тел. (495) 223-42-15

Форма – ничто, цвет – всё!

Экспрессионизм (от латинского expressio, «выражение») – направление в европейском искусстве первой трети XX в. Наибольшую популярность экспрессионизм имел на своей родине, в Германии и Австрии. Свое внимание художники сосредоточили на описании человека, его внутреннего мира и социальных взаимоотношений. 

Французские художники-импрессионисты и постимпрессионисты в конце XIX – начале XX в. нашли новый способ изображения натуры через передачу впечатления. С изобретением фотографии точное воспроизведение формы перестало быть делом мастерства рисовальщика, и художники стали больше использовать цвет (которого еще не было в фотографии). Примат цвета над формой будет господствовать в искусстве всю первую половину XX в.

Постепенно стилизация и упрощение формы позволили художникам сосредоточиться на передаче сюжета и отношения автора к происходящему через цветовые решения.  

Немецкие экспрессионисты добавили в живопись провокацию. Они отвернулись от изображения спокойной натуры и повернулись к человеку, его переживаниям и социальному взаимодействию, к возможности разговаривать со зрителем через картины. Живопись, скульптура, а потом и другие художественные объекты стали отражением опыта смотрящего, соединением этого опыта с опытом художника.

А опыта было много: бурные политические и экономические события начала XX в., технический прогресс, ускоряющаяся жизнь, постоянные стрессы и сумасшедшие скорости. Очарование футуристов машинами прошло с началом полномасштабных военных действий. В литературе, философии и искусстве отразилась бессмысленность бойни, духовный кризис целого поколения, тревога, страх, боль – художники, работавшие в этот непростой период, хотели все это показать.

«Я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Так Эдвард Мунк смог выразить всю тяжесть человеческого бытия и меланхолии в своем гнетущем и будоражащем образе, изображенном на картине «Крик».

 Эмоциональные переживания художники облекали в яркие краски, выразительные мазки, напряженные, острые контуры, гипертрофированные образы. Лаконизм, откровенность позы и жестов, почти натурализм, доведенный до цинизма в сочетании с метафизической отвлеченностью, – все это попытка показать архетипические взаимоотношения между людьми. Как в работах норвежского скульптора Густава Вигеланда в парках Осло, который по-новому переосмыслил монументальность античной скульптуры.

В 1905 г. молодой архитектор Эрнст Людвиг Кирхнер основал художественное объединение «Мост» вместе с тремя друзьями-единомышленниками (Фриц Блейл, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель). Они заявили о разрыве с академическим искусством и о начале грандиозной стройки – виртуального моста из средневекового, готического искусства прямо в современность, от Дюрера и Кранаха-старшего, минуя уже давно безжизненную академическую традицию, к собственным поискам нового языка в живописи. В 1911 г. Василий Кандинский с другом Францем Марком создали объединение «Синий всадник», вдохновленные идеей синтеза «чистого» эмоционального искусства, самодостаточности цвета и формы в духовном содержании живописи.

Эти два самых знаменитых объединения молодых художников заложили основу не только экспрессионизма, но и абстрактного искусства, которое прославило Василия Кандинского. Художник считал, что цвета сами по себе могут нести в себе изобразительную ценность. Именно возможность разговаривать со зрителем напрямую с помощью цвета подтолкнула Кандинского окончательно отказаться от формы, то есть довести идею экспрессионистов до крайней точки.

 К сожалению, многим творческим задумкам художников в Германии не удалось воплотиться в жизнь. В 1930-х гг. к власти пришли нацисты и объявили большинство работ экспрессионистов «дегенеративным искусством», а их авторов – вне закона. Часть художников эмигрировали в Европу, а потом в США, где продолжили свою работу. В 1950-х гг. это привело к возникновению яркого и самобытного направления – абстрактного экспрессионизма.

В 1970-х гг. XX в. экспрессионизм снова начал набирать популярность и завоевывать интерес зрителей. Он вернулся в моду в виде неоэкспрессионизма, когда к выразительным линиям и формам добавились эксперименты с материалом и фактурой. Выдающимися авторами неоэкспрессионизма становятся американские художники Жан-Мишель Баския, Джордж Кондо, Ричард Принц, Джулиан Шнабель и другие.

Надежда КАЛМЫЧКОВА

Один из основных трендов на арт-рынке сегодня – «реабилитация» произведений немецких экспрессионистов, которая началась с продажи на аукционе Christie’s в ноябре 2006 г. шедевра Эрнста Людвига Кирхнера «На улице. Берлин» за 38,1 млн долл. Пятнадцать лет назад живопись и графику представителей этого направления покупали только для частных собраний Германии. Сейчас серьезные коллекционеры всех стран стремятся во что бы то ни стало иметь в своих собраниях хотя бы одну «экспрессионистскую» работу. Раньше таким must have были работы импрессионистов.

Несмотря на то, что в группу «Синий всадник» входили несколько выдающихся художников (Пауль Клее, Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский и другие), Василий Кандинский говорил: «Синий всадник – это мы двое, Франц Марк и я». С названием тоже все оказалось просто: «Мы оба любили синий цвет. Я – всадников, а Марк – лошадей».

Стилизация и упрощение формы позволили художникам сосредоточиться на передаче сюжета и отношения автора к происходящему через цветовые решения.

Примат цвета над формой господствовал в искусстве живописи всю первую половину XX века.

Сейчас серьезные коллекционеры стремятся во что бы то ни стало иметь хотя бы одну «экспрессионистскую» работу. Раньше таким must have были импрессионисты.