тел. (495) 223-42-15

Игрушки – дело серьезное

Каждый год вот уже свыше 70 лет крупнейшая в мире выставка игрушек Spielwarenmesse собирает в Нюрнберге тысячи компаний со всего мира – и признанных грандов, и новичков. Выставка никого не оставляет равнодушным, так как устроители каждый раз стараются предложить что-то новое, яркое и запоминающееся.

После разделения Германии в 1950 г. несколько дальновидных немецких предпринимателей решили основать выставку игрушек в Нюрнберге. Впервые она состоялась под именем Deutsche Spielwarenfachmesse и привлекла 351 немецкую компанию. Зарубежные экспоненты появились лишь в 1958 г., когда проект получил новое имя International Toy Fair Nürnberg. В 1977 г. в Нюрнберг приехали уже 1567 производителей, включая 644 иностранные компании, количество посетителей превысило отметку в 30 тыс.

В дальнейшем, год за годом, выставка расширялась, получая все большее признание как внутри страны (в 2001 г. ее открывал федеральный канцлер Герхард Шредер), так и за рубежом. В итоге за семь десятилетий она стала крупнейшим в мире смотром игрушек, товаров для игры, хобби и досуга. Именно здесь формируются глобальные тенденции развития индустрии игрушек, а на стендах можно встретить десятки тысяч новых товаров и технологий со всего мира.

В последней очной выставке Spielwarenmesse 2020 приняли участие 2843 экспонента из 70 стран и свыше 60 тыс. посетителей.

Основные направления экспозиции – куклы и мягкие игрушки; игрушки из дерева и других природных материалов; электронные игрушки, включая динамичную экспозицию Tech2Play; технические и обучающие игрушки, игрушки для активных игр; модели железных дорог и моделестроение, и еще около 10 направлений. Короче, все, что включает в себя мир детства, от младенчества до взросления.

Безусловным приоритетом пользуются оригинальные инновационные игрушки в разных категориях товаров. Наряду с техническими больше всего востребованы игрушки для творческого развития детей – обучения, экспериментирования, креативного дизайна. Растет спрос на экологически чистые изделия из дерева и других натуральных материалов без химических ингредиентов (как пошутил один из участников выставки «Мир Детства 2021» в Москве, он производит деревянные конструкторы с применением «натурального формальдегида» – такого, конечно, быть не должно).

В работе с экспонентами большое внимание уделяется пакетным предложениям, прежде всего разделу New Exhibitor Center, где компании-новички получают полностью оборудованный стандартный стенд уменьшенного размера.

Наряду с этим экспонент может показать продукцию не только на своем стенде, но и в специальной тематической экспозиции, которую посещают тысячи гостей: раздел Tech2Play демонстрирует высокотехнологичные игрушки (роботов, виртуальные игры, радиоуправляемые машины и электронное обучение), Showtime – новые товары для карнавалов и праздников, Baby- und Kleinkindartikel – продукцию для новорожденных и малышей, Toys meet Books – игрушки, которые можно с успехом продавать в книжных и канцелярских магазинах.

Впрочем, главными центрами притяжения специалистов были и остаются экспозиция TrendGallery, наиболее ярко демонстрирующая ключевые тенденции развития отрасли, и конференция Toy Business Forum с ежедневными конференциями и бизнес-семинарами.

Важнейшую роль играет международный конкурс Toy Award, на который каждый год присылают до тысячи совершенно новых товаров, пока не присутствующих на рынке. Конкурс проходит в пяти номинациях: Baby & Infant (дети до 3 лет), PreSchool (3–6 лет), SchoolKids (6–10 лет), Teenager & Adults (старше 10 лет). Дополнительная номинация Startup предназначена для начинающих предпринимателей, работающих менее пяти лет.

Стратегия и еще раз стратегия

В чем секрет крупнейшей отраслевой выставки мира? Разумеется, не в размере. Понятно, что ключевую роль в успехах нынешних организаторов играют достижения их предшественников. Но не только. Печальный опыт некогда гигантских смотров CeBIT в Германии и, отчасти, Baselworld в Базеле (БиВ №1, 2019 и БиВ №5, 2018) говорит об этом более чем определенно.

Основа успеха – в постоянном изучении глобального рынка, активной обратной связи с экспертами и наступательной маркетинговой стратегии, нацеленной на решение главных стратегических задач развития проекта.

Характерный пример. В течение многих лет журналисты называли парадоксом ситуацию, когда количество заявок на участие в Spielwarenmesse заметно превышало количество предоставленных мест. И в итоге несколько сотен компаний не получали стенд, хотя на территории выставочного центра Нюрнберга имелся большой свободный павильон. Президенту компании Spielwarenmesse eG Эрнсту Кику неоднократно задавали один и тот же вопрос: почему вы не увеличиваете площади и не занимаете новый павильон?

Ответ был следующим: думать о новых экспонентах мы будем только после того, как решим главную задачу, пропорционально увеличим поток посетителей-специалистов. Сперва надо обеспечить, чтобы количество эффективных бизнес-контактов на каждом стенде не уменьшалось, и лишь после этого расширять площадь экспозиции.

Другой вопрос, который также нередко задавали Эрнсту Кику: почему у вас полностью запрещен проход на выставку детей и подростков до 18 лет, даже отсутствуют специальные помещения, где родители могли бы их оставить? Представляете, как бы выросли статистические показатели посещения, если бы этот барьер был снят? 

«Причина очевидна, – отвечал Эрнст Кик. – При допуске детей сотни экспонентов не смогут нормально работать – на игровой площадке невозможно вести бизнес. Выставка предназначена только для специалистов, и дирекция делает все возможное для их успешной работы».

Именно такой подход и называется стратегией: не снимать сливки, не брать все, что только можно, решая проблемы по мере их возникновения, а планировать на годы и десятилетия вперед, шаг за шагом, четко, продуманно, методично.

Вполне естественный отбор

Особая тема – прием заявок на участие в Spielwarenmesse. Казалось бы, все просто – принимай и регистрируй! В Нюрнберге считают иначе. Внимательный отбор участников призван гарантировать качество и безопасность всей представленной продукции. 

Начинается он сразу после получения заявки. Потенциальный экспонент должен заполнить подробную анкету на сайте выставки с указанием всех видов продукции, контактов фирмы и желаемых характеристик стенда. Если речь идет о ранее неизвестном предприятии, немецкий менеджер тщательно изучит корпоративный сайт компании и присланные документы, чтобы получить ответы на несколько ключевых вопросов.

Прежде всего, его интересует полнота и достоверность представленных сведений. Разумеется, большим плюсом является наличие англоязычной версии сайта с фотографиями и описанием продукции.

Второй вопрос – соответствие тематике. Так, к примеру, производителям одежды и обуви для подростков посоветуют другие выставки. Могут отказать и по иным причинам. Вспоминается случай, когда российскому производителю деревянных макетов огнестрельного оружия отказали, поскольку сочли, что его игрушки пробуждают в ребенке агрессию и тягу к насилию.

Третий важный вопрос – действительно ли потенциальный экспонент производит заявленные игрушки? Не является ли он дилером, дистрибьютором или иным посредником? Важный аспект этой темы –  китайская продукция. На протяжении многих лет свободный прием заявок от китайских компаний был закрыт. Невероятно, но факт: любых производителей из России, Украины или Узбекистана принимают в Нюрнберге с распростертыми объятиями, а перед китайцами опускают шлагбаум. Подобная ситуация приводит к тому, что время от времени китайские фирмы подают заявки на участие в Spielwarenmesse от имени своих дилеров в других странах, включая и российских. В Нюрнберге внимательно изучают продукцию и сайт компании-заявителя, приходят к выводу, что имеют дело с незадекларированными китайскими изделиями и не только отказывают претенденту в участии, но и заносят его в «черный список».

Значит ли это, что на выставке вообще нет китайских игрушек? Разумеется, нет. Около 600 компаний из этой страны ежегодно приезжают в Нюрнберг, и им тоже всегда рады. Однако в этом случае идет отбор участников дочерней структурой Spielwarenmesse eG в Китае – на выставку допускают исключительно производителей, выпускающих оригинальную продукцию из качественных и экологически безопасных материалов при отсутствии каких-либо проблем с лицензированием и охраной авторских прав. По мнению экспертов, при снятии этого барьера добавилось бы не менее тысячи новых фирм с сомнительной продукцией, это резко снизило бы качественный уровень выставки на многие годы.

Понятно, что строгий отбор экспонентов идет параллельно с постоянной работой по привлечению новых инновационных предприятий и расширению географии стран-участниц.

В отличие от тысяч других международных выставок, в начале 2020 г. Spielwarenmesse прошла с ожидаемым успехом в традиционном очном формате, поскольку сроки ее проведения пришлись на январь, когда о будущем форс-мажоре еще не догадывались. Впрочем, надежды на то, что в течение года ситуация успокоится и очередная выставка в 2021 г. состоится в намеченное время, по понятным причинам не оправдались. Год назад, в условиях пандемии, дирекция запустила онлайн-презентацию новинок отрасли Spielwarenmesse BrandNew, которая в какой-то мере помогла предприятиям представить новинки, намеченные к экспонированию в 2021 г.

Понятно, что в период вынужденной паузы организаторы не сидели, сложа руки. Проведена большая работа по развитию новых идей и переформатированию проекта, прежде всего с точки зрения усиления онлайн-сервиса и создания лучших условий для эффективного делового общения.

Что впереди?

В этом году международная выставка игрушек Spielwarenmesse 2022 намечена на 2–6 февраля. По первым отзывам, интерес к выставке огромный, по сути, речь идет о презентации новинок за два года. 

Председатель исполнительного совета Spielwarenmesse eG Кристиан Ульрих в интервью журналу Kidsoboz осенью прошлого года отмечал: «В 2022 г. мы порадуем нововведениями обе целевые группы, и экспонентов, и посетителей. С помощью новой платформы Spielwarenmesse Digital нам удалось объединить ни с чем не сравнимые впечатления от посещения выставки с виртуальной реальностью – она не только обеспечит экспонентов абсолютно новыми возможностями презентации товаров, но и поможет дистрибьюторам и байерам подготовиться и плодотворно работать на выставке. Дальнейшие преобразования также ожидают зону сопутствующих услуг (Dienstleister Areal), которая представляет интерес как для ритейлеров, так и для других представителей отрасли. Помимо экспонентов, предлагающих упаковку, кассовое оборудование, системы управления предприятием или маркетинговые услуги, там впервые будут представлены системы контроля и испытаний. Еще одним сюрпризом станет измененная концепция демонстрации новинок».

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ

Слово «шпиль» хорошо известно в России, причем не только как как верхняя часть башни или собора, но и во многих других смыслах. Так, глагол «шпилить» в XX в. для многих означал игру в карты с очевидно криминальным оттенком. Между тем, в его основе лежит простое немецкое слово «игра». Именно от него произошло имя крупнейшей в мире выставки игрушек Spielwarenmesse – в прямом переводе «ярмарка товаров для игры».

К экспонентам из Китая отношение особое. Отбор участников производит дочерняя структура Spielwarenmesse eG в Китае – на выставку допускают исключительно производителей, выпускающих оригинальную продукцию из качественных и экологически безопасных материалов при отсутствии каких-либо проблем с лицензированием и охраной авторских прав.

Выставка игрушек в Нюрнберге Spielwarenmesse – это около 3000 экспонентов, 70 тыс. посетителей-специалистов и 1500 журналистов

Основа успеха выставки с 70-летней историей в постоянном изучении глобального рынка, активной обратной связи с экспертами и наступательной маркетинговой стратегии, нацеленной на решение стратегических задач развития проекта

На выставку игрушек полностью запрещен проход детей и подростков до 18 лет. Причина очевидна. При допуске детей сотни экспонентов не смогут нормально работать – на игровой площадке невозможно вести бизнес

Несколько лет назад российскому производителю деревянных макетов огнестрельного оружия отказали в участии, поскольку сочли, что его игрушки пробуждают в ребенке агрессию и тягу к насилию