 г., однако на конец 2021 г. ведомство давало относительно оптимистичный прогноз.

В ноябре средний дневной трафик, по оценке ведомства, составил порядка 21,2 тыс. рейсов, а в декабре, в связи с праздниками, обещал достичь 80% от уровня 2019 г.; неделя с 20 по 26 декабря должна была и вовсе показать порядка 21,5 тыс. рейсов, что составило бы 99% от аналогичного уровня 2019 г. На момент подготовки статьи, итоги еще не были подведены, однако понятно, что реализация этого прогноза напрямую зависела от государственных ограничений и текущих уровней заражения и вакцинации. 

Среди европейских авиакомпаний лидером по числу рейсов в ноябре 2021 г. продолжает оставаться лоукостер Ryanair (1818 рейсов), за ним в числе лидеров следуют Turkish Airlines, Lufthansa, Air France и easyJet.

Большинство аналитиков прогнозирует три возможных сценария развития отрасли в ближайшие годы. Евроконтроль выделяет высокий, низкий и базовый сценарии. Первый, отчаянно оптимистичный, предсказывает восстановление уровня 2019 г. уже в течение 2022 г. Наиболее негативный сценарий рассматривает возможность возврата к допандемийным показателям к 2027 г.

Так называемый базовый сценарий предсказывает полное восстановление авиасообщения на год позже, к концу 2023 г., что на данный момент выглядит наиболее реалистичной оценкой, учитывая масштабы вакцинации в странах Европы.

Генеральный директор Евроконтроля Эамонн Бреннан с оптимизмом смотрит на восстановление авиатрафика – он полагает, что уровень 2019 г. будет достигнут даже раньше, чем предполагает базовый сценарий. «Но все же мы должны осознавать, – добавляет он, – что существуют значительные риски возможного ухудшения ситуации, которые могут откорректировать наш прогноз». Под рисками Бреннан имеет в виду в первую очередь возможность распространения новых мутаций вируса.

Его позицию поддерживает и генеральный директор IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта) Вилли Уолш. «Масштабы кризиса COVID-19 для авиакомпаний огромны. <...>. Однако мы уже прошли самую глубокую точку кризиса. И, хотя серьезные проблемы остаются, виден путь к выздоровлению. Авиация в очередной раз демонстрирует свою устойчивость», – уверен он.

IATA в своем последнем прогнозе финансовых показателей авиаотрасли, опубликованном в октябре 2021 г., также отмечает значительные улучшения на фоне продолжающегося кризиса. Оценка чистых убытков отрасли в 2020 г. составила, по данным организации, 137,7 млрд долл., в 2021-м этот показатель прогнозируется уже на уровне 51,8 млрд. В 2022 г., по мнению аналитиков IATA, чистые убытки отрасли сократятся до 11,6 млрд долл. В целом же суммарные потери отрасли в 2020–2022 гг. составят порядка 201 млрд долл. 

Стоит также отметить, что грузовые перевозки в сети европейских аэропортов в 1 полугодии 2021 г. снизились всего на -1,1% по сравнению с периодом до пандемии (1 полугодие 2019 г.), но выросли на 25% по сравнению с тем же периодом 2020 г.

Мы ждем перемен

Впрочем, даже если авиатрафик удастся восстановить, то темпы роста авиационной промышленности в ближайшие годы не сравнятся с теми, что были раньше. Причина здесь не только в общем угнетении экономики, но и в структурных изменениях, обусловленных в первую очередь новыми экологическими требованиями.

Аналитики предрекают дальнейший упадок не только авиакомпаниям, но и крупным авиахабам (аэропортам), в особенности тем, что полагались на слабые авиакомпании. Кроме того, восстановление экономики после пандемии и так продолжает оставаться хрупким. Не стоит забывать и о неустойчивости цен на нефть, которая может, в свою очередь, подтолкнуть рост цен на топливо, а это логически приведет к росту цен на авиабилеты. 

По мнению многих аналитиков, последствия COVID-19 для гражданской авиации станут судьбоносными, а привычные нам полеты в ближайшие годы станут менее комфортными и будут требовать больше времени в первую очередь для предполетного контроля.

Именно это, по мнению аналитиков IATA, станет основным препятствием для восстановления европейского авиатрафика. Организация предсказывает общий рост пассажиропотока в 2022 г. до 3,4 млрд (в сравнении с 2021 г., в котором общее число пассажиров оценивается не выше 2,3 млрд), однако стимулировать это будут в первую очередь внутренние рейсы, ввиду меньшего числа ограничений. Изменение правил пассажирских перевозок и запутанная схема использования европейского цифрового сертификата COVID-19 продолжит тормозить перелеты на дальние расстояния и международный туризм.

Наталья ПОПОВА

По мнению многих аналитиков, последствия COVID-19 для гражданской авиации станут судьбоносными, а привычные нам полеты в ближайшие годы станут менее комфортными и будут требовать больше времени, в первую очередь для предполетного контроля. Именно это, по мнению IATA, станет основным препятствием для восстановления европейского авиатрафика.

Эксперты предрекают дальнейший упадок не только авиакомпаниям, но и крупным авиахабам (аэропортам), в особенности тем, что полагались на слабые авиакомпании. Кроме того, восстановление экономики после пандемии и так продолжает оставаться хрупким. Не стоит забывать и о неустойчивости цен на нефть, которая может, в свою очередь, подтолкнуть рост цен на топливо, а это приведет к росту цен на авиабилеты. 

Среди европейских авиакомпаний лидером по числу рейсов в ноябре 2021 г. оставался лоукостер Ryanair (1818 рейсов), за ним в числе лидеров следуют Turkish Airlines, Lufthansa, Air France и easyJet

О разрушительном влиянии пандемии на авиаотрасль можно судить по массовым сокращениям рабочих мест. Только в 2020 г. в Европе были сокращены 191 тыс. сотрудников отрасли

В октябре 2020 ACI EUROPE сообщила, что порядка 200 европейских аэропортов находятся на грани банкротства.

В 2020 г. влияние COVID-19 на регулярные пассажирские перевозки в мире было катастрофическим

Кризис, вызванный вспышкой нового вируса, стал беспрецедентным. Он изменил и еще изменит многие сферы нашей жизни и, безусловно, навсегда изменит гражданскую авиацию